Уточнение границ участка с увеличением площади

Содержание

Служба Согласований

Уточнение границ участка с увеличением площади

Ладанова Валерия 1471

Предельные размеры земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципальных образований. Согласно Градостроительному Кодексу РФ ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты для территории конкретного муниципального образования.

Соответственно, в ПЗЗ можно найти территориальную зону, к которой относится ваш земельный участок (по карте) и уже для этой конкретной зоны посмотреть минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Рассмотрим, как это можно сделать в онлайн режиме, используя официальные сервисы.

Заходим на сайт https://fgistp.economy.gov.ru/ Министерства экономического развития РФ, который представляет собой Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).

Рис. 1. Рабочее окно сайта ФГИС ТП

Затем переходим на вкладку документы в верхней правой части страницы и выбираем раздел «По территории». Далее в левой части страницы выбираем интересующий вас субъект РФ, например, Ленинградскую область.

Рис. 2. Список муниципальных районов Ленинградской области

После того, как вы выбрали интересующий вас район (в нашем случае это Всеволожский муниципальный район), переходим к выбору муниципального образования внутри района. В качестве примера мы выбрали Бугровское сельское поселение.

Рис. 3. Сельские поселения Всеволожского муниципального района

После нажатия на интересующее вас муниципальное образование вверху страницы сайта появляется список документов территориального планирования.

Рис. 4. Документы для Бугровского сельского поселения

После этого выбираем документ с названием: Правила землепользования и застройки территории МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Важно, чтобы документ был действующим.

Также необходимо обратить внимание на приказы, которые вносят изменения в ПЗЗ: в таких нормативно-правовых актах могут содержаться новые сведения, касаемые той или иной территориальной зоны. 

В ПЗЗ должна содержаться карта, на которой отображаются территориальные зоны и текст самих правил, в которых прописываются градостроительные регламенты. Рассмотрим градостроительные регламенты для зоны сельскохозяйственного назначения СХ-1 (Зона ведения садоводства и дачного хозяйства). Например:

  • Минимальные размеры земельных участков – 0,06 га или 600 кв.м;
  • Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям: – от жилого строения (или дома) — 3 м; – от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4 м; – от других построек — 3 м;
  • Максимальная этажность – 3 этажа;
  • Максимальный процент застройки участка – 30%.

Часто минимальный размер земельного участка для ведения садоводства устанавливается равным 6 соткам, иногда встречается 5 соток. Максимальный размер земельных участков устанавливается не всегда, в данном случае он не ограничен.

Зная градостроительные регламенты для своего земельного участка, вы всегда можете понимать, как использовать свой участок в рамках закона и обезопасить себя от неправомерных действий соседей на смежных земельных участках.

Как законно увеличить площадь земельного участка до 10 % ?

Законно увеличить площадь земельного участка до 10 % можно при проведении процедуры уточнения границ земельного участка (при межевании).

Важно, чтобы ваш земельный участок имел кадастровый номер, и чтобы у него не было координат границ в ЕГРН.

Проверить это можно, используя Публичную кадастровую карту (подробнее в нашей статье «Как узнать, проводилось ли межевание земельного участка?» по ссылке https://slujba.spb.ru/blog/Kak-uznat-provodilos-li-mezhevanie-zemelnogo-uchastka.html).

При уточнении границ земельного участка его площадь может быть увеличена на величину не более 10 % от площади, которая прописана в выписке ЕГРН на земельный участок, согласно ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». Предположим, что площадь составляет 600 кв.

м, значит, в результате уточнения границ площадь вашего участка может составлять от 540 до 660 кв.м. Правило 10 % может работать как в сторону увеличения площади земельного участка, так и в сторону ее уменьшения.

Важным моментом является то, чтобы вы пользовались территорией земельного участка в существующих границах более 15 лет.

Случаи, при которых площадь земельного участка нельзя увеличить в процессе межевания:

  • Наличие у соседних землепользователей утверждённых и согласованных межевых планов;
  • Изъятие граничащих с уточняемым участком земель общего пользования из оборота;
  • Прохождение границ участка вблизи красных линий территории;
  • Нахождение площади уточняемого участка в пределах максимума, установленного в регионе для земель данного назначения.

Как законно увеличить площадь земельного участка больше, чем на 10 % ?

