Уточнение границ зу

Содержание

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Уточнение границ зу

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Уточнение границ земельного участка в 2020 году: порядок проведения, сроки

Уточнение границ зу

11.10.2017

Уточнение границ земельного участка – это необязательная процедура при купле-продаже земли. Из-за этого многие граждане пренебрегают ею, но поступают так совершенно напрасно.

На самом же деле, границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (абз. 10, п. 9, ст. 39.29 ЗК РФ).

Юридическое закрепление всех технических параметров участка и их строгий учет помогут сохранить свою собственность как от посягательств соседей, так и от нападок властей. Кроме того, такие документы могут быть полезны после оформления наследства, при купле-продаже (чтобы аргументировать стоимость земли).

Сам термин означает процедуру, направленную на определение границ земельного участка, его размеров и координат поворотных точек по установленной законом схеме.

Данную процедуру проводят уполномоченные организации (геодезические компании либо специальные подразделения местных органов власти).

Вопросы межевания регулируются законом № 268-ФЗ, Земельным кодексом и Приказом Минэкономразвития № 582.

Когда и при каких условиях требуется данное уточнение

Уточнение границ считается процедурой для быта необязательной, но ее юридическое значение велико, и им не стоит пренебрегать. Прибегают к межеванию в случаях:

  • когда участок разбивают на два и более;
  • когда несколько наделов объединяют в один;
  • при купле-продаже земли.

Читайте подробно о том, как составить договор купли-продажи земельного участка.

Уточнение границ в каждом из описанных выше случаев не обязательно на уровне законодательства, но рекомендуется многими юристами по ряду причин.

В случае с разделением участков межевание поможет решить имущественные споры при ссорах между собственниками.

Например, если границы земель после разделения будут строго определены кадастровым инженером, любые споры из-за хозяйственных построек, возможных находок либо урожая будут решаться с опорой на букву закона.

В случае если межевание не производилось, то, несмотря на личные договорённости, участок будет находиться в общей собственности, как и все прилегающие сооружения и прочее.

Если не произвести уточнения границ после объединения участков (узнайте, как объединить участки), то могут возникнуть сложности при продаже. Покупатель захочет увидеть документ, в котором зафиксирован размер земли.

Обозначение или изменение границ земельного участка иногда необходимо, даже без изменения площади по инициативе собственника.

Например, когда сосед начинает самовольно двигать забор на участок, который прошёл пошаговую процедуру уточнения границ, то после вызова органов власти подобные действия могут быть расценены как захват чужой собственности (подробно о том, что делать при захвате участка), за что нарушителя ждет уголовное наказание. Сведения о таком происшествии следует направлять в полицию.

Кто проводит работы по уточнению границ

Есть две инстанции, в которые можно обратиться для получения заключения о границах земельного участка:

  • геодезические компании;
  • структурные подразделения местных органов власти.

Объединяет эти инстанции один важный аспект – в их штате должен быть квалифицированный кадастровый инженер. Это не такая распространённая профессия, поэтому в частных конторах его нередко пытаются заменить юристом или простым инженером, но документ, выданный таким человеком, не будет иметь законной силы.

Стоимость услуг частных геодезических компаний выше, чем у государственных органов, но они гарантируют кратчайшие сроки выполнения заказа и удобное для вас время. Сотрудничество с подразделениями местной власти займет от двух недель и больше, в зависимости от количества кадастровых инженеров в составе службы, а также от их загруженности.

Какие документы подготавливаются

Ни процессуальное, ни материальное законодательство не устанавливают точного перечня бумаг, необходимых для установления размеров участка.

Для того чтобы не затягивать процедуру, лучше предоставить все правоустанавливающие свидетельства на землю, постройки на ней (будь то дом или хозяйственные сооружения), уточняющие особенности местоположения участка, а также документ, идентифицирующий личность.

Все оригиналы и копии должны быть читабельными, сканы – обязательно цветными. На ксерокопии паспорта необходима подпись лица, подтверждающая, что она совпадает с оригиналом.

