Установка одпу

Содержание

Общедомовые приборы учета – что это такое, установка одпу, кто должен платить за установку

Установка одпу

В 2009 году законодательными властями РФ было принято решение об обязательной установке общедомовых приборов учета во всех многоквартирных домах, но данное правило начало действовать только к середине 2012 года. С тех пор граждане пытаются найти информацию об общедомовых приборах учета: что это, кто оплачивает их установку и когда общедомовые счетчики должны быть установлены в новостройках.

В 2009 году власти РФ постановили монтировать приборы учета в многоквартирных домах.

Особенности общедомовых приборов учета

Говоря о том, что такое ОДПУ, следует понимать, что под этим понятием подразумевается общедомовой счетчик, предназначенный для контроля разницы между фактическим потреблением ресурсов и показаниями, по которым граждане ежемесячно оплачивают услуги: электро-, тепло-, водоснабжение. Благодаря нему управляющие компании вычисляют, есть ли факты недоплаты.

Согласно Закону «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», до 1 июля 2012 года установка ОДПУ не являлась обязательной для многоквартирных домов, и правила носили рекомендательный характер, но сейчас оборудование должно присутствовать.

После присоединения Р.Крым к РФ было введено обязательство по монтажу ОДПУ, но крымчане должны выполнить это до 2019 года.Если пренебречь требованием, за коммунальные услуги придется платить большие суммы с учетом повышающего коэффициента.

Холодная вода

Установка ОДПУ для контроля потребления холодной воды возможна лишь в том случае, если дом подключен к центральной системе водоснабжения.

Если же в многоэтажке часть людей получает воду через одну, а еще часть – через другую систему, — с юридической точки зрения монтаж счетчика нарушит права жителей и приведет к конфликту между ними и управляющей компанией при расчете за коммунальные услуги, к тому же контролировать объемы поступающей воды объективно не получится.

Установить ОДПУ можно, только если дом подключен к ЦВС.

Если же система водоснабжения одна, счетчик устанавливается на весь дом и позволяет контролировать объемы проходящей к жильцам воды.

Горячая вода

Учет горячей воды ведется управляющими компаниями на выходе из дома изначально, поэтому перед тем, как устанавливать ОДПУ, жильцам необходимо поинтересоваться в УК, не установлен ли уже счетчик. Если он уже есть, монтаж своего прибора теряет смысл.

В некоторых случаях установка общего счетчика все же оправдана тем, что граждане могут самостоятельно контролировать правильность заполнения квитанций при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Тепловая энергия

Предоставление отопления является в компетенции местной Теплосетевой компании. Оплата производится жильцами круглогодично, исходя из площади помещений, поэтому монтаж общедомовых приборов учета на тепло не актуален и не представляется возможным – не все помещения в многоэтажке отапливаются. В каждом регионе свои нормативы и стоимость потребления.

Предоставление отопления осуществляется местными теплосетями.

Единственный вариант, когда оборудование может быть установлено – монтаж на энергетическом узле. Это позволяет контролировать поставку теплоэнергии, но для самих жильцов значения не имеет.

Электроэнергия

Осуществление общего учета электроэнергии является самым простым. Количество источников получения энергии роли не играет – достаточно провести через них общую линию и установить ОДПУ.

Единственным недостатком установки общего счетчика на электроснабжение является увеличенная нагрузка, ведь электричество может передаваться через провода при передаче на прибор.В этом случае между фактически уплаченными суммами и расходом появляется разница, которую должны оплачивать зарегистрированные в квартирах граждане.

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Если дом на балансе муниципалитета, то установка делается за счет бюджетных денег.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Перед установкой оборудования проводиться собрание.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

В некоторых регионах устанавливаются свои правила оплаты, и тогда обязательства могут быть возложены на ресурсосберегающую компанию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

Если квартиры находятся в собственности муниципалитета, установку оборудования должна выполнить администрация города.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде.Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если собственники отказываются платить, то они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

Если же дом находится в хорошем состоянии, и износ составляет не более 20-30%, поставить ОДПУ за счет денег на текущий ремонт можно.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплаутацию

Показания ОДПУ берутся в расчет только после опломбировки. Для этого представители управляющей организации подписывают заключительный акт с энергосбергающей компанией. Если опломбировки нет, показания не могут быть достоверными, ведь специалистам необходимо убедиться в качестве прибора.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика

Если устанавливается ОДПУ, после монтажа на ввод в эксплуатацию компании отводится 1 месяц.За это время УК должна рассчитать величину оплаты в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ №354, где в расчет берутся показания счетчика.