Законом также предусмотрены случаи, когда увеличить земельный участок можно больше, чем на 10 % за счет прилегающей территории.

Такое возможно при проведении процедуры перераспределения земельного участка и другого земельного участка либо земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству и стоит на кадастровом учете – он сформирован и имеет границы, стоящие на учете в ЕГРН.

Рассмотрим последовательность действий для выполнения прирезки к исходному земельному участку:

  • наличие утверждённого проекта межевания территории (ПМТ);
  • разработка утвержденной схемы расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ) при отсутствии ПМТ;
  • исходный участок стоит на кадастровом учёте;
  • на него оформлено право собственности;
  • он отмежёван: зарегистрированы границы, имеет конкретную площадь;
  • «земельная добавка» и исходный участок должны относится к одной функциональной зоне.

Для образуемого ЗУ должны быть исключены обстоятельства, нарушающие требования статьи 11.9 Земельного кодекса РФ:

  • площадь должна соответствовать установленным предельным размерам ЗУ;
  • его границы не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов.

Прирезка не должна создавать ситуации, когда обременения (ограничения), существующие на исходном и добавляемом участке, не позволяют эксплуатировать образуемый надел в соответствии с видом разрешенного использования исходного участка:

  • образуемый участок не должен иметь изломанных границ
  • в нём не должно быть вкраплений, вклиниваний и чересполосицы, приводящих к невозможности размещения объектов недвижимости, к недостаткам, создающим препятствия для использования и охраны земель или условия для нарушения требований земельного и иного законодательства
  • должны исключаться пересечения границ образованного участка: с границами территориальных зон (зон, для которых в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты); с границами лесничеств; с границами лесопарков.

Для земельного участка, образуемого в целях:

  • ведения работ по геологическому изучению недр
  • разработки месторождений полезных ископаемых
  • размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений
  •  водохранилищ
  • иных искусственных водных объектов

требование о пресечении участка с границами территориальных зон, лесничеств и лесопарков исключено.

Если все необходимые условия выполнены, и ваш земельный участок им соответствует, то в таком случае для прирезки муниципальной земли предусмотрен следующий порядок действий:

  1. Подготовка заявления, содержание которого должно отображать информацию в отношении: паспорта заявителя, его ФИО и места регистрации; кадастрового номера принадлежащего участка и того, который будет присоединяться; почтового адреса заявителя или его электронной почты;
  2. Сбор необходимых документов, включающих: выписку из ЕГРН на землю; копию правоутверждающего документа на землевладение (свидетельства о государственной регистрации права); копию документации, на основании которой объект недвижимости принадлежит владельцу (различные договоры, свидетельства о праве на наследство, акты государственных и муниципальных органов и прочее); проект по межеванию территории, в пределах которой находится земля. При его отсутствии к проекту приобщается схема размещения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории; документа, удостоверяющего личность заявителя.
  3. Подача заявления в уполномоченный орган и сформированного комплекта требуемой документации (на личном приеме в бумажном варианте либо в электронной форме посредством сети Интернет);
  4. Рассмотрение представленных документов местной администрацией, в результате которого в тридцатидневный срок выносится решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом владельцу земли направляется соответствующая документация; об удовлетворении ходатайства касаемо присоединения земли и заключение договора; об отказе в присоединении участка. Извещение со ссылкой на норму закона отправляется заявителю.
  5. При положительном решении об увеличении земельного участка, уполномоченный орган организует необходимые кадастровые работы по учету образуемой территории либо предлагает заинтересованному лицу произвести кадастровые работы самостоятельно.
  6. В течение месяца после подачи документации, кадастровым органом подготавливается проект договора о присоединении земли, который направляется заявителю на подпись.
  7. После подписания указанного соглашения, необходимо посетить органы Росреестра и зарегистрировать право собственности на сформированное землевладение. Процедура увеличения земельного участка путем присоединения важна как для собственников такой недвижимости, так и для государства, которое таким образом получает дополнительные финансы, связанные с оформлением прирезок.

После того, как все пункты выполнены, можно смело считать ваш земельный участок прирезанным.