Если увеличения или уменьшения участка не происходило, и площадь его территории просто нужно уточнить, это стоит указать в заявлении. Дополнительно инженер может потребовать ряд иных документов, которые нужно будет запрашивать в архивах или государственных структурах:

  • справка, которая подтверждает отсутствие коммунальных коммуникаций, электрических кабелей любого назначения;
  • договоры дарения, купли-продажи или наследования.

Порядок проведения работ

Процедура внесения данных в земельный кадастр имеет четкую последовательность:

  1. В первую очередь необходимо найти документы, о которых говорилось выше, и сформулировать техническую задачу. Зависеть она будет от размера участка, местности, типа собственности и цели проведения межевания.
  2. Следующим шагом надо выбрать компанию или государственный орган, в который будет направлено обращение.
  3. Далее составляется договор по оказанию кадастровых услуг. В законодательстве имеется типовая форма данного договора.
  4. Кадастровый инженер должен провести замеры и узнать у соседей, согласны ли они с результатами. Если кто-либо решит оспорить процедуру или итоги работы сотрудника службы, то доказывать её законность необходимо будет, подавая исковое заявление в суд.
  5. Когда действия на местности закончены и соседи высказали свое письменное согласие с работой кадастрового инженера, наступает период бумажного оформления. Составляются межевой план и акт соглашения, подписанный собственником, соседями, самим инженером, который выезжал на участок, и представителем местной администрации, который отвечает за вопросы земельного кадастра.
  6. Документы направляются заказчику и в Кадастровую палату. Далее этот орган выдает кадастровый паспорт и выписку на участок.

Если в процедуре были допущены ошибки, либо документация нуждается в исправлениях, Кадастровая палата выносит аргументированное постановление об отказе в выдаче паспорта. В таком случае процедуру необходимо пройти повторно, и срок получения документов увеличится минимум вдвое.

Если направленные бумаги не были приняты из-за ошибки инженера, заказчик имеет все основания требовать бесплатного выполнения повторных замеров другим специалистом.

Нюансы при проведении уточнения границ

В порядке межевания есть свои особенности, о которых необходимо помнить, дабы вся процедура прошла успешно с первого раза:

  1. По закону гражданин обязан самостоятельно предупредить об этом соседей, чьи земли граничат с его участком, за семь календарных дней до начала работ инженера. Чтобы при обращении в суд не возникал споров, собственнику земли стоит попросить соседей расписаться в документе, который составляется в свободной форме и не нуждается в юридическом закреплении. В этом случае главное не узнать мнение соседей, а оповестить их о дате прибытия инспектора, чтобы он учитывал их решение.
  2. Необходимо помнить, что любое самовольное изменение размеров величины участка будет расценено инспектором как преступление, о котором он обязан сообщить в соответствующие органы.
  3. Решение межевать участок может быть принято либо собственником, либо его представителем по доверенности. Родственные связи на этот вопрос не влияют.
  4. Если инженером будет подтверждена незаконность расширения участков соседей за счёт земли заказчика, он обязан вызвать участкового и зафиксировать правонарушение.
  5. Исправление нарушений допускается в досудебном порядке в сроки, установленные соглашением между соседями.

Ранее процедура межевания в РФ практически не проводилась, но с каждым годом количество сознательных граждан увеличивается.

Судебная практика

В современном обществе уточнение границ участка имеет большое значение. Так как встречаются такие моменты, когда участок может находиться вблизи лесного фонда, и при строительстве изгородь незначительно может быть смещена, в результате чего может быть уменьшена или, наоборот увеличена площадь участка. Такие случаи встречаются в судебной практике. Примеры:

  1. Апелляционное определение Московского областного суда от 16.08.2017 по делу N 33-24911/2017

Требование: О внесении сведений о местоположении границ земельного участка согласно заключению эксперта.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является собственником земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Земельный участок стоит на кадастровом учете, границы участка уточнены, при проведении контрольного замера было установлено несоответствие фактического местоположения границ участка и сведений о его границах в государственном кадастре недвижимости, также было установлено пересечение фактических границ участка с границами земельного участка лесного фонда.