Когда ОДПУ установлен, но некоторые квартиры не оборудованы приборами индивидуального учета, начисление платы производится по формулам, указанным в приложении 32 к Постановлению. Чтобы расходы были учтены, используются показатели общих счетчиков.

Если некоторые квартиры не оборудованы приборами, начисление платы производится по формулам.

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ

Наиболее распространенной причиной для подачи судебных исков является несогласие жильцов с другими собственниками об установке ОДПУ, если данное обязательство было принято таким решением собрания.

Также в судебной практике встречаются другие основания:

  • Отказ владельцев жилых помещений от оплаты проверки и замены приборов учета.
  • Оспаривание результатов ания гражданами и организациями, участвовавшими в собраниях.
  • Оспаривание коммунальных платежей, когда УК начисляет их не по показаниям индивидуальных счетчиков, а по общим нормативам.
  • Споры, касающиеся ремонта жилья и льгот, если жильцы считают, что можно поставить ОДПУ за счет средств, предназначенных на устранение текущих неполадок.
  • Споры о выходе из строя ОДПУ по техническим причинам, если гарантийный срок на счетчики еще действует.


Установка общедомовых приборов учета является обязательной для всех собственников жилых и нежилых помещений. Если они отказываются выполнять данное требование, управляющая компания вправе установить их принудительно, не оповещая жильцов, а затем взыскать с них денежные средства.

Источник: https://ZKHinfo.ru/kvartira/obshedomovye-pribory

Обзор судебных споров с участием УО об установке ОДПУ и её оплате

Установка одпу

Мы часто пишем о судебной практике по разным вопросам, касающимся работы УО и ТСЖ: порой она может подсказать управляющим МКД, как действовать в той или иной ситуации. Сегодня делаем обзор нескольких судебных споров по вопросам установки ОДПУ и оплаты таких работ между РСО, УО и собственниками.

Судебная практика по вопросам установки ОДПУ в многоквартирных домах

На нашем портале вы можете найти подборку статей, в которых мы рассказывали о судебных решениях по вопросам установки общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах, их замены и оплаты таких работ:

  • Может ли ресурсоснабжающая организация установить ОДПУ в колодце
  • Можно ли установить единый ОДПУ для двух многоквартирных домов
  • Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
  • Вправе ли УО увеличить размер платы за жильё после установки ОДПУ
  • Как УО вести расчёт платы за отопление при нескольких ОДПУ в доме

Сегодня мы расскажем об ещё трёх судебных делах, в которых рассматривались споры, возникшие из-за выполнения РСО требований по оснащению многоквартирных домов ОДПУ, поскольку УО и собственники этого не сделали. Каждое из них в какой-то мере закончилось победой управляющих организаций.

Обязана ли УО установить общедомовые счётчики при прямых договорах

Дело № 1: УО и жители домов отстояли своё право на установку ОДПУ своими силами в обход РСО

В деле № А06-10090/2018 в суд обратилась РСО: она требовала, чтобы управляющая организация допустила её специалистов к тепловым узлам для их осмотра и установки ОДПУ в девяти многоквартирных домах. РСО обвинила управляющую организацию в том, что она препятствовала исполнению требований законодательства по обеспечению домов общедомовыми приборам учёта.

Как выяснилось в суде, осмотр тепловых узлов специалистами РСО в восьми из девяти домов всё-таки был проведён.

При этом в комиссию вошли специалисты УО, активные жители, и старшие по домам, которые указали поставщику ресурсов на то, что дома старые, 60-х годов постройки, и нуждаются в капремонте, поэтому ОДПУ будут устанавливаться только после соответствующих работ из средств фонда капитального ремонта.

УО представила в суде технические заключения о том, что в восьми МКД необходимо провести работы по капитальному ремонту системы отопления и горячего водоснабжения и что плохое качество труб может повлиять на погрешность счётчика в случае его установки до капитального ремонта.

