Уточнение границ земельного участка закон

Содержание

Порядок уточнения границ земельных участков

Уточнение границ земельного участка закон

Доброго дня, уважаемые читатели.

В предыдущей статье я рассказывал о том, что такое уточнение границ земельного участка и в каких случаях оно необходимо.

На практике просто огромное количество вопросов возникает о порядке уточнения границ участков. В этой статье об этом и поговорим.

Порядок уточнения границ земельных участков определен в п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.:

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

За весь период существования кадастрового учета приведенные правила, по большей части, оставались в неизменном виде. Ранее они определялись п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в различных интерпретациях, смысл которых можно свести к действующей редакции.

Приведенная формулировка объемная и довольно сложная для понимания. На практике она применяется следующим образом:

  1. В первую очередь границы уточняются по сведениям, которые содержатся о границах участка в документе о праве (правоустанавливающем документе).
  2. Если в документе о праве таких сведений нет, либо их недостаточно, либо нет самого документа, то границы уточняются по сведениям, которые содержатся в землеотводных документах.
  3. Если таких документов нет или в них не хватает сведений, то границей земельного участка считаются существующие на местности 15 и более лет искусственные или природные объекты, которые отделяют участок от других (фактические границы земельного участка).

Указанный порядок имеет последовательный характер применения, а не альтернативный. Это очень важно.

Если сведения о границах есть в документе о праве на участок, то определять границы по существующему 15 лет забору на местности нельзя. Точно также нельзя сразу определять границы по забору, игнорируя землеотводные документы.

2. Применение порядка уточнения границ земельных участков при рассмотрении земельных споров в суде

Положения п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости применяются судами при рассмотрении земельных споров о границах участков.

Самый простой пример подобных споров:

Собственник участка хочет уточнить границы и обращается к соседу за согласованием. Сосед отказывает, так как считает, что смежная граница должна проходить в другом месте. И тоже начинает уточнять границы участка.

Оба соседа обращаются в суд с исками об установлении границ участков.

В этом случае суд должен выяснить следующие обстоятельства:

  • имеются ли изначальные документы о праве, то есть документы, на основании которых участки были образованы и предоставлены их первым владельцам?
  • если имеются, то возможно ли из них определить местоположение границ участков?
  • если нет возможности или нет первичного документа о праве, то имеются ли землеотводные документы на участки?
  • если землеотводных документов нет или в них недостаточно сведений, то где и сколько существуют фактические границы участков 15 лет и более?

Любой иной подход будет не правильным. Потому, что границы земельных участков уточняются не хаотично и не как хочется их собственникам, а в порядке, который определен законом.

Часто мне приходится встречать попытки найти, так называемую, «историческую» границу участка. На вопрос, что понимается под «исторической» границей я обычно слышу «это место, где забор всегда стоял» или что-то созвучное.

Так вот, такой формулировки как «это место, где забор всегда стоял» и понятия «историческая» граница закон никогда не содержал и не содержит. Поэтому, не имеет никакого значения, где стоял забор в 80-х годах, если на момент уточнения границ участка последние 15 лет забор был расположен в другом месте.

3. Документы о праве на участок и документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании

Документы объединены в один пункт потому, что издавались они, как правило, совместно. Однако, бывают случаи, когда на руках у землевладельца имеется что-то одно.

Перечень таких документов законом не определен.

Вот их основные виды, которые встречаются на практике:

  • свидетельства о праве собственности на землю;
  • государственные акты на землю;
  • договоры о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для строительства жилого дома;
  • чертежи, планы границ и схемы расположения земельных участков, утвержденные уполномоченными органами при предоставлении участка;
  • схемы, карты, планы, утвержденные райкомземами;
  • любые другие подобные документы.

В контексте уточнения границ участков под документом о праве (землеотводном документе) понимается изначальный документ, на основании которого участок был образован и предоставлен первому владельцу.

Переход земельного участка в собственность последующих владельцев происходит либо по сделкам (купля-продажа, дарение, мены и т. п.) либо иным способом (наследство, реорганизация юридического лица и т.п). В таких документах сведения о границах земельного участка не указываются никогда. Во всяком случае, за годы своей практики я такого не встречал ни разу, хотя теоретически это не исключено.

Поэтому, с точки зрения уточнения границ подобные правоустанавливающие документы никакой практической пользы не несут и нужно изучать самый первый документ о праве, на основании которого участок был предоставлен изначально.

Такие документы о праве в практике иногда называют первичными документами.