Решение: Требование удовлетворено.

  1. Апелляционное определение Московского областного суда от 18.01.2017 по делу N 33-785/2017

Требование: Об определении границ земельного участка, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.

Обстоятельства: Истица указала, что является собственником земельного участка, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, границы земельного участка не уточнены, ограждение существует, участок расположен в границах землеотвода ответчика, граничит с землями лесного фонда, при проведении работ по уточнению границ участка выяснилось, что существует наложение границ на границы земель лесного фонда.

Решение: Требование удовлетворено.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/utochnenie-granits-uchastka

Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков

Уточнение границ зу

Уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника участка, которая позволяет ему решить следующие задачи:

  • предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;
  • свободно распоряжаться земельным участком, в том числе преобразовывать его путем раздела, выдела, объединения с другими смежными участками;
  • получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;
  • уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

В данном материале мы рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой межевых планов земельных участков и осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, в том числе в случаях выявления несоответствия установленных границ земельного участка его фактическому положению на местности.

1. В каких случаях возможно уточнение местоположения границ земельного участка?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

В соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости ( ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Закон о регистрации)) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.

Такое уточнение не связано с образованием новых земельных участков при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый участок сохраняется в измененных границах.

https://www.youtube.com/watch?v=nDBvFXsZUwk

Осуществляться уточнение местоположения границ может только в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестре недвижимости (ЕГРН), при условии, что такие сведения не соответствуют установленным законом требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90). Иными словами, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности.

Итак, уточнение местоположения границ земельного участка возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, в случае пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства – самовольного занятия земельных участков);
  • по вступившему в законную силу решению суда.

Указанные обстоятельства являются основанием для выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

Чтобы избежать земельных споров с соседями, невольного нарушения земельного законодательства,  не столкнуться с прочими негативными последствиями неустановленных границ земельного участка, рекомендуем Вам своевременно провести работы по уточнению местоположения границ.

Для начала удостоверьтесь, что сведения о Вашем земельном участке внесены в ЕГРН и описание его границ нуждается в уточнении.

Сделать это можно самостоятельно либо, прибегнув к помощи опытных специалистов нашего проекта – закажите “ПАСПОРТ ОБЪЕКТА” и получите в течение 1-2- дней всю необходимую информацию вместе с рекомендациями в одном документе.

2. Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен Законом о регистрации (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации), а также Требованиями к подготовке межевого плана (п. 70 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921).

Так, в соответствии с Законом о  регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. В свою очередь, при отсутствии в проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

  1. установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
  2. установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
  3. установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  4. установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).

Подробнее…

Природными объектами являются объекты местности, возникшие без участия человека в силу природных явлений (например, складки местности, бровки оврагов и иные элементы ландшафта), позволяющие идентифицировать границу земельного участка (в том числе с помощью картографического материала), а объектами искусственного происхождения являются объекты, расположенные на поверхности земли, созданные трудом человека, например ограждения, стены зданий и иные конструктивные элементы разграничивающего характера.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/osobennosti-podgotovki-mezhevykh-planov-v-svyazi-s-utochneniem-mestopolozheniya-granits-zemelnykh-uch/

Уточнение границ земельного участка – порядок действий

Уточнение границ зу

Уточнение границ земельного участка заключается в проведении комплекса геодезических измерений. Это мероприятие включает в себя определение координат земельного надела с одновременным исправлением смежного, изготовление кадастровым инженером межевого плана, согласование границ с владельцами соседних участков, а также передачу межевого документа в Росреестр.

Необходимость в проведении кадастровых работ

Осуществление кадастровых работ, связанных с межеванием территории, нужно, если сведения о границах земельного надела отсутствуют в ЕГРН. Ситуация наблюдается часто, даже в отношении наделов, поставленных на кадастровый учет.

