Установление публичного сервитута на земельный участок

Содержание

Процедура установления публичного сервитута на земельный участок

Установление публичного сервитута на земельный участок

Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.

Публичный сервитут: понятие и законодательство

Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

Сроки и стоимость установки публичного сервитута

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.

Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.

Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.

Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

Установление публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.

Для чего устанавливается публичный сервитут?

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:

1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;

2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;

8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);

9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;

10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;

11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах.

В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.

Для целей, указанных в п.

8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.

Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.

Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?

В соответствии с ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).

В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается. Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.

Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.

Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта.

У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 – 3).

На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут.

Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону.

И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.

Кратко напомним общий порядок действий:

1. Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

2.

Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков. В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.

4.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.

5. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.

Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.

Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:

Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:

1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:

2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:

3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (смотреть короткое обучающее видео):

4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости:

Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.

В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.

2019 №321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”. Полный текст документа читайте по ссылке.
__________________

Подписывайтесь на каналКадастр + РегистрацияOnline, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c581b7586e4a700adce8297/o-publichnom-servitute-opisanii-ego-granic-i-poriadke-ustanovleniia-5d31950d8da1ce00aee5a966

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Установление публичного сервитута на земельный участок

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://stZKRF.ru/23

Как может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Установление публичного сервитута на земельный участок

Основная цель публичного сервитута состоит в том, чтобы без изъятия земельного участка обеспечить общественные (а также государственные и муниципальные) нужды, связанные, например, с проходом или проездом через участок.

Как правило, плата за публичный сервитут не взимается, кроме случаев, когда его установление существенно затрудняет использование земельного участка собственником.

О некоторых особенностях установления публичного сервитута вы узнаете из статьи.

В каких случаях устанавливается публичный сервитут

Сервитут — это юридическое понятие, означающее право лица (лиц) на ограниченное пользование чужими земельными участками.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут должен быть как можно менее обременительным для использования земельного участка, в отношении которого он установлен.

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок.

Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Частный устанавливается в интересах конкретных лиц. Публичный сервитут устанавливается в интересах государства, местного самоуправления, а также для обеспечения нужд местного населения.

Например, члены садового некоммерческого товарищества (СНТ) могут попасть на свои дачные участки только через земельный участок местного фермера.

В таком случае в отношении участка фермера местным органом власти может быть установлен публичный сервитут, то есть его участок может быть обременен правом проезда к дачным участкам СНТ. При этом земельный участок у фермера изъят не будет.

Как правило, публичный сервитут устанавливается, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом сервитут можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.

Правила и цели установления сервитута (речь идет о публичном) предусмотрены Земельным кодексом РФ. В частности, его устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Установление публичного сервитута не запрещает правообладателю земельного участка его продать или иным образом передать права на него. При этом сервитут не прекращается и его условия не изменяются.

Если говорить более детально, то публичный сервитут устанавливается в целях:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
  • охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

Также есть отдельные цели (не относящиеся к перечисленным), для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке, например, для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Но мы в нашей статье специальный порядок не описываем.

Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (Росреестр).

На какой срок может быть установлен земельный сервитут

В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган, например, орган местного самоуправления, и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Чаше всего публичный сервитут, организованный для прохода или проезда граждан через земельный участок, устанавливается без ограничения срока, то есть постоянно.

Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.

Если сервитут установлен на конечный срок, то он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В этом случае для прекращения публичного сервитута отдельное решение уполномоченного органа не требуется.

Кроме этого, публичный сервитут может быть прекращен в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка. Это может быть, например, в случаях, когда из-за осуществления публичного сервитута правообладатель не имеет возможности использовать свой участок.

Плата за публичный сервитут: порядок установления

При установлении публичного сервитута правообладатель участка может потребовать соразмерную плату, например, в случаях, если сервитут создает существенные затруднения в использовании участка.

Для этого правообладатель должен обратиться с заявлением, составленным в свободной форме, в орган, который установил сервитут.

Плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые правообладатель испытывает из-за публичного сервитута.

Для этого правообладателю надо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, он может указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута он не может использовать по назначению.

К своему заявлению правообладатель должен приложить заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут.

В случае отказа в установлении платы, несогласии с её размером или отсутствии реакции на заявление правообладатель может обратиться в суд. В суд надо подать иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии и требования.

Источник: https://lawrecom.ru/kak-mozhet-byt-ustanovlen-publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/

Порядок установления и снятия публичного сервитута

Установление публичного сервитута на земельный участок

Одной из форм обременения земельного участка является установка публичного сервитута.

