Установка общедомового электросчетчика в многоквартирном доме

Содержание

Общедомовые счетчики электроэнергии – законность установки

Установка общедомового электросчетчика в многоквартирном доме

Участились вопросы, по поводу оснований установки управляющими организациями общедомовых счетчиков электроэнергии, потребляемой многоквартирным домом.

Этот вопрос поднимается по причине увеличения платы за электроэнергию, которая расходуется в основном на освещение мест общего пользования в многоквартирном доме.

Именно по этой причине, мы даем разъяснения гражданам по данному вопросу и думаем, что такие разъяснения должны стать доброй традицией нашей компании.

Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005 г., в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правил В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 34, 21 августа 2006 г., “Российской газете” от 22 августа 2006 г.

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе указывая на требования такого имущества, в частности: обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение общего собрания собственников помещений в таком доме, которое выбирает способ управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 33).

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме выбирают один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Таким образом, управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.

Согласно части 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации

размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39).

Согласно части 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.

2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно части 9 ст.13 Федерального закона от 23.11.

2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.

2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) и до 1 января 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 – 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, утвержденных 23.05.

2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом, законодатель не указывает на то, что установленные приборы учета должны быть собственностью собственников многоквартирных жилых домов.

Источник: https://www.UFK34.ru/stati/47-obschedomovye-schetchiki-jelektrojenergii-zakonnost-ustanovki

Общедомовой прибор учета электроэнергии: порядок и правила установки

Установка общедомового электросчетчика в многоквартирном доме

Освещение двора, лестничных площадок, работу лифтов и электроэнергию для любых общих помещений дома оплачивают собственники жилья. Это закон. Общедомовой прибор учета электроэнергии фиксирует потери на магистралях и помогает платить по факту, а не по нормативам. Зачем и как установить общедомовой счетчик мы расскажем в этой статье.

Закон об общедомовых счетчиках на электроэнергию

Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.

До 1 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, . Лицо должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. 261-ФЗ, ст. 12, ч. 13

Отказаться от установки счетчика нельзя. Это делают только объекты, которые потребляют менее пяти киловатт. Стоимость установки считают пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Когда жилец не способен оплатить установку, государство дает рассрочку на пять лет, которую можно погасить досрочно.

Зачем устанавливать общедомовой прибор учета электроэнергии

Расходы на электроэнергию зависят от объема потребления или нормативов, которые ежегодно растут. Государство завышает нормативы, чтобы управляющие компании и ТСЖ оснащали дома счетчиками.

Общедомовой прибор учета считает расход электроэнергии каждого дома и спасает от переплат за нормативы или потери в сетях поставщика.

Разберем на примерах плату за электроэнергию одного жильца с общедомовым счетчиком и без.

Без счетчика

Сумму считают по нормативу. Площадь квартиры жильца делят на площадь всех помещений дома, затем умножают на площадь общих помещений, и на норматив по расходу электричества в регионе.

Со счетчиком

Cумму считают на основе реального объема потребления. Площадь квартиры делят на площадь всех помещений дома и умножают на разницу показаний общедомового и индивидуального счетчиков.

На примере Семена экономия не существенна. Но для девятиэтажного дома с шестью подъездами по сорок квартир в каждом, экономия станет значительной. При одинаковых показаниях в квартирах, разница между платежами равна 336 552 рубля в год.

Правила установки общедомового прибора учета электроэнергии

Порядок установки приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

После 1 июля 2013 года обязанность РСО установить общедомовой счетчик остается в силе. Согласно приказу, чтобы организовать установку общедомового прибора учета электроэнергии, управляющая компания или собственники отправляют письменную заявку в РСО. К заявке прикрепляют следующие документы:

  1. Копии документов, подтверждающих право собственности;
  2. Копии учредительных документов;
  3. Копию свидетельства о государственной регистрации;
  4. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;
  5. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

В течение десяти дней после получения заявки и документов РСО осматривает объект и не позже пятнадцати дней после осмотра отправляет проект договора. Получив договор, заказчик подписывает его за пятнадцать дней и отправляет обратно в РСО.

Отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от установки общедомового прибора учета электроэнергии – это повод привлечь к административной ответственности (п. 12 ст. 9.16 КоАП).