Наглядные примеры:

Практически во всех подобных документах максимум полезной информации о границах участка – это линейные размеры. Единично встречаются случаи, когда указаны точные сведения, из которых можно достоверно установить местоположение границ.

Выполняющий уточнение границ земельного участка кадастровый инженер должен попытаться определить границы участка из имеющихся в указанных документах сведений.

И только в случае отсутствия такой возможности – проводить уточнение по фактическим границам участка.

4. Границы, существующие на местности пятнадцать лет и более (фактические границы)

Объекты искусственного происхождения – это стены домов, хозяйственных построек, сараев, бань, гаражей, заборы и иные ограждения, автомобильные дороги, железнодорожные пути и прочие линейные объекты.

Природные объекты – это лесопосадки, лесополосы, овраги, реки, ручьи и аналогичные объекты.

Самое главное – такие объекты должны визуально отделять земельный участок от соседних.

Для того, чтобы определить границу участка по таким объектам нужно установить, где они последний раз без изменений были расположены 15 или более лет.

Объясняю на наглядном примере:

  • Земельный участок был окружен забором с 1980 года по 2003 год без изменения его местоположения. То есть, 23 года.
  • В 2004 году одна из границ участка изменила свое местоположение путем перестановки забора на два метра в сторону от участка, т. е. в 2004 году участок расширился.
  • В 2007 году был перенесен забор другой границы на 1,5 метра в сторону от участка, т. е. участок опять расширили.

Границы земельного участка уточняются в 2020 году. Каким образом? По забору, который существовал с 1980 года по 2003 год.

Потому, что в соответствии с п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости мы установили границы участка, которые существовали без изменений более 15 лет. Следовательно, именно такая граница считается установленной и согласованной между собственниками смежных участков.

А как определить границы этого участка в 2024 году? По забору, который существовал с 2007 года по 2023 год. Потому, что он просуществовал на местности без изменений последние 15 лет.

Наиболее часто встречающиеся документы, в которых зафиксированы сведения о существовании фактической границы участка:

  • Генеральные или ситуационные планы участка, составленные органами технической инвентаризации (БТИ);
  • Ортофотопланы местности;
  • Картографические материалы государственного кадастра недвижимости масштабом 1:5000 и крупнее.

Самое главное, чтобы из этих документов можно было определить местоположение фактических границ и время их существования.

Наглядные примеры:

Заключение:

Каким бы сложным не показался вопрос о порядке установления границ участка на первый взгляд, на самом деле в нем нет ничего сверхъестественного. Главное иметь правильное понимание и не питать ложных иллюзий.

На этом все. Буду рад, если изложенный материал оказался для вас полезным.

Источник: https://jurist-goraynov.ru/poryadok-utochneniya-granits-zemelnyh-uchastkov/

Уточнение границ земельного участка: порядок действий, правила

Уточнение границ земельного участка закон

Последние изменения: Январь 2020

Уточнение границ земельного участка требуется при возникновении споров и судебных тяжб в отношении определенной части земли, граничащей с соседским наделом.

В процессе выполнения работ, кадастровые инженеры выявляют реальные границы и имеющиеся расхождения для дальнейшего согласования с заинтересованными лицами – представителями официальных структур и собственниками прилегающих земель.

Приобретая права на участок, иногда возникает потребность в уточнении существующей пограничной линии между собственностью и смежными наделами.

При подготовке к сделке покупатель требует получения точных сведений о земле, подтверждаемых документально.

Чтобы избежать проблем относительно чужих притязаний на часть территории, рекомендуется пройти процедуру уточнения местоположения границ и площади земельного участка, основываясь на положениях земельного и гражданского законодательства.

Особенности процедуры: для чего требуется

Уточнение пределов земли включает комплекс мероприятий, связанных с выявлением и юридической фиксацией точных характеристик объекта недвижимости – площади, конфигурации, местоположения согласно системе координат. В процессе определения пределов фиксируют поворотные точки надела, по которым определяется истинное расположение собственности.

В отличие от остальных вариантов документации на землю, с разнообразными характеристиками и показателями недвижимого имущества, уточнение границ призвано зарегистрировать объем и характер прав на конкретный земельный надел, защищая неприкосновенность пределов собственности.

Несоблюдение требований законодательства, отсутствие уточненных пределов, влечет следующие варианты негативных последствий:

  • Создание некоторых ограничений в праве на имущество, так как разнообразные мероприятия в отношении земли становятся недоступными. Владелец не вправе выполнить раздел, выдел, провести объединение со смежной землей.
  • Высокая вероятность споров, включая судебные разбирательства в отношении землевладельца, никак не защищенного от посягательств на граничащие с соседскими частями земель.
  • Риск предъявления притязаний на постройки, возведенные рядом с межой, требования соседей об их сносе. Особое внимание стоит уделить установлению границ, если планируется строительство капитального забора, т.к. в случае судебного оспаривания приграничной земли соседи вправе требовать сноса, и гарантий принятия судьей решения в пользу владельца забора нет.