Основная задача, для которой публичный сервитут устанавливается на ту или иную земельную территорию, – обеспечение возможности владельцам соседних участков свободно пользоваться своей землей.

Наложение сервитута позволяет качество функционировать имуществу тех, кто инициировал процесс обременения. Порядок установления публичного сервитута и другие вопросы, связанные с ним, регулируются двумя Кодексами РФ – Земельным и Гражданским.

Порядок должен соблюдаться теми, кто подал заявление на обременение и владельцами самого участка.

Особенности понятия

Такая операция с участком земли, как сервитут, не новшество в земельной сфере, понятие это существует уже не одно столетие. Что означает данное выражение? Публичный сервитут – это законное обременение чужого участка земли, проводимое государством.

  • Цель данного действия – создание нормальных условий для владельцев смежных территорий в вопросе пользования своей землей.
  • Регулирует все действия по обременению участков Земельный Кодекс и Гражданский. Кодекс является главным Нормативно правовым актом в этом вопросе, но некоторые.
  • В Гражданском Кодексе границы зон действия публичных сервитутов и другие вопросы рассматриваются в статьях 274-277. Указывается, каким образом происходит установление, какие нормативные документ можно использовать для урегулирования всех взаимоотношений между участниками соглашения. Ведь в таком вопросе задействованы две стороны, включая владельца участка.
  • Какие вопросы рассматривает Кодекс Земельный? В нем даются указания по тем целям, для которых применяются публичные сервитуты в городах и деревнях. Точно определяется порядок осуществления процедуры. В статье 23 ЗК можно прочитать, для чего должен быть наложен это вид меры обременения, как правильно выполнить процесс.

Установление на земельный участок сервитута является достаточно популярной мерой и позволяет улучшить жизнь тех, кто хозяйствует на соседних к данному участку площадях. Установление и снятие данной меры проводится органом местного самоуправления как представителя государственной власти.

Сервитут на землю может быть не только публичным, но и частным, но и он должен устанавливаться и сниматься только в рамках земельного и гражданского законодательства. В кодексах представлена информация не только по порядку установления обременения, но и по тем ситуациям, которые для сервитута основанием земельного являются.

ВНИМАНИЕ! При применении сервитута согласно Гражданского Кодекса РФ должна быть установлена компенсационная выплата за использование обременения на земле.

Это своего рода плата за наложение сервитута на землю. Размер компенсации и выплаты зависит от особенностей участка, длительности обременения.

Составление акта

Подтверждением установки сервитута на использование земельных участков является нормативный акт, составленный на уровне федеральном или региональном. Такое обременение земельной территории не может проходить хаотично, без составления акта.

Обязательно несет за нарушение ответственность лицо, отвечающее за весь ход процедуры. Составленный акт считается главным документом для проведения различных действий в рамках сервитута.

Для того, чтобы правильно составить акт, следует руководствоваться специальным Федеральным Законом о регистрации недвижимости, он представляет собой также важный закон о сервитуте. Именно в нем даются направления, по которым проводится государственная регистрация обременения.

Указывается в этом нормативном акте и порядок получения свидетельства о применении данной меры. Акт, подтверждающий наложение ограничительных мер на частные и земельные участки, может составляться на разных уровнях власти – региональной, федеральной, государственной. Что должно содержаться в документе?

  • Данные о том, для чего принимается мера.
  • Какой срок будет использоваться сервитут, когда произойдет его отмена.
  • Должны быть сведения и о том, как компенсируются убытки владельце участка, в какой денежной сумме.

Кто имеет право установить сервитут

Кем могут устанавливаться такие меры обременения, как сервитут? Право установить публичный сервитут имеет только государство, это его отличие частного от публичного.

Использовать обременение государство может в своих целях. Но также практика знает не один пример, когда в ответственные государственные органы обращаются обычные граждане, владельцы земельных участков, с просьбой о применении данной меры.

Их заявление рассматривается, если они находятся в проигрышном положении по отношению к той территории, на которой действует сервитут. Может быть принято решение о наложении сервитута в их интересах. Обязательно при этом дожжен использоваться нормативный акт и соблюдаться требования статьи 23 ЗК.

Чтобы публичный сервитут был установлен и действия по нему носили характер законодательный, должны быть проведены публичные слушания, носящие специальный общественный характера. Процесс обременения осуществляется с учетом результатов такого собрания.