Преимущества прибора учета электроэнергии

  • Потери на магистралях и расчет по нормативам – это дорого. Общедомовой прибор учета электроэнергии экономит деньги.
  • Если установка счетчика просрочена, РСО обязана установить счетчик. Ни собственники, ни ресурсоснабжающая организация не вправе отказаться от установки.
  • Собственники оплачивают установку соразмерно площади квартиры или нежилого помещения. Платят единым платежом или в рассрочку на пять лет.

Общедомовые приборы учета снижают потери ресурса и денег. Беспроводной учет упрощает сбор показаний и совершенствует контроль потребления. «СТРИЖ» быстро и за разумный бюджет разворачивает системы учета с удаленным сбором данных. Они фиксируют потери в магистралях, снижают размер платежей и упрощают сбор показаний.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В продолжение статьи:

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

Воровство электроэнергии: обнаружение, ответственность, штрафы

Каким будет отключение электроэнергии за неуплату коммунальных услуг в 2016 году

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/pravila-ustanovki-odpu-elektroenergii.html

Кто устанавливает общедомовой счетчик расхода электроэнергии

Установка общедомового электросчетчика в многоквартирном доме

Общедомовой счетчик потребления электричества, воды или тепла устанавливается на весь многоквартирный дом для измерения уровня потребления соответствующих ресурсов всеми жильцами, а также расхода на обеспечение мест общего пользования (подъездов, подвалов, лестничных площадок, подсобных помещений и т.п.) Например, установка счетчика электроэнергии выполняется для учета расхода для обслуживания лифтов, освещения подъездов и придомовой территории, а также для выявления случаев незаконного подключения к сети. Основной проблемой во время установки и подключения общего счетчика является вопрос, кто должен устанавливать и оплачивать установку прибора. Важно также определить, кто обязан его обслуживать — закон в этом случае дает неоднозначные трактовки, исходя из опыта арбитражного суда Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Обязательно ли ставить счетчики на весь дом

Несмотря на то, что в многоквартирных домах имеются приборы индивидуального учета энергоресурсов и воды, их недостаточно для получения полной картины расходов ресурсов на обслуживание объекта.

Ведь кроме личных нужд жильцов, обслуживающие компании-поставщики обеспечивают работу придомовой территории, подъездов, лестничных клеток, уличного освещения, работу котельных, лифтов и других объектов общего пользования.

Обеспечение их работы нередко достигает уровня потребления энергоресурсов жильцами.

Сегодня общедомовые приборы учета — обязательное условие для функционирования многоквартирных домов.

Так, Закон РФ № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности» постановил обязательный монтаж общедомовых счетчиков до 1 июля 2012 года.

В 2015 году был введен повышающий коэффициент на оплату энергоресурсов в тех домах, где еще не установлены ОДПУ. До 2019 года коэффициент составлял 1,1, а после 2019 ожидается его увеличение до 1,6.

В настоящее время большинство домов уже оснащены механизмами общедомового учета, а те объекты, на которых еще не установлены счетчики, решают эту проблему различными путями. Согласно закону, общедомовой счетчик воды, а также электросчетчик, является коллективной собственностью граждан, проживающих в многоквартирном доме, и они должны нести расходы на установку и обслуживание счетчика.

Процесс установки общедомовых приборов учета

Однако на практике этот вопрос вызывает множество споров, т. к. не во всех домах жильцы обладают достаточным уровнем социальной сознательности, отказываются или попросту игнорируют необходимость установки, предписанную законом.

Другая причина разногласий в вопросе подключения приборов — это то, что в установке также заинтересованы компании, поставляющие воду, газ, свет и тепло в дома. В случае монтажа счетчиков с автоматической системой снятия показаний оплачивает установку и обслуживание приборов поставщик, а жильцы в этом случае не имеют права препятствовать.

В остальных случаях общедомовые счетчики и их установка — ответственность жильцов многоквартирного дома.

Читать также:  Закон о праве на квартиру в общей долевой собственности

Общедомовые счетчики — это не прихоть и не стремление найти чиновниками дополнительный источник денежных махинаций, а экономически обоснованное требование. Счетчики общего пользования нужны для экономии энергоресурсов и в долгосрочной перспективе позволяют оптимизировать расходы на снабжение жилых объектов.

До введения обязательного требования по использованию ОДПУ снабжающие компании имели сложности с учетом и оплатой поставляемых ресурсов, т. к. не было возможности полностью проконтролировать расход электричества, воды, газа и тепла и отследить случаи незаконного подключения или утечки.