Проверить границы земельного надела просто. Для этого необходимо зайти в интернете на сайт http://pkk5.rosreestr.ru/.

Пользователь увидит перед собой поисковую строку, в которой нужно прописать кадастровый номер земельного участка. Система быстро выдает информацию об участке.

Но если в ней будет прописано, что надел без координат границ, это означает, что они не учтены. Следовательно, хозяину нужно проводить межевание.

Эта процедура стала обязательной с 2017 года. Без нее собственник не сможет продать участок, а также осуществить иные сделки с этой недвижимостью. Например, отдать ее в дар.

Специалисты не рекомендуют затягивать с межеванием, если у земельного надела не уточнены границы. Случается и так, что владельцы земельных участков, проводящие межевание позже соседей, лишаются части площади.

И это происходит из-за того, что границы уже определены, а площади, которая осталась, не хватает. Заставить изменить границы соседей сложно. Это делается в судебном порядке.

И не факт, что инстанция признает правоту истца.

Уточнение границ ранее сформированного ЗУ

В ГКН хранится информация о земельном участке. И по результату уточнения границ сведения корректируются. Уточнение происходит по основаниям, учитывая то, что участок был ранее поставлен на кадастровый учет:

  • обнаружение кадастрового недочета: ошибка была допущена при предыдущем межевании;
  • регистрация имущественной сделки и выявление в ее процессе недочетов в установлении границ.

По итогам процедуры границы меняются с увеличением площади. Это по закону допускается. Но неприятность заключается в том, что уточнение может быть связано с уменьшением площади. Это происходит в случае, если надел неправомерно увеличен.

Границы ЗУ могут быть уточнены и без изменения площади. Процедура включает в себя проведение линий межевого характера по координатам, которые уточнены кадастровым инженером. В этой ситуации допускается изменение конфигурации земельного надела, но при сохранении его общей площади.

Может быть частично изменяться местоположение участка, если один из владельцев смежного расширил границы. Прилегающие земли сдвинулись. Площади сохранились для законного использования. Такие случаи возникают, когда межевые границы накладываются друг на друга.

И это связано с тем, что по действиям одного из собственников произошел самозахват территории. Нарушились нормы ст. 71.1 КоАП.

Основания проведения мероприятия

Уточнение границ проводится по основаниям:

  • заявление, поступившее от собственника земельного надела;
  • желание соседей;
  • решение судебного органа;
  • решение местной администрации;
  • инициатива регистрирующей инстанции.

Кроме того:

  • при приобретении земельного надела будущий собственник видит, что в документах на участок указано его расположение, но нужно уточнить его границы;
  • возникновение конфликтов с соседями и решение вопроса о том, кому и какая земля принадлежит;
  • подача искового заявления на соседа, если у истца существует обоснованное подозрение в том, что последний присвоил часть его земли.

Где это сделать

Порядок действий простой. Заказчик обращается к кадастровому инженеру. Это уполномоченное лицо, имеющее право проводить на земельных наделах рассматриваемые процедуры. У него должна быть аккредитация. Иными словами, разрешение на работы. Кроме него, на место выезжают геодезисты, которые оснащены спутниковым оборудованием. Оно проводит съемку местности.

Главное – чтобы измерения и работы соответствовали установленным параметрам. Иначе, кадастровые работы можно оспорить, если заняться этим процессом. В результате собственник рискует потерять деньги, отданные за услугу. Поэтому следует с ответственностью подойти к выбору специалиста, а также геодезической фирмы. Почитать о них отзывы в интернете, а также порасспрашивать знакомых.

При обращении в геодезическую фирму собственник предоставляет бумаги, которые доказывают его право распоряжаться наделом. После проверки документов между исполнителем и заказчиком заключается договор.

Документы

В комплект документов, которые необходимы при проведении межевания входят:

  • правоустанавливающие документы: основания, по которым человек вступил во владение земельным наделом;
  • если межевание проводится повторно, то необходим старый документ, который доказывает, что процедура уже проводилась;
  • межевое дело;
  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • выписка из ЕГРН или свидетельство о собственности в бумажном варианте.