Последствия увеличения площади земельного участка

В результате увеличения площади участка за счёт государственных или муниципальных земель на владельца ложатся следующие обязанности:

  • по выкупу присоединённой части государственной земли;
  • по уплате дополнительной стоимости земельного налога;
  • по эксплуатации присоединённого участка в соответствии с видом разрешённого землепользования;
  • по соблюдению правил публичного сервитута.

Если присоединённая часть находится вблизи проезжей части или через неё проходит дорога, землепользователь должен обеспечить беспрепятственный проход третьих лиц через свой участок. Согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ, стоимость выкупа присоединённой земли определяется местным законодательством.

Ценообразование работ по увеличению границ земельного участка

Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.

Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков. Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки и после этого полученную величину умножить на количество соток, которые планируете прирезать.

С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли. Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации, либо направить запрос в орган государственной власти.

Нормативно-правовые акты по данной статье:

Источник: https://slujba.spb.ru/blog/Zakonnoe-uvelichenie-ploshchadi-zemelnogo-uchastka-pri-mezhevanii.html

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Уточнение границ участка с увеличением площади

Земельная реформа, которая началась в 2015 году, одним из первых нововведений предоставила гражданину право увеличить площадь земельного участка за счет земель, которые находятся в муниципальной и государственной собственности. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, на практике возникает довольно много вопросов о том, как узаконить увеличение площади з/у в Москве и других регионах РФ.

Поэтому помощь специалиста при подготовке документов будет как нельзя кстати. Это позволит сэкономить не только временные ресурсы, но и сократить затраты на оформление дополнительных документов.

В каких случаях можно увеличить площадь зу

Законодатель допускает наращивание размера ЗУ в следующих случаях:

  • сведения о наделе содержатся в ГКН, то есть, его границы уточнены;
  • площадь не превышает максимальную величину, установленную правилами застройки и землепользования;
  • пустующая земля, которая прилегает к участку и никому не принадлежит;
  • участок предназначен для, ведения подсобного или дачного хозяйства, огородничества или садоводства, ИЖС согласно 35 ст. ЗК РФ.

Важно! Вновь образуемое землевладение не должно превышать на минимальный размер площадь основного надела, установленный правилами застройки и землепользования.

Перераспределение земельных наделов не допускается в следующих случаях:

  • ЗУ не соответствует требованиям законодательства;
  • из присоединяемого надела можно сформировать самостоятельную единицу;
  • имеет место быть несоответствие вида разрешенного использования участка и территориальной зоны его месторасположения.

Список документов для расширения участка

Увеличивать площадь участка необходимо с соблюдением алгоритма действий:

  1. Заказываем у кадастрового инженера схему расположения основного надела. Добавляемый участок находится в одном кадастровом квартале и территориальной зоне с основным.
  2. Заявление на увеличение площади, схему земли и правоустанавливающий документ на нее необходимо подавать в уполномоченный орган государственной власти, который занимается вопросами предоставления наделов.
  3. После рассмотрения поданных документов, уполномоченный орган принимает постановление об увеличении.
  4. Заявителю необходимо снова обратиться к кадастровому инженеру для того, чтобы получить межевой план на новый участок, который получился путем перераспределения. В свою очередь, кадастровый инженер перенаправляет план в Кадастровую палату для постановки надела на кадастровый учет.
  5. В результате гражданину на руки выдается кадастровый паспорт, который он передает в уполномоченный орган для составления Соглашения о перераспределение. Именно этот документ и будет являться основанием для регистрации права собственности на новый, объединенный ЗУ.

Важно! Участок, который присоединяется должен иметь ограничения, которые не позволят вывести его в самостоятельный надел. Речь может идти о площади, расположении. В противном случае в перераспределении будет отказано.

Порядок увеличения площади земельного участка

Увеличение границ земельного участка возможно несколькими способами, каждый из которых подходит для определённой ситуации. Ниже рассмотрим каждый случай более подробно.

При уточнении границ

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади является юридической процедурой по изменению границ надела путем присоединения нового пространства. На практике эти работы выполняются кадастровым инженером и называются «Оформление прирезок» на основании ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.2014.

Основания для проведения процедуры:

  • желание собственника;
  • наличие прилегающих к наделу свободных земель;
  • отсутствие межевания.

Уточнение границ осуществляется посредством проведения межевания, которое увеличит площадь участка за счет заброшенных земель на 10% от площади основного надела.