Тема установления границ и принадлежности граничащих частей земли, не теряет своей актуальности. Не редкость случаи самовольного захвата чужих территорий, что ведет к расхождению между документами на участок и реальным положением вещей.

Из-за того, что закон не требовал обязательного уточнения границ в прошлом, в настоящий момент многие собственники наделов сталкиваются с неприятными разбирательствами с соседями, привлечением различных государственных структур, судебных инстанций, адвокатов и т.д. Избежать лишних трат и защитить свою территорию позволит уточнение границ земельного участка и регистрация местоположения объекта недвижимости.

Описание процедуры

Процесс уточнения пределов участка – сложен и требует определенных усилия со стороны собственника и затрат. Информация о последовательности шагов и различных нюансов исполнения каждого процесса, помогут избежать непредвиденных трудностей и определить собственный порядок действий:

  1. Сбор необходимой документации на землю, которая далее потребуется для межевого дела.
  2. Полученные сведения далее передаются в предварительно выбранную геодезическую организацию, чтобы изучить конкретную ситуацию и обстоятельства, при которых будут проводиться работы по установлению пограничных линий.
  3. Оповещение заинтересованных сторон о процедуре, сообщение места, времени. Правила требуют присутствия всех собственников прилегающих участков, согласовывая с ними линию между участками.
  4. Проведение кадастровым специалистом работ на выезде: съемка, измерения, учет расположения отдельных объектов, заборов.
  5. Линия границ определяется в присутствии заинтересованных сторон, а по завершении согласования подписывают акт об определении границ.
  6. Обработка полученных сведений и подготовка межевого плана участка.
  7. Урегулировав межевые вопросы, составленный документ направляют на проверку Кадастровой Палате, которая формирует новый кадастровый паспорт с указанием актуальных параметров и границ.

Уточнить пределы участка может собственник земли, имеющей статус «ранее учтенной». В дальнейшем, выданный документ дает полное право распоряжаться участком по собственному усмотрению, включая строительство и оформление в аренду, наследство и т.д.

К положительным моментам процедуры относят:

  • Более простая процедура купли-продажи, оформления иных юридически важных сделок, связанных с отчуждением и арендой.
  • Узаконивание фактических границ в соответствии с действующими требованиями.
  • Юридическая защита прав собственника, значительно снижающая риск судебных тяжб и отчуждения части земли из приграничной зоны.

На основании полученного документа землевладелец вправе получить новые документы, с учетом тех изменений, уменьшением, увеличением площади, согласованных при уточнении границ.

Кто инициирует уточнение границ земельного участка

Действия по определению пределов участка инициируют при обращении к кадастровым специалистам, в лицензированные геодезические организации.

Уточнение проводят на основании:

  • заявления от самого хозяина земли;
  • письменного обращения владельцев смежных территорий;
  • решение суда по земельным спорам;
  • при обращении местной администрации;
  • по инициативе уполномоченного госоргана, отвечающего за регистрацию имущественных прав по территории.

Документы для кадастрового специалиста

В связи с тем, что каждая ситуация с определением границ земли – индивидуальна, закон не устанавливает точного перечня для передачи сотруднику организации-исполнителя.

Некоторые из документов уже есть у землевладельца. Другие придется заказывать для подготовки к процедуре.

Основными бумагами для геодезической службы служат:

  • выписка из Кадастрового Реестра;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право на землю (свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • бумага с информацией о присвоенном наделу адреса.

Рекомендуется уточнить список при предварительном посещении организации, обсудив детали и особенности установления границ в конкретном случае.

Полный перечень зависит от вида разрешенного землепользования, основания для получения имущественного права. В отдельных случаях собственникам приходится обращаться к записям из архива.

Перечень выездных работ кадастрового инженера

После согласования деталей процедуры, кадастровый инженер в назначенный день выполняет следующие кадастровые работы по уточнению границ земельного участка:

  1. Провести топографическую съемку.
  2. Сфотографировать надел с прилегающей территорией.

  3. Измерить расстояние между точками и угол наклона по отношению к горизонту.
  4. Определить контрольные точки с точным местоположением их и сопоставлением фактических границ с контрольными точками.

В качестве контрольных точек определяют спецмаячки GPS, используемые ориентиром для фиксации поворотных пунктов и точек на границе участка.