В суде УО отметила, что специалисты РСО подошли к осмотру теплоузлов формально, не оценив степень износа системы теплоснабжения восьми домов. В девятом МКД собственники самостоятельно установили ОДПУ через стороннего подрядчика.

Старшая по дому, где ОДПУ установили сами собственники, также отметила, что стоимость работ поставщика ресурсов завышена в 3 раза.

Поэтому жители дома привлекли к работам подрядчика, сделали капремонт сетей и установили общедомовой прибор учёта без помощи РСО.

Также управляющая организация предоставила суду документы общих собраний собственников, на которых жители домов приняли решение об установке ОДПУ на средства капитального ремонта со спецсчетов, а не дополнительными платежами в адрес РСО.

Доводы поставщика ресурсов к УО о том, что его специалистов не пустили к теплоузлам для установки ОДПУ, компания опровергла: по каждому случаю были составлены акты, в которых указывалось, что на месте присутствовал работник управляющей организации, который был готов пустить представителей РСО в дом для проведения работ. В дома их не пустили сами жители, отказавшиеся от установки ОДПУ подрядчиками РСО.

Суды встали на сторону жителей домов и управляющей организации. Все инстанции указали на то, что приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627 утверждены критерии, по которым определяется наличие/отсутствие технической возможности установить приборы учёта.

По этому документу при определении наличия возможности установить ОДПУ необходимо учитывать состояние ВДИС и обеспечение необходимых условий для эксплуатации прибора учёта.

Суды указали, что РСО не оценило МКД по этим параметрам, подойдя формально к осмотру теплоузлов и не проверив доводы УО и жителей.

Также судьи не посчитали доказанным, что УО препятствовала установке ОДПУ, ведь специалисты РСО были допущены к общему имуществу для осмотра сетей. В актах указано, что помешали поставщику ресурсов собственники, а не работники управляющей организации.

Спор организаций дошёл до ВС РФ, который отказался пересматривать решения коллег, согласившись с отказом в иске.

УО и жители дома отстояли своё право на установку ОДПУ в домах после капитального ремонта сетей и из средств соответствующего фонда.

В ином случае РСО установила бы приборы учёта по своим расценкам: управляющей организации пришлось бы сразу компенсировать поставщику все расходы, а жителям – оплачивать установку ОДПУ с рассрочкой и по завышенным расценкам.

Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Дело № 2: УО существенно снизили размер своего долга перед РСО за установку ОДПУ

В деле № А28-8261/2018 ответчиком по иску РСО выступали сразу три управляющие организации. Поставщик ресурсов в 2013–2014 гг. установил в трёх многоквартирных домах Кирова ОДПУ и выставил в адрес управлявшей тогда этими домами организации счета на возмещение средств за работы на сумму более 500 тыс. рулей. УО счета не оплатила, и РСО начала слать ей претензии.

Затем во всех трёх МКД собственники сменили управляющую организацию: вместо УО-1 в двух домах начала работать УО-2, а в третьем – УО-3. Поэтому РСО подала иск в суд ко всем указанным компаниям, разделив между ними свои убытки.

Бывшая управляющая организация в суде заявила, что не является надлежащим ответчиком, поскольку уже не управляет спорными МКД. Судьи с этим согласились, указав на то, что расходы на установку ОДПУ возмещают управляющей организации собственники, а бывшая УО не имеет права собирать с них деньги, поскольку договор управления уже расторгнут. Иск к УО-1 был отклонён полностью.

Две другие УО не смогли доказать, что не должны оплатить РСО установку ОДПУ, однако, заявили об истечении срока исковой давности: приборы учёта были введены в эксплуатацию в 2013–2014 гг., а иск в суд подан в 2019 году. Суд принял этот довод и существенно снизил суммы, которые РСО требовала ей возместить.

УО оплачивает в адрес поставщика ресурсов стоимость установки ОДПУ единовременно, а затем эти деньги возмещает за счёт собственников. Собственники оплачивают такие работы с рассрочкой в пять лет. На момент суда часть таких платежей не может быть взыскана с собственников в связи с истечением срока исковой давности в три года.