При межевании

Увеличение границ надела с помощью межевания предполагает изменение площади через перенос границ участка на свободную территорию.

Важно соблюсти 2 условия:

  • земля, которая присоединяется должна быть свободна;
  • присоединяемый участок должен совпадать по виду разрешенного пользования и категории использования земли с основным.

Важно! Присоединяемый участок не должен превышать установленный минимальный размер, установленный правилами землепользования. Муниципалитеты определяют площадь самостоятельно. Но если такового нормативного акта нет, то присоединяемый надел не может превышать площадь основного более чем на 10 процентов — закон в этом плане довольно четкий и погрешностей не допускает.

При межевании должен быть составлен акт, в котором отражается согласие всех заинтересованных лиц. Порядок согласования должен быть соблюден; в противном случае такое увеличение можно признать незаконным(ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Для справки! З/у фактически остается прежним: кадастровый номер не меняется; но в сведения госреестра о земельном участке производится внесение изменений относительно уточненного земельного участка.

Путем перераспределения

Увеличение площади участка должно быть оформлено соглашением о перераспределении, которое заключается между собственником основного участка и органом местного самоуправления, который наделен правом по распоряжению муниципальной землей.

  1. Собственник соседнего участка уточняет, кто является владельцем надела, который планируется присоединить. Это может быть федеральная, муниципальная или областная земли; с частной собственностью такая процедура невозможна.
  2. Гражданин подает заявление в уполномоченный орган.
  3. К заявлению прикладываются следующие документы:
  • подтверждающие право собственности на з/у;
  • схема расположения земли и т. д.
  1. В течение месяца орган принимает решение о заключении соглашения или об отказе в подписании документа с обоснованием причин отказа.
  2. Если принято положительное решение, то собственник за свой счет проводит межевание земель при уточнении границ и ставит участок на кадастровый учет. Только после этого соглашение подписывается. Именно соглашение является документов для регистрации прав собственности на з/у.

Важно! Перераспределять можно только те участки, из которых нельзя сформировать новые наделы.

На 10 процентов и более

Увеличение границ земельного участка в ходе проведения дачной амнистии допускается не более, чем на 10%, если ранее указанные границы не определялись в порядке, предусмотренном законодательным актом Российский Федерации.

Уполномоченный орган вправе отказать в госрегистрации в связи с уточнением границ з/у по следующим причинам:

  • площадь вновь образуемого участка стала больше величины, указанной в правоустанавливающих документах на минимально утверждённый размер, указанный в нормативном акте органа местного самоуправления;
  • при уточнении границ нарушен порядок согласования границ.

Размер оплаты

Размер платы за увеличение площади участка, который находится в частной собственности, за счет присоединения земель из федеральной собственности уточняется постановлением правительства РФ от 03.12.2014 № 1308 и устанавливается в размере 15% от кадастровой стоимости надела. Стоимость рассчитывается пропорционально части, подлежащей присоединению.

Что касается земель, находящихся в собственности муниципалитетов, то органы местного самоуправления региона устанавливают плату за увеличение площади земельных участков посредством принятия нормативного акта.

Рассмотрение типичных ситуаций

Разберем несколько примеров из практики.

  1. Дочь унаследовала после смерти отца 6 соток в деревне. Но после проведения замеров через пару лет выяснилось, что площадь участка больше на 2,69 сотки. Как оформить увеличение по дачной амнистии?

Сначала получаем согласие соседей, затем отправляемся в администрацию и выясняем, чьи это земли.

Далее уточняем максимальный размер изменения площади, который установлен органом местного самоуправления, после чего проводим межевание.

Ставим участок на кадастровый учет и получаем кадастровый паспорт. После этого передаем документы в администрацию района и заключаем соглашение о перераспределении.

  1. И. решил присоединить заброшенный участок к своему наделу. Он получил разрешение от соседей, составил схему места и обратился за его регистрацией. Однако возникли сложности на основании того, что участок хоть и был заброшенный, но находился в собственности администрации. И. решил его выкупить и обратился к уполномоченному органу с предложением. Ему предоставили все характеристики участка и назвали цену. Он ее заплатил и получил землю. Далее было проведено межевание с уточнением границ, после чего И. обратился в уполномоченный орган для регистрации полученного надела.