Исправление кадастровой ошибки

 

Ситуации, когда в результате проведения геодезических мероприятий выявляются случаи наложения границ участков, пересечения со смежными территориями, называют кадастровой ошибкой.

Для исправления несоответствия проводят дополнительные работы с межеванием, либо решают вопрос в судебной инстанции. Корректировка требуется не всегда, а лишь в случаях ощутимых расхождений.

Следующие обстоятельства требуют исправления кадастровых бумаг:

  • Обнаружены противоречия в информации, имеющейся в базе данных кадастрового учета.
  • Выявлено наложение участков по краям.
  • Есть нарекания к качеству выполнения кадастровых работ.
  • Естественное изменение территории вследствие происходящих с течением времени корректировок конфигурации участка с учетом особенностей рельефа и почвенного состава.
  • Допущение ошибок в топографических измерениях кадастровым специалистом.
  • Ошибки при обработке полученной информации и ее внесении в реестр.

Устранение ошибки требует предварительного определения причины. Если кадастровая ошибка появилась по вине действий специалиста по геодезии, ответственность за исправление возлагается на него с обязательством проведения новых замеров и обработки сведений по топографической съемке.

https://www.youtube.com/watch?v=8urK0yJP7uM

Если все расчеты и замеры выполнены верно, но по факту в базе Реестра появились искаженные данные, собственник обращается с требованием к Кадастровой Палате исправить ошибку.

В случае отказа от исправления, землевладелец получает официальный отказ в письменном виде, с дальнейшим проведением межевых работ за свой счет.

Далее получить возмещение дополнительных расходов можно через иск в отношении работников кадастровой службы в суд.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/utochnenie-granits-zemelnogo-uchastka/

Что такое уточнение границ земельного участка и для чего оно проводится?

Уточнение границ земельного участка закон

При приобретении участка земли нельзя не уделить внимание вопросу определения его границ.

Если предыдущий владелец не позаботился о том, чтобы провести необходимые процедуры по уточнению пределов земельного надела, нынешнему собственнику ничего не остается, кроме как вплотную заняться этим вопросом.

Если вовремя не уточнить границы участка, то, скорее всего, в будущем это приведет к конфликтам с соседями, которые могут обернуться длительными судебными тяжбами.

Чтобы этого избежать, в этой статье будет подробно рассказано, когда и как нужно проводить уточнение границ участка земли.

Законодательство

Основная масса вопросов, касающихся процедуры уточнения границ участка, урегулирована Федеральными законами № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и № 221 «О кадастровой деятельности».

Последний содержит в себе официальную информацию об уточнении границ и проведении кадастровых работ в комплексе.

Что такое уточнение границ

Документ, полученный по результатам этих работ, будет являться основанием для внесения в ГКН новых границ уполномоченным на то органом (Росреестром).

Иными словами, уточнение необходимо тогда, когда в кадастровом реестре отсутствуют сведения о конкретном местоположении земельного участка в кадастровом реестре.

Однако такой участок обладает присвоенным кадастровым номером, паспортом и планом, то есть он состоит на учете и зарегистрирован.

Когда необходимо проводить уточнение границ

.

Отсюда, с большой долей вероятности, могут возникнуть трудности при совершении в дальнейшем каких-либо сделок и юридических действий с участком земли, будь то продажа, передача в качестве наследства, либо при строительстве на земле каких-то объектов.

  • Если при покупке участка будущий собственник увидел, что в документах есть информация о местоположении участка, лучше после перехода права собственности незамедлительно уточнить его границы, обратившись для этого в уполномоченный госорган (Росреестр).
  • Когда возникают спорные ситуации с соседями и поднимается вопрос о том, кому какое количество земли принадлежит.
  • Когда подан судебный иск с требованием уточнить границы, если у истца есть подозрения, что часть земельного участка у него была незаконно присвоена собственником соседнего участка. На основании поданного иска заводится судебное дело и по результатам его рассмотрения выносится судебное решение с требованием уточнить границы смежных земельных наделов. На этом спор разрешается.
  • При проведении землеустроительных работ.
  • В случае кадастровой ошибки в документах на участок, а также ошибках кадастрового инженера, проводившего уточнение. Если такое произошло, ранее осуществленное межевание признается недействительным, что влечет за собой его повторное проведение.

Какие документы потребуются

Должны быть подготовлены, как минимум, следующие документы:

  • кадастровая выписка;
  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о праве собственности или другой документ о праве заинтересованного лица на участок;
  • распоряжение об адресе.