Если лица подали заявление на установление такой меры обременения, значит, они обязательно должны присутствовать на таких слушаниях и предоставить все основания для наложения обременения.

Ограничение традиционных способов использования земли в отношении ее владельцев – вынужденная мера, которая защищает интересы собственников соседних участков. Ее нужно воспринимать адекватно, ответственно, в таком случае сервитут положительно скажется на общинных взаимоотношениях между ФЗ.

Причины

Как определить, насколько законно применение ограничительной меры по использованию собственной земельной площади, нет ли нарушение прав собственника или его соседей?

ВНИМАНИЕ! Законодательные основания для применения специальной меры обременения установлены 23 статьей Земельного Кодекса.

Важно придерживаться данного перечня основания, любые изменения в нем могут быть приняты только при изменениях самого Земельного Кодекса.

  • Основанием установления сервитута может быть неудачное межевание, если приводит к невозможности свободного доступа к другим участкам.  Когда граница надела перекрывает дорогу на соседние площади, используется обременение, которое обеспечит проход соседям на свою землю. В таком случае сервитут является возможным выходом из ситуации.
  • Применяется мера в случае, если необходимо образование части участка под прокладку инженерных коммуникаций. Но обременение можно использовать только тогда, когда нет другого выхода для монтажа трубопроводов. Также прибегают к законодательным возможностям и при установке ЛЭП земельном участке.
  • Может быть использован сервитут и в отношении земли, на которой находится естественный водоем. Чтобы другие лица могли иметь к нему доступ, нужно будет законодательно оформить это.
  • Иногда при разделе и межевании участков может быть прекращен свободный проход к земле, которая использовалась для сбора травы, используемой при кормлении животных. В таком случае также нужно обратиться в государственные органы власти с заявлением об установлении сервитута.
  • На земле, являющейся чьей-то собственностью, могут устанавливаться вышки для мобильной и другой связи. Когда нет возможности установить оборудование на другой площади, государство вынуждено прибегнуть к обременению участка.

Решение об ограничениях используют органы власти и для предоставления свободного прохода к лесным угодьям, если нет другой дороги. Лес должен быть доступным всем гражданам для прогулок, сбора ягод или грибов, других целей.

Это виды по земельному законодательству оснований, которые могут использоваться для наложения сервитута. Применять обременения по другим причинам строго запрещено, нарушители прав собственника на землю будут строго наказаны по закону.

Нарушение закона

Несложно получить информацию об основаниях для установки сервитута, она находится в Земельном, гражданском кодексе. Но мошенники иногда стараются использовать понятие сервитута в своих целях, не боясь ответственности перед законом. Нельзя использовать меру обременения участка земли в следующих случаях.

  • Не применяется сервитут к землям, используемым с целью обеспечения государственной безопасности.
  • На обремененной земле запрещено строить энергетические предприятия.
  • Если на обремененном участке будет возведен постоянный производственный комплекс, это также считается нарушениям.
  • Обремененный участок не применяется под полигон для утилизации отходов бытового или промышленного характера.

При нарушении данных требований законодательства собственник земельного участка имеет право подать на нарушителей в суд.

Порядок проведения

Процесс наложения обременения также регулируется 23 статьей ЗК.

  1. На первом этапе подается заинтересованными лицами заявление в органы власти по поводу установления публичного сервитута.
  2. После рассмотрения заявления органы выносят свое решение.
  3. Проводятся публичные слушания с участием заинтересованных сторон, на основании слушаний составляется протокол.
  4. Издается нормативный акт о применении данной меры обременения. Акт обязательно регистрируется в органах государственной власти, только после этого он будет иметь правовую силу.
  5. Осуществляется также государственная регистрация в ЕГР прав на недвижимость.

После выполнения всех этих этапов сервитут вступает в действие. Нельзя нарушать порядок осуществления процесса, иначе его результат может считаться недействительным, его моно будет легко оспорить через суд.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Как обжаловать решение

Несмотря на то, что сервитут устанавливается государственными органами власти (разных уровней), собственник участка земли может обжаловать такое решение. Но он должен быть твердо уверен в нарушении закона о сервитуте и нарушении своих прав собственника. Есть два способа решения проблемы:

  • написать в суд заявление с просьбой об отмене меры обременения,
  • обратиться в вышестоящие государственные органы, которым подчиняется инстанция, установившая сервитут.

В заявлении необходимо четко обосновать, какие нормы закона о сервитуте были нарушены, по мнению собственника.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zemlya/ustanovlenie-publichnogo-servituta-na-zemelnyiy-uchastok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.