Таким образом, увеличение площади ЗУ возможно посредством присоединения к нему свободного надела. При этом необходимо не только соблюсти установленную законом процедуру, но и уточнить, действительно ли надел можно присоединить.

Уточнение границ земельного участка очень часто является вынужденной мерой, даже если ранее они были определены в основных документах, но не были вынесены в натуру.

В этом случае может потребоваться выполнение межевых работ, целью которых станет уточнение имеющихся границ.

Однако, при определённых условиях, площадь участка может увеличиться, если при этом не пострадают интересы владельцев смежных участков.

https://www.youtube.com/watch?v=8urK0yJP7uM

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Законодательное регулирование

Все вопросы, связанные со сферой земельных правоотношений, находятся в ведении крупнейшего в этой отрасли нормативного акта — Земельного Кодекса.

В соответствии с его положениями, закреплёнными в статьях 11.9-11.10, при образовании или перестройке существующих земельных наделов, а также при составлении специальных кадастровых документов (например, если речь идёт о схеме расположения участка на кадастровом плане территории) необходимо учитывать расположение границ конкретного участка.

В том случае, если такой информации нет, границы необходимо будет уточнять.

Этот закон, кроме регулирования вопросов, связанных с определением порядка проведения межевых работ, поясняет, что при определённых условиях собственник рассматриваемого земельного участка может позволить себе увеличить площадь своего надела.

Однако для этого должны быть соблюдены все необходимые условия, главным из которых будет считаться учёт интересов владельцев смежных участков.

Указанные два нормативных акта считаются ключевыми в отношении регулирования вопросов землеуправления в данном случае. При этом, говорить о регулировании этой сферы правоприменения на уровне субъектов федерации не приходится ввиду того, что такие вопросы не рассматриваются в региональном законодательстве.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В каких случаях можно увеличить площадь участка при уточнении границ

Однако в этом случае следует сразу определить, что внесение таких изменений никак не ущемит их права. Это обусловлено тем, что законом разрешено увеличить площадь земельных участков при уточнении границ только в нескольких случаях.

К таким случаям будут относиться:

  • Необходимость уточнения границ, если сведения об участке, содержащиеся в ГКН, не соответствуют нормативным требованиям об их оформлении;
  • Уточнённая площадь участка не превысит установленные законом предков и нормы для данной категории земель;
  • Если необходимо соблюсти все условия определения границ участка, которые зафиксированы в соответствующих нормативных актах;
  • Если нет возможности определить границы участка по правоустанавливающих документам на него (например, в силу их утраты), и они будут рассчитываться, исходя из фактического положения на местности на протяжении последних пятнадцати лет.

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/utochnenie-granic-zemelnogo-uchastka-s.html

Уточнение местоположения границ земельного участка с увеличением и уменьшение площади

Уточнение границ участка с увеличением площади

Существует много причин, по которым требуется установление точных размеров земельного участка. Проводить данные работы должны специалисты в области геодезии по инициативе собственника земли или по решению судебного органа. Процедура по уточнению границ регулируется ФЗ № 221 «О кадастровой деятельности».

Основания для уточнения

Определение точных границ требуется для тех земельных наделов, которые состоят на кадастровом учете, им присвоен уникальный номер, но при этом межевание не проводилось.

Узнать об этом можно из кадастрового паспорта, в котором имеется отметка о том, что границы не установлены.

Связана такая ситуация с упрощенной схемой приватизации, проводимой согласно ФЗ № 93, который называют законом «о дачной амнистии».

Существует ряд оснований, по которым требуется оформление документов с точными пограничными линиями. К ним можно отнести:

  • Приобретение или продажа участка. Оформление документов на передачу собственности другому лицу без наличия точных размеров земли нельзя будет осуществить.
  • Проведение строительства на участке. Впоследствии потребуется регистрация документов на постройку. Без правильно оформленных бумаг на землю такая процедура будет невозможна.
  • При решении спорных вопросов с соседями. При обращении в суд потребуется проведение межевания.
  • При передаче участка по договору дарения или включения его в завещание.
  • Ошибки кадастровой службы. При массовой приватизации установление границ проводилось формально без досконального изучения объекта. Именно поэтому случались ошибки.

Рассмотрение вопроса по корректировке размеров земельных наделов, граничащих друг с другом, происходит после поступления в кадастровую службу заявления от владельца или по решению судебной инстанции.