Следовательно, эти деньги нельзя взыскать и с УО. Поэтому суд сделал свои расчёты долга УО-2 и УО-2 перед РСО: исходя из принципа оплаты собственниками стоимости установки ОДПУ равными долями в течение пяти лет, но только с мая 2015 года: чуть более 300 тыс. рублей с трёх МКД.

Как постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО

Дело № 3: УО отсудила у муниципалитета – собственника помещений долг за установку ОДПУ и проценты по нему

В третьем деле, которое мы сегодня рассмотрим, РСО установила ОДПУ в 36 многоквартирных домах Нижнего Новгорода, которыми управляла одна УО, и через суд взыскала с неё стоимость работ.

В этих домах некоторые помещения принадлежали муниципалитету на правах собственности, и УО выставила ему счёт на возмещение убытков за установку ОДПУ в 197 тыс. рублей в соответствии с его долей в ОИ всех многоквартирных домов.

Администрация города долгое время счёт не оплачивала, и УО обратилась в суд (дело № А43-21594/2019).

При этом управляющая организация, подавая иск в суд, требовала от муниципалитета оплатить уже не только его долю в стоимости работ по установке ОДПУ, но и проценты за пользование чужими денежными средствами: УО почти год ожидала, пока муниципалитет исполнит свои обязательства как собственник нежилых помещений в МКД. В иске управляющая организация заявила об 11 тыс. рублей таких процентов, и суд удовлетворил эти требования.

Судья указал на то, что поскольку обязательство по возмещению расходов на установку ОДПУ собственник своевременно не исполнил, требование организации о взыскании с муниципалитета процентов за пользование чужими денежными средствами почти девять месяцев обоснованно и подлежит удовлетворению. К моменту рассмотрения иска в апелляционном суде и оплаты муниципалитетом долга сумма процентов увеличилась .

На заметку

В судебной практике по вопросам установки ОДПУ и оплаты этих работ в адрес РСО есть примеры дел, в которых управляющим организациям удалось полностью или частично отстоять свою правоту. Это дела, в которых:

  • МКД требует капитального ремонта, а РСО настаивает на установке общедомового прибора учёта. Управляющая организация может привлечь к отстаиванию позиции жителей дома, а также предложить собственникам установить ОДПУ за счёт средств капремонта и с привлечением стороннего подрядчика за меньшую плату, чем предлагает РСО.
  • УО заключила договор управления с собственниками помещений в доме, где ранее РСО установила ОДПУ, но деньги за эти работы не получила. Компания может попытаться снизить объём долга, если с момента установки счётчика прошло более трёх лет.
  • В доме есть помещения, которые принадлежат муниципалитету, и он не спешит расплатиться с долгом за установку ОДПУ. Управляющая организация может взыскать с него не только его долю в расходах на установку счётчика, но и процент за пользование чужими денежными средствами.

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/obzor-sudebnyh-sporov-s-uchastiem-uo-ob-ustanovke-odpu-i-ee-oplate-5e4684b4cc6d233fd0f685bb

Что такое ОДПУ в квитанции: расшифровка, расчеты

Установка одпу

Что такое ОДПУ в квитанции можно выявить из нормативно-правовых актов. Это счетчик, для определения затрат на газ, тепловую энергию, воду и электроэнергию.

Новые правила оплаты общедомовых нужд по счетчику ОДПУ

С 2020 года по новым правилам принято рассчитывать оплату общедомовых нужд с помощью общедомового прибора учета — ОДПУ. По мнению законодателя, нововведение позволит начислять оплату за реальные израсходованные ресурсы в таких регионах как Московская область и других.

Для многоквартирных домов минусом выделяют сложность подсчета общедомового расхода с помощью индивидуальных счетчиков, например, подсчет ХВС. Не все жильцы готовы потратить круглую сумму для их установки. Хорошим вариантом станет дополнение личных счетчиков ОДПУ. В этом деле отслеживается наличие потерь, и проверяется домовая исправность коммуникационных сетей.

Дома, освобождающиеся от необходимости установления ОДПУ:

  • постройки, находящиеся в аварийном состоянии, или признанные ветхими;
  • расход электроэнергии меньше 5 кВт/ч;
  • потребление природного газа не более 2 куб. м/ч.;
  • потребление тепловой энергии не более 2 Гкал/ч.