Установка ОДПУ позволит рационализировать расход ресурсов предприятий и добиться справедливой оплаты на снабжение.

Ввод в эксплуатацию

В идеальных условиях установку общедомовых счетчиков можно выполнить несколькими способами.

  • Через собрание жильцов дома, на котором выносится вопрос о приобретении и установке счетчика, после чего инициируется сбор средств в добровольном порядке на покупку прибора учета.
  • Снять средства, находящиеся на балансе многоквартирного дома, согласно статье «Текущий ремонт», которую оплачивают жильцы ежемесячно вместе с другими коммунальными услугами. При нехватке средств недостающая сумма разделяется поровну между собственниками, которые вносят дополнительные средства из своего кармана.

Эти два способа предполагают высокий уровень социальной активности и сознательности граждан, чаще всего встречается в ТСЖ, где все жильцы разделяют между собой ответственность за эксплуатацию и благоустройство общей собственности.

Но нередко бывают случаи, что жильцы дома отказываются оплачивать покупку и установку счетчика, и тогда обязанность по установке общедомового прибора учета берет на себя управляющая компания. Она имеет право снять средства, находящиеся на балансе компании, поступающие по статье «Текущий ремонт».

Если на балансе недостаточно средств, то общедомовой прибор учета тепловой энергии, электричества или воды может быть установлен в рассрочку сроком до 5 лет.

При отсутствии согласованности действий управляющей компании или ТСЖ ресурсоснабжающие компании проводят установку общедомовых приборов учета за свой счет.

Действующее законодательство предполагает наложение штрафов на компании, представляющие услуги по энерго-, водо- и теплоснабжению при отсутствии установленных общедомовых счетчиков, поэтому предприятия не могут не устанавливать счетчики даже при открытом противодействии жильцов или управляющей компании.

В этом случае поставщик имеет право обратиться в суд с иском к жильцам или управляющей компании с требованием оплатить расходы на установку и обслуживание пробора.

На практике в большинстве случаев суды становятся на сторону истца, и на собственников многоквартирного дома ложатся не только расходы за компенсацию установки прибора, но и судебные расходы.

Поэтому установка общедомовых приборов учета должна изначально производиться за счет жильцов.

Юридические особенности монтажа

Общий счетчик устанавливается в технических помещениях — подвалах, чердаках или подсобных комнатах, куда нет доступа для неуполномоченных лиц.

Делать это обязательно, согласно постановлению правительства РФ, в противном случае, с 2019 года в домах, в которых отсутствуют ОДПУ, устанавливаются повышенные коэффициенты на оплату энергоресурсов и воды — до 60% от существующих нормативов.

Противодействие со стороны жильцов установке счетчика может быть расценено как злоумышленные действия в попытке скрыть незаконное подключение к источнику энергоресурсов.

После монтажа происходит испытание работы приборов учета на предмет корректного измерения потребления электричества, воды или тепла. После установки и ввода прибора в эксплуатацию показания снимаются раз в месяц (или в другой интервал, согласно правилам работы ресурсоснабжающей компании) уполномоченным специалистом в присутствии жильцов многоквартирного дома.

Выбор типа прибора обычно лежит на компании, поставляющей ресурсы в дом, и обычно это проверенный поставщик ОДПУ, имеющий лицензию на продажу приборов учета для жилых объектов.

Например, для счетчика тепловой энергии могут применяться вихревой, электромагнитный, тахометрический или ультразвуковой счетчик.

Для приборов учета электроэнергии обычно устанавливаются одно- или многотарифные приборы, позволяющие экономить на энергоресурсах при их использовании в дневное и/или ночное время. Приборы учета воды для горячего и/или холодного водоснабжения устанавливаются по усмотрению Горводоканала.

Читать также:  Что гласит закон о перерасчете коммунальных услуг

После установки общедомового счетчика происходит снятие показателей потребления энергоресурсов и воды, на основании которых рассчитывается плата за потребление, по формуле разделяющаяся между жильцами.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, формула для расчета общедомового потребления учитывает показатели ОДПУ, который умножается на действующий в регионе тариф на соответствующий ресурс. От него отнимается плата по индивидуальным счетчикам, установленным в квартирах.