Справка: Если владелец не предполагает никаких действий со своей землей и у соседей не имеется никаких претензий, то заниматься уточнением границ не обязательно.

Что такое описание местоположения и площади ЗУ

Процедура уточнения границ требует описание местоположения участка. Порядок данных действий расписан в Приказе Минэкономразвития РФ № 267 от 03/06/2016 года. В нем указано, что при проведении работ по описанию параметров участка должны быть использованы уже существующие документы по землеустройству.

Само местоположение земельной территории устанавливается определением координат характерных точек участка на плоскости. Под этими точками понимают места на местности, где происходят изменения рельефа или формы участка и где требуется установление межевых знаков.

Требования и документы

Согласно статье 22 пункт 10 ФЗ № 221 уточнение пограничных линий земельных наделов осуществляется на основании документа, подтверждающего право владения. При его отсутствии это может быть документ об образовании или выделении участка определенному лицу. Без этих бумаг нельзя подать заявку на установление точных границ земельной территории.

Для конкретизации размеров земельного участка потребуется вся имеющаяся на него документация:

  • кадастровая выписка из Росреестра, которая содержит межевой план участка;
  • свидетельство о праве владения;
  • технический паспорт при наличии строений;
  • паспорт и заявление собственника.

Уточнение границ ранее учтенного участка

Уточнение границ для ранее учтенных территорий имеет свои характерные особенности:

  1. Геодезические работы проводятся с землями, которые уже поставлены на кадастровый учет, но при этом их границы не имеют четкого определения.
  2. Процедура уточнения должна включать в себя обязательные межевые работы на местности с предварительным изучением документов на землю.
  3. После работ по коррекции границ участка возможно незначительное изменение его площади. Допустимым считается отклонение на 10%. При этом требуется составление акта о том, что соседи не имеют претензий на изменение границ смежных территорий.

Как изменить границы после межевания

После проведения межевых работ и выявления некоторых отклонений от ранее намеченных границ требуется оформление документов, которые позволят внести изменения в разделение территории между соседями или увеличение участка за счет свободных, прилегающих к нему земель. Для этого кадастровый инженер прилагает к межевому делу пояснительную записку. Ее рассматривает кадастровая служба и выносит решение. В случае отказа он должен быть обоснован.

Участок без постановки на кадастровый учет

Если земельный надел не был поставлен на кадастровый учет, то его владельцу необходимо сделать это в срочном порядке, так как стать полноправным собственником земли он сможет только после занесения его в Единый Реестр (ЕГРН).

Согласно ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2018 года без постановки на учет в службу кадастра владелец участка не сможет распоряжаться им.

Кроме того, если в течение 5 лет земельный участок не будет внесен в списки учтенных в ЕГРН, то муниципальное образование сможет в судебном порядке рассмотреть вопрос о переходе права собственности к другому лицу, например, муниципалитету, без фактического оповещения об этом владельца, так как участок будет иметь статус свободной земли.

Поэтапный порядок действий

Процедура установления точных границ земельного участка обычно проходит в несколько этапов.

  1. Начальный этап характеризуется подготовительными работами, связанными с поиском организации, которая занимается геодезической деятельностью и имеет лицензию на ее проведение. Потребуется написать заявление от имени владельца с указанием причины обращения. Далее проводится сбор собственником участка нужных документов, список которых обычно предоставляют кадастровые работники. Они изучают документацию и определяют предстоящий план мероприятий по уточнению границ. Владелец заключает договор о проведении уточняющих межевых работ на его участке. Требуется также оповестить всех владельцев смежных земель о предстоящих действиях.
  2. Кадастровый инженер на местности проводит геодезические работы с использованием специальных инструментов и приспособлений. Он определяет координаты поворотных точек, решает о вопрос о правильности уже имеющихся установленных межевых знаках или о необходимости их переноса. С результатами своей работы кадастровый специалист знакомит владельцев смежных участков. При их согласии составляется Акт согласования. Если кто-то из соседей имеет возражение, то это также заносится в документ.
  3. При наличии согласия всех владельцев кадастровый инженер проводит работы по изменению границ путем переноса уже имеющихся межевых знаков или установки новых для уточнения рельефа местности и формы участка.
  4. Происходит оформление документации, в которой указываются новые уточненные границы.
  5. На основании проведенных работ требуется переоформление документов в кадастровой службе. Все изменения должны быть внесены в кадастровый паспорт.