В случае если у жильца отсутствуют технические возможности для установления личных и ОДПУ (критерии прописаны в приказе Министерства экономического развития от 29.11.2011 г. №967), то ему необходимо доплачивать за коммунальные услуги.

Последовательность действий во время установки ОДПУ

Установкой отопительного оборудования занимаются предприятия, имеющие специальные разрешения.

Этапы для установки счетчиков:

  • положительное решение установки всеми собственниками жилья;
  • подбор организации, специализированной на установке;
  • фиксирование установочного места и дополнительный контроль;
  • получение технических актов для установки прибора;
  • утверждение проектно-сметной документации;
  • формирование бумаг и их согласование с поставщиком;
  • приобретение оборудования;
  • установка прибора учета;
  • дополнительные работы по запуску и настройке оборудования.

В соответствии с п.13 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», все расходы на установку ОДПУ оплачивают собственники ресурсопоставляющей организации.

Требования к системам водоснабжения

В условиях эксплуатации счетчики часто выходят из строя, что бы минимизировать количество замен необходимо следить за их исправностью.

Требования к трубам:

  • качественная и чистая вода;
  • стабильное давление;
  • без внешних и внутренних повреждений;
  • отсутствие воздушных пузырьков.

Для увеличения параметров надежности необходимо использовать резервные оборудования.

На ком лежит денежная ответственность

Установку общедомовых приборов учета полностью оплачивают собственники жилья.

В рамках помощи государство разрешает использовать рассрочку на 5 лет, за это время в счетах коммунальных услуг расписывается сумма, потраченная на установку оборудования. Если же существует возможность оплатить одним платежом, то расчет производится до начала или после монтажа.

Пример: Если площадь помещения — 120 кв.м, площадь дома равна 10 000 кв.м, общее имущество (подвал, детская площадка) 2 000 кв.м., собственник оплачивает: 120 / 10 000* 2 000 = 24 кв. м.

Критерии влияния на стоимость общедомовых приборов учета

Для расчета установки ОДПУ необходимо произвести замеры площади квартиры каждого жителя и умножить на стоимость счетчика за 1 кв.м.

Пример расчета: 56,8 кв. м. * 91,7 руб. = 5 208,6 руб.

В случае общего решения произвести установку, с помощью рассрочки необходимо рассчитанную стоимость разделить на 60 (количество ежемесячных платежей за пять лет).

Пример расчета: 5 208,6 руб. : 60 = 86,8 руб. ежемесячная оплата.

Дополнительно в Жилищном Кодексе прописаны конкретные критерии, от чего будет зависеть установление ОДПУ.

К ним относятся: оплата стоимости прибора, предварительная консультация, составление проекта, оплата монтажа, настройка и запуск устройства, пятилетнее техническое обслуживание.

Нюансы оплаты общедомовых приборов учета

Платежная сумма не раскидывается на всех жильцов поровну. Каждая оплата показателей происходит по личным счетчикам, в зависимости от размера жилплощади с надбавками за техническое обслуживание.  Коммерческие организации также оплачивают свои ОДПУ в квитанции за квартиру отдельно от всех.

Если в квитанции сумма представляется завышенной, то можно подать письменное заявление на подробное разъяснение формул подсчета и показания общих и личных счетчиков. В случае если управляющая компания отказывается предоставить информацию необходимо обратиться в прокуратуру.

Расчет нежилых помещений

При расчете расхода ресурсов необходимо включать в стоимость площади принадлежащее всем жильцам, независимо от приборов личного учета.

Формула расчета тарифа:

Ро = (Р – Р инд)*Т, где:

  • Ро — количество оплаты за совместное содержание мест;
  • Р — ОДПУ общего расхода;
  • Ринд — количество затрат энергетических ресурсов снятых с индивидуальных учетных приборов;
  • Т – тарифный размер конкретного ресурса.

В целях заинтересованности жильцов для приобретения общедомовых приборов учета государство использует тарифные надбавки к лицам, отказавших осуществлять установление ОДПУ.