Кроме документов на земельный надел, нужен паспорт его владельца. Если от его имени выступает представитель, то доверенность на ведение дела. В этом документе, удостоверенном нотариально, прописываются полномочия лица, которое действует в правоотношениях от имени поверенного.

Стоимость

Первичное межевание в регионах стоит от 5 до 8 тысяч рублей. Если процедура делается повторно, цена примерно одинаковая. Но это в случае, если в процессе не возникли дополнительные нюансы, требующие расширения объема услуг. За них необходимо доплачивать.

Если при первичном межевании были допущены недочеты в расчетах, либо при перенесении сведений в ГКН, а также неверно заполнено межевое дело, то повторно уточнение границ проводится для заказчика безвозмездно, но только по решению судебного органа.

Сроки

Обычно уточнение границ занимает не менее 2 недель. Длится не более 2 месяцев.

Подготовительный

Подготовительный этап заключается в том, что кадастровый специалист получает выписку и изучает ее. Если межевание было ранее, то он изучает предыдущее дело и прилагаемые документы.

На основании сведений готовится план, производится расстановка точек. Составляется техническое задание для геодезистов. Начинается основной этап, заключающийся в работе непосредственно на местности.

В назначенную дату на место приезжают все заинтересованные в процессе лица:

  • кадастровый инженер;
  • группа геодезистов;
  • сам заказчик;
  • соседи.

Основной

Основной этап работ заключается в проведении мероприятий на местности. Он включает:

  • проведение замеров;
  • анализ правильности расстановки на территории межевых знаков;
  • пояснение от кадастрового инженера по теме правил и норм расположения на участке межевых линий;
  • ответы на вопросы владельцев участков.

В итоге у всех собравшихся на мероприятии не должно быть больше никаких вопросов относительно правоспособности проведения мероприятий. После пояснений владельцы смежных участков подписываются под документом. Это акт согласования границ. Он основной среди бумаг, связанных с межевым делом.

Камеральный

Камеральный этап связан с проверкой полученных сведений и поиском возможной ошибки. Если ЗУ не состоял на учете в кадастре, то межевание проводится в традиционном режиме.

Если акт согласования готов, он прилагается к межевому плану, передается заказчику в бумажном формате. Бумага подписана кадастровым инженером, а также на ней ставится печать организации, проводившей одноименные работы. Но существует и другая копия акта. В электронном виде она передается в орган Росреестра. Заказчик самостоятельно может отправить туда две копии: бумажную и электронную.

Специалисты Росреестра получают документы. По факту они рассматривают и внимательно их проверяют. Если в них не будут обнаружены ошибки, недочеты, описки, то принимается решение об одобрении. Если в документах выявляются недочеты, выносится отказ.

В случае принятие положительного решения составляется акт. Он подтверждает, что в ГКН будут внесены изменения по уточнению границ.

Основные нюансы, возникающие в ходе уточнения границ земельного участка

  1. Важно понимать, что уточнение может проводиться, как в отношении наделов, поставленных на кадастр, так и тех, которые не обладают этим идентификатором.
  2. В процессе уточнения границ важно межевание.

    Оно проводится компаний, которая имеет разрешение на осуществление этого направления в работе.

  3. Сотрудничество с кадастровым инженером возмездное. Собственник надела заключает с фирмой договор. Оплачивает услуги специалистов.
  4. Работы проводятся на местности.

    Лучше, чтобы при этом присутствовал сам собственник, а также соседи. Идеальный вариант – чтобы межевание делали все вместе, например, члены СНТ, с утонением границ смежного участка. Это минимизирует развитие дальнейших споров.

Важно, чтобы после окончания межевания, уточнения границ, соседи были согласны. Конечно, их одобрение не является последней дистанцией. Тем не менее, многие споры могут быть купированы заранее.

Источник: https://prozemlu.ru/utochnenie-granits-zemelnogo-uchastka-poryadok-dejstvij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.