Уточнение границ может проводиться с увеличением площади за счет объединения нескольких участков, присоединения свободной территории или разрешения спорных ситуаций между соседями. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • Желание собственника и соседних владельцев. Соседи могут быть против, если присоединение свободной земли будет мешать им, например, при подъезде к своему участку.
  • Наличие свободных земель, прилегающих к данному наделу. Эти земли могут находиться в муниципальной или федеральной собственности, или быть неучтенными. В первом случае необходимо получить разрешение властей на присоединение земель к своему участку.
  • Присоединяемый земельный надел должен быть той же категории разрешенного использования.

Уточнение границ с уменьшением территории земельного надела встречается гораздо реже. Это происходит обычно в результате разрешения споров между соседями или при ошибочном разграничении земли кадастровой службой. Согласно статье 42.8 ФЗ № 221 уменьшить участок нельзя более, чем на 10% от его площади, заявленной в ЕГРН. При несогласии дело направляется в суд.

Сроки и стоимость выполнения работ

На стоимость и сроки проведения работ влияет ряд факторов:

  • площадь земли, на которой проводятся геодезические измерения;
  • дальность расположения местности от нахождения организации, которой заказываются работы;
  • рельеф рассматриваемой территории: наличие болот, лесонасаждений, холмистость местности;
  • категория земель, на которой расположен участок.

Сроки по уточнению земель определяются от 2-х недель до месяца. Средняя цена колеблется от 5 до 15 тыс. рублей.

Далее представлен образец межевого плана:

Процедура уточнения границ участка позволяет его владельцу стать полноправным хозяином небольшого земельного надела. Он сможет проводить с ним любые юридические операции, заниматься строительством без угрозы сноса построенного сооружения, урегулировать отношения с соседями. Также в результате уточнения можно увеличить территорию своего участка при наличии свободных прилегающих земель.

Образцы документов:

  • Заявление на проведение работ по уточнению границ.
  • Пояснительная записка об уточнении границ ЗУ.
  • Заявление на разрешение муниципалитетом присоединения земельной территории.
  • Акт согласования границ.

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/kadastrovye-raboty/mezhevanie/utochnenie-granits/kak-utochnit-grani.html

Расхождение при межевании уточнённой площади земельного участка с площадью по правоустанавливающим документам

Уточнение границ участка с увеличением площади

Местоположение границ земельного участка – его уникальные характеристики. Об этом говорится в федеральном законе «О кадастровой деятельности» (№ 221-ФЗ).

В ряде случаев требуется провести уточнение характеристик ЗУ:

  • кадастровые сведения не отвечают требованиям к описанию местоположения границ (пункт 3 статьи 25 и пункт 4 статьи 27 № 221-ФЗ )
  • фактическая площадь, установленная при межевании, не соответствует сведениям в правоустанавливающих документах

Уточнённая площадь земельного участка, указанная:

  • в документах
  • в ГКН
  • в акте органа местного самоуправления

не должна быть больше установленного предельного минимального размера ЗУ.

Предельные площади ЗУ соответствующего целевого назначения устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ).

В Санкт-Петербурге – Законом № 405-53

  • для участков ИЖС:
    • Smin = 300 м2 = 3 сот = 0.03 га 
  • для участков для ведения огородничества:
    • Smin = 200 м2 = 2 сот. = 0.02 га 
  • для ведения садоводства:
    • Smin = 200 м2 = 2 сот. = 0.02 га 
  • для индивидуальных гаражей:
  • для временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества:

Пределы расхождения площадей земельного участка в правоустанавливающем документе и в кадастровом плане

  • Уточнённая площадь ЗУ больше, чем по документам

Участок можно зарегистрировать, в том случае, если:

Sуточн < (Sдок + Smin)

  • Уточнённая площадь ЗУ меньше, чем по документам

Земельный участок можно зарегистрировать, если:

Sуточн > (Sдок – Smin)

Пример 1

В свидетельстве о наследовании садоводческого земельного участка значатся 6 соток. В новом кадастровом плане указана площадь 12 соток

  • Sфакт = 12 сот.
  • Sдок = 6 сот.
  • Sфакт > S по док.
  • Smin = 500 м2
  • Sуточн < (Sдок + Smin) = 6 сот. + 5 сот. = 11 сот.
  • Sфакт > Sуточн

Кадастровый план – обязательное приложение к правоустанавливающему документу. Он необходим для государственной регистрации прав.