Обратите внимание: помимо индивидуального потребления воды, газа и электроэнергии в квитанции включают оплату общедомового расхода. Данная система необходима для выявления протечки в трубах от организации, поставляющей ресурсы до дома.

Оплата квитанций на примере отопления

Для осуществления расчетов разработаны особые формулы в соответствии с наличием приборов учета.

Наличие оборудованияПример расчетаФормула
Только общедомовой прибор учетаЕжемесячно значение показателей счетчика делится на суммарную площадь всего здания. Получив потраченное на 1 кв.м. количество калорий умножаем на отопительный тариф с суммой площадей квартиры с прилегающей долейРi = Vд *х Si / Sоб * T, где:

  • Vд — объем используемого тепла в течение расчетного периода;
  • Si — площадь нежилого или жилого помещения;
  • Sоб — общее количество площади жилых и нежилых сооружений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Общедомовые и индивидуальные приборы учетаИспользуется при возможности развести трубы горизонтально (многоэтажки). От показаний ОДПУ на отопление вычитается суммарное показание со всех счетчиков квартир. Затем полученное значение увеличивают на долю каждой квартиры и на установленный тариф с платой за отопление.Рi = ( Vin + Vi одн * Si / Sоб )*T), где:

  • Vin — объем используемого тепла ха расчетный период;
  • Vi одн — количество потраченной энергии на тепло;
  • Si — площадь жилого или нежилого сооружения;
  • Sоб — общая площадь всех жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Отсутствие в отдельной квартире личного счетчикаПоказания ОДПУ снимаются со всех имеющихся в определенной квартире приборов учета, с вычетом разницы с соотношением общедомового счетчика, полученный результат делится на площадь всего дома и умножается на сумму площади и долю квартир без счетчика. Только после этого умножают на отопительную стоимость за 1 куб. м.Рi = ( Vi + Si * ( Vд — ∑Vi ) / Sоб)xТ, где:

  • Si — площадь нежилого или жилого сооружения;
  • Vд– домовой объем потребления тепла;
  • Vi – потребление тепла отдельной квартиры;
  • Sоб — общая площадь жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.

Количество ежемесячного отчисления за оказание услуги является результатом показаний формул.

Таким образом, несмотря на ряд минусов ОДПУ и принудительный характер установки, он позволяет снизить количество потребляемых ресурсов, тем самым уменьшив ежемесячные расходы многоквартирного дома.

Источник: https://zkhrf.ru/mnogokvartirnyj-dom/chto-takoe-odpu

Что означает установка ОДПУ в квитанции ЖКХ

Установка одпу

В некоторых случаях возникает необходимость подсчёта ресурсов в целом по многоквартирному дому. Для этого используются ОДПУ. Рассмотрим расшифровку данной аббревиатуры, требования законодательства о необходимости применения данных приборов и правила их установки, прочие сопутствующие вопросы.

Расшифровка аббревиатуры ОДПУ

ОДПУ называют общедомовые приборы учёта, такое оборудование размещается в многоквартирных домах и позволяет учитывать расход энергетических ресурсов жильцами всего МКД(многоквартирного дома).

У каждого владельца жилья установлены индивидуальные счётчики. Но их наличия недостаточно для полного определения расхода энергоносителей. Наиболее эффективно применение комбинации общедомовых счётчиков с индивидуальными, позволяющей кроме ресурсов, потреблённых жильцами, определить расход, приходящийся на содержание общедомового имущества.

Разновидности приборов учёта общедомовых ресурсов

В многоквартирных домах потребляются различные энергоресурсы, поэтому требуется соответственное использование счётчиков для каждого из видов по-отдельности.

Необходимость применения ОДПУ может быть связана с потреблением:

  • тепла;
  • электрической энергии;
  • бытового газа для отопления, подогрева воды или приготовления пищи;
  • холодного и горячего водоснабжения.

В дополнение к счётчикам может устанавливаться аппаратура, позволяющая отслеживать качество поставляемых ресурсов или устанавливать режимы их использования. К примеру, тепловой счётчик может дополнительно комплектоваться устройствами, регистрирующими температуру теплоносителя и регулирующими его поставку, учитывая температурный режим в помещениях.