Стоит сразу отметить, что пакеты документов на подачу в каждом конкретном случае различны. Все зависит от того, на каком праве участок принадлежит гражданину или организации, какой вид разрешенного использования, особенности местоположения. Бывает и такое, что некоторые документы на землю приходится заказывать из архива, то есть дополнительно тратить на это время и т.п.

Они и смогут осуществить весь комплекс работ и выдадут готовый документ в подтверждение этому.

Как провести уточнение границ ранее учтенного земельного участка

Не стоит думать, что проведение уточнения границ – это очень сложный и запутанный процесс.

Если соблюдать пошаговый план действий, то сделать это будет довольно легко, однако придется затратить некоторое время и средства.

Но, несмотря на это, после уточнения пользователь землей может спокойно осуществлять с ней любые действия, не опасаясь проблем с соседями, возможных судебных тяжб и др.

Уточнение границ относится к компетенции кадастрового инженера.

Для того чтобы такого специалиста привлечь к работе, необходимо воспользоваться услугами геодезической компании.

Общий алгоритм действий следующий:

  • Нужно подготовить пакет перечисленных выше документов на участок и определиться с той задачей, которая будет являться заданием для кадастрового инженера. Обратиться в выбранную геодезическую фирму и заключить с ней договор на оказание кадастровых услуг.
  • До приезда кадастрового инженера необходимо известить всех соседей о том, в какое время будут проводиться работы, если поводом для уточнения послужило разногласие мнений относительно границ смежных участков. Рекомендуется оповестить соседей не позднее 7 дней до начала межевых работ.
  • В назначенный день на участок выезжают кадастровые инженеры и замеряют границы земельного участка, имеющиеся по факту, а также отмечают их на плане пунктиром. Во время проведения замеров специалисты поинтересуются у всех присутствующих пользователей смежных участков, согласны ли они с получившимися границами. На этом полевые работы заканчиваются.
  • Далее на основании полученных результатов кадастровые инженеры приступают к формированию межевого плана и составлению акта согласования. Такой акт подписывается только владельцами тех смежных земель, которые не поставлены на кадастровый учет.
  • Акт согласования подписывается следующими лицами: собственником или представителем по доверенности; соседями смежных не учтенных земельных участков; кадастровым инженером, проводившим работы; представителем местной власти, который удостоверяет границы с муниципальными или государственными землями.
  • При готовности акта, он прикладывается к межевому плану и передается заказчику в бумажном виде, подписанный кадастровым инженером и скрепленный печатью организации. Электронная копия межевого плана, подписанного посредством электронно-цифровой подписи кадастрового инженера, передается им в орган Росреестра, либо сам заказчик передает туда бумажный и электронный варианты указанных документов.
  • Поданные документы проверяются специалистами Росреестра и по результатам рассмотрения принимают решение либо об их одобрении, либо об отказе в уточнении границ. Если принято положительно решение, то об этом выдается соответствующий акт, подтверждающий, что в ГКН будут внесены уточненные границы, и кадастровая выписка по участку. Либо выносится постановление об отказе. В последнем случае нужно вновь обратиться в геодезическую компанию для устранения ошибок и подать документы в кадастровую палату повторно.

Срок проведения кадастровыми инженерами всего комплекса работ составляет от 15 дней до 3 месяцев, а стоимость оказываемых ими услуг варьируется от 3000 до 6000 рублей, в зависимости от местности и площади участка.

Особенности проведения уточнения границ земельного участка

До 2011 года времени границы участков земли определялись весьма условно, описательным методом, но с появлением новых правил границы всех земель стали соответствовать геодезической системе координат.

Поэтому возникла проблема наложения границ соседних земельных наделов друг на друга. Чтобы решить вопрос такой кадастровой ошибки (если есть спор между соседями), нужно обратиться в суд с иском об ее исправлении. По результатам рассмотрения дела суд обяжет Росреестр исправить эту ошибку, и вновь уточненные границы будут верными.

Либо, если местными властями установлен предельный минимальный размер земли, то конечные границы могут быть увеличены до этого предела. Кроме того, разрешения органов власти для этого расширения не требуется, и сделать это можно бесплатно.

При уточнении границ важно помнить, что:

  • уточнение проводится в отношении участков, уже поставленных на кадастровый учет;
  • для уточнения обязательна процедура межевания, проводимая специализированной фирмой, либо кадастровым инженером на возмездной основе;
  • есть шанс безвозмездно увеличить площадь участка при уточнении границ на 10% при отсутствии возражений со стороны соседей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/granicy/izmenenije/utochnenie-granic-2.html

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Уточнение границ земельного участка закон

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.