При расхождении площадей в плане и в документе регистрирующий орган вправе:

  • предположить, что представлен план не того объекта, на который заявляются права
  • отказать в регистрации

Пример 2

Согласно акту органа местного самоуправления, гражданину в Санкт-Петербурге предоставлялось в собственность для строительства индивидуального дома 12 соток. В новом кадастровом плане указана площадь 9 соток.

  • Sфакт = 9 сот.
  • Sдок = 12 сот.
  • Sдок > Sфакт
  • Smin = 300 м2
  • Sуточн = (Sдок – Smin) = 12 сот. – 3 сот. = 9 сот.
  • Sфакт = Sуточн

Фактическая размер надела не превышает уточнённую площадь. Такой земельный участок подлежит регистрации.

Если предельный минимальный размер для земельных участков:

  • ИЖС
  • садоводческий
  • огороднический
  • для КФХ
  • т.д.

не установлен, уточнённая площадь не должна быть больше чем на 10% площади ЗУ, указанной в сведениях в ГКН. Это требования ФЗ № 221.

Sуточн < (Sдок + 0.1 х Sдок)

Границы ЗУ закрепляются по результатам межевания, отражающего их фактическое расположение, в случае, когда:

  • отсутствуют сведения о местоположении:
    • в государственном кадастре недвижимости
    • в правоустанавливащем документе
  • ЗУ используется 15 и более лет
  • нет претензий со стороны соседствующих землевладельцев

Не исключается судебный способ решения проблемы расхождения фактической и документальной площадей земельного участка. Пример  здесь.

Отказ Росреестра в регистрации уточненных границ ЗУ

В федеральном законе №221-ФЗ перечислены случаи, когда регистрирующий орган отказывает в постановке на учёт уточнённых границ участков:

  • участок не является объектом недвижимости
  • запрещено образование надела:
    • из другого участка
    • в результате раздела или выдела доли в натуре
    • в результате действий с преобразуемыми участками
  • участок образован из объекта недвижимости, сведения о котором в ГКН носят временный характер
  • с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо
  • истёк срок приостановления кадастрового учёта и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении
  • межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица
  • ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе
  • на момент подачи заявления о кадастровом учёте ЗУ истёк срок действия утверждённой схемы его расположения на кадастровом плане территории

Отказ в постановке на учет ЗУ делается также в следующих случаях:

  • размер образуемого ЗУ, сохраняющемся в измененных границах при преобразовании, не соответствует установленным минимальным или максимальным площадям земельных участков
  • ЗУ образован из наделов, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев
  • поступили возражения о размере и местоположении границ ЗУ из земель с/х назначения, выделяемого в счёт доли или долей в праве общей собственности, и в составе документов для регистрации в ГКН отсутствуют сведения, подтверждающие снятие возражений
  • площадь ЗУ из земель с/х назначения, выделяемого в счёт доли или долей в праве общей собственности, больше размера ЗУ, указанной в проекте межевания, более чем на 10%
  • не согласованы границы ЗУ

Другие случаи отказа в кадастровом учете уточненённых границ земельного участка:

  • площадь ЗУ:
    • больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН на величину более чем Smin
    • больше 10% процентов площади, сведения о которой есть в ГКН в случае, когда Smin не установлена
  • при уточнении местоположения границ ЗУ нарушен порядок их согласования
  • границы ЗУ не согласованы в порядке разрешения земельного спора

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учёта ЗУ в случаях, когда земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учёта.

Полезно знать

  • О порядке включения участков в границы населённых пунктов – читайте здесь
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь 
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • Чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться здесь
  • Новое в земельном законодательстве – выпуск ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь
  • О порядке оформления прирезок к участкам  ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества 
  • Определить вид использования участка по Классификатору ВРИ 2019
  • Тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов с 1 июня 2015 г.
  • Уточнить статус участка по кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь
  • Регистрация домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан – новая дачная амнистия
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать здесь

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_7586.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.