Но использование дополнительной аппаратуры не входит в обязательные условия, регламентируемые законодательством. Жильцы вправе самостоятельно определять необходимость установки такого оборудования, учитывая масштабы предстоящих затрат на их приобретение и монтаж.

Требования законодательства по поводу обязательности установки

Обязательность ввода в эксплуатацию счётчиков общедомового расхода энергоресурсов регламентируется Федеральным законом № 261-ФЗ, принятым в 2009 году. Данная мера призвана обеспечить выполнение мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов. Читать ФЗ № 261.

Особенности установки ОДПУ

Приобретением и монтажом ОДПУ занимается управляющая компания. Но решение об установке данных устройств должно принимать общее собрание жильцов. Представители управляющей компании не вправе принуждать владельцев жилья к выполнению такой меры, но в их обязанности входит мотивация потребителей с детальным объяснением последствий невыполнения указанного шага.

Государство прибегает к назначению повышенных тарифов за энергоресурсы, если жильцы МКД не приняли решения о необходимости установки общедомовых приборов учёта. В этом случае величина счетов может возрасти на величину от 20 до 60 процентов за счёт применения повышающих коэффициентов в расчёте стоимости предоставленных услуг.

Указанные счётчики причисляются к собственности, принадлежащей всем жильцам в качестве общедомового имущества, поэтому расходы на их приобретение и монтаж относятся на владельцев квартир МКД.

Узел учёта тепловой энергии

Стоимость оборудования определяется следующими факторами:

  • масштабами потребления и прочими техническими характеристиками, предъявляемыми к приборам;
  • характеристиками площади МКД и количеством квартир;
  • параметрами оборудования;
  • моделью и местом изготовления аппарата;
  • особенностями размещения и сложностью монтажа.

Разработка документов на монтаж приборов и подбор подходящей модели устройства возлагается на управляющую компанию.

Обычно данные устройства располагают в подвальном помещении дома, в условиях, обеспечивающих исправную и безопасную эксплуатацию оборудования, что удобно, учитывая нахождение там основных энергокоммуникаций. Исключение распространяется на электросчётчики, которые размещаются в щитовых помещениях, которые оборудуются для данных целей, при их наличии в доме.

Как рассчитываются тарифы по ОДПУ

Кроме расхода ресурсов, потреблённых непосредственно для обеспечения квартир и учтённых индивидуальными счётчиками, в любых домах имеются места, используемые всеми жильцами – помещений для хранения инвентаря, колясок, коридоров, лестничных клеток и других.

Рекомендуем:  Сколько электричества расходует электрочайник

Общедомовые аппараты по контролю использованных ресурсов позволяют рассчитать показатели расхода на содержание таких помещений и размер необходимой оплаты.

Для расчёта таких затрат применяется следующая формула:

Ро = (Р – Ринд)×Т,

в которой:

  • Ро – расчётная величина оплаты за содержание мест общего пользования;
  • Р – общий расход, определённый ОДПУ;
  • Ринд – суммарный расход энергоресурсов по итогам показаний индивидуальных приборов учёта;
  • Т – размер тарифа за соответствующие ресурсы.

Чтобы заинтересовать жильцов в приобретении и применении ОДПУ, государством в дополнение к тарифам предусмотрено использование повышающих коэффициентов, назначаемых для жителей домов, в которых не установлены общедомовые счётчики.

Как проверяются и обслуживаются счётные устройства

Эксплуатация любых счётчиков связана с необходимостью ухода и контроля за техническим состоянием. Если техническое состояние прибора не позволяет его использовать, следует произвести замену аппарата. Данное условие касается и общедомовых счётчиков.

Расходы за выполнение указанных работ распределяются между жильцами МКД, а организационные действия – на управляющую компанию. Установка, обслуживание и замена ОДПУ требует от исполнителя наличия разрешительной документации. Управляющая компания подбирает организацию, обладающую соответствующими лицензиями, и оформляет договора на выполнение указанных работ.

Выполненные работы оформляются соответствующими актами, фиксирующими закрытые исполнителю объёмы. При проведении проверки в акте отмечаются выявленные неисправности, требующие устранения. Акт подписывает уполномоченный представитель организации-исполнителя и с другой стороны – должностное лицо управляющей компании.

Необходимость установки общедомовых приборов учёта не вызывает сомнений. Жильцы должны ответственно подойти к принятию решения о необходимости применения ОДПУ, что позволит фиксировать объём ресурсов, затраченных на содержание общедомового имущества и минимизировать расходы на их оплату.

Источник: https://PoUchetu.ru/interesnoe/odpu-v-kvitantsii-zhkh

Блог

Установка одпу

Непосредственный способ управления (НСУ) – это один из трех способов управления многоквартирным домом (МКД), которые предусмотрены ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

Собственники помещений МКД могут принять решение на общем собрании о переходе на непосредственный способ управления при условии, что количество квартир в доме не более 30.

Процедурыутверждения условий и заключения договора управления при управлении управляющей организацией и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имуществав таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности при непосредственном управлении похожи. Собственники помещений в таком доме заключают указанныедоговоры на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.

Мы уже перестали удивляться тому, что в плане осуществления обязанностей обслуживающей организации и возложения на нее ответственности за ненадлежащее их осуществление, суды и органы государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) давно приравняли их к управляющим организациям МКД, которые осуществляют управление домом на основании лицензии и заключенного договора управления МКД.

И суды не считают обязательным применять при принятии решений доводы изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса об административных правонарушениях» (далее по тексту – Пленум ВАС РФ № 11), в пункте 3 которого указано следующее:

«Вместе с тем судам необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей».

Немного радует, что административные штрафы при этом не такие драконовские, как за нарушение лицензионных требований. И по ст. 7.22 КоАП РФ они на порядок меньше, чем по ст. 14.1.3. КоАП РФ, да и исключить все дома и лицензии за нарушения органы ГЖН не смогут. Хотя с нашими законодателями, надзорными органамии судами то ли еще будет…

Вот и в вопросе установки общедомовых приборов учета (ОДПУ), некоторые суды очень легко и без малейшего сомнения решили, что при непосредственном способе управления, ответственность за установку ОДПУ в многоквартирном доме также можно возложить у обслуживающую организацию. Ну это примерно тоже самое, если на ателье, в котором мы сшили костюм, какой-нибудь контролирующий орган решит возложить обязанности этот костюм в дальнейшем чистить.

Разницу в способах управления и опосредующих ее договорах, установленную и в нормах закона, и в выводах Высшего суда при этом видеть совсем необязательно. Проще же вновь ответственным сделать самое сильное и богатое звено в ЖКХ – управляющую организацию (обслуживающую организацию при НСУ).

Но ЖКХ – это же отличная (от других) отрасль, в которой здравый смысл и справедливое толкование законов – не про нее совсем.

И еще неизвестно, какие в будущем придут в голову представителей органов ГЖН и судов, мысли в извращенном толковании норм законов в погоне за главной целью: наполнением бюджета торжеством законности и защитой интересов собственников.

Правильно: их интересы важнее – они же электорат, который нельзя обижать и вызывать его недовольство! они же слабая сторона договора.

Обязанность установки ОДПУ изначально возлагалась на собственников помещений в МКД. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в срок до 01.07.2012г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ обязанность по установке ОДПУ возлагается на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Согласно п. 10 ст.

13 Закона № 261 лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. 

Во исполнение Закона № 261 принят Приказ Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ 149).

Приказ 149 устанавливает особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из анализа Приказа 149 лицом, которое может заключить такой договор не обязательно должна быть управляющая организация, а может быть любой собственник, уполномоченный на это решением общего собрания собственников МКД.

Но некоторые суды считают, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов – это также и обслуживающие организации приНСУ.

Судебная практика в большинстве случаев исходит из того, что при непосредственном управлении такие расходы возмещаются собственниками напрямую ресурсоснабжающим организациям, принудительно установившим ОДПУ в доме. Однако при выборе впоследствии управляющей организации суды могут возложить возмещение таких расходов на управляющие организации.

Постановление 12 ААС от 30 июля 2018 г. по делу № А12-2657/2018:

«…Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет сделать вывод о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/pribory-ucheta/ustanovka-odpu-v-mnogokvartirnom-dome-pri-neposredstvennom-sposobe-upravleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.