Полученную цифру в киловаттах или кубометрах делят пропорционально на количество жильцов в доме.

Проверка и замена ОДПУ

Поскольку общедомовые счетчики относятся к коллективной собственности, то и поверка общедомовых счетчиков, их обслуживание и замена также является ответственностью жильцов многоквартирного дома.

Поверяться счетчики должны силами управляющей компании, на чьем балансе находится жилой дом. Проверка осуществляется путем визуального осмотра работающего оборудования, фиксации повреждений и других следов внешнего воздействия, износа и прочих разрушающих факторов.

Также происходит проверка показателей прибора учета и сверка с предыдущими данными.

Любая проверка, ремонт или замена счетчиков общедомового учета должна заканчиваться составлением соответствующего акта, который подписывает представитель управляющей компании, ответственный за осмотр прибора, а также поверенный специалист, проверяющий счетчик.

Во время проверки имеют право присутствовать и жильцы многоквартирного дома. В документе описываются все неисправности и поломки, их причины и способы устранения.

Менять и ремонтировать установленный счетчик в случае его естественного износа или повреждения также должна управляющая компания, за исключением случаев, когда прибор оснащен автоматической системой передачи показаний.

(13 votes, average: 5,00 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetyuristov.ru/zhou/obshhedomovoy-schetchik-elektroenergii-vodyi.html

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Установка общедомового электросчетчика в многоквартирном доме
Время чтения: 7 минут

С 2009 года в законодательстве России появилось новшество, в соответствии с которым установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах (ОДПУ) стала обязательным требованием.

Поскольку потребителю обычно не нравится, когда его заставляют что-либо делать против воли, была проведена кампания по разъяснению преимуществ нововведения. И все же многие остались им недовольны.

Давайте разберемся, что из себя представляют ОДПУ, как они устанавливаются и обслуживаются, и кто за все это платит.

Что такое общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов

Прежде всего выясним, что это такое – ОДПУ. Это специальные приборы, которые позволяют учитывать объем потребления ресурсов всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, а также вести учет расходов на общедомовые нужды.

Обязанность устанавливать подобные счетчики закреплена в Федеральном Законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года.

Обоснованием установки ОДПУ служит:

  • более экономное использование ресурсов. Общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах избавляют от необходимости платить по так называемым нормативам;
  • контроль состояния коммунальных сетей;
  • оплата той части услуг, которая не зафиксирована индивидуальными счетчиками.

Рекомендуем ознакомиться со статьей «Общедомовой прибор учета тепла”.

Цель установки общедомовых приборов учета

С момента принятия изменений в законодательстве, обязывающих потребителей устанавливать счетчики, прошло много времени, но споры о необходимости такого шага не утихают до сих пор.

Пока еще нет развитой практики по поводу того, каким образом наказывать за неустановку ОДПУ, хотя регулярно появляется информация, что санкции вот-вот начнутся.

Основным аргументом противников этого мероприятия является наличие в квартирах индивидуальных счетчиков.

Зачем нужен общедомовой счетчик, если у жильцов установлены индивидуальные

В связи с подорожанием коммунальных услуг, особенно газа, подавляющее большинство граждан уже обзавелись индивидуальными счетчиками. Так зачем же устанавливать общедомовой счетчик газа в многоквартирном доме?

Закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года не делает скидок для тех, кто установил индивидуальный счетчик тепла, и обязывает все многоквартирные дома оборудовать ОДПУ до 01.07.2012 года.

О редких исключениях из этого правила речь пойдет ниже.

Следует помнить, что при наличии индивидуального счетчика оплата производится по его показателям. Однако существуют еще и общедомовые нужды, которые тоже должны оплачивать жильцы.

В каких домах следует устанавливать ОДПУ

Установка общего счетчика обязательна, если дом соответствует определенным критериям, в частности, подключен к централизованной системе:

  • электроснабжения,
  • газоснабжения,
  • водоснабжения,
  • другим сетям, которые централизованно снабжают жильцов электричеством.

В указанных случаях придется устанавливать ОДПУ в обязательном порядке.

Собственники освобождаются от подобной обязанности, если их дома:

  • являются ветхими или аварийными;
  • потребляют тепловую энергию в объеме менее 2 Гкал/ч;
  • расходуют электроэнергию мощностью до 5 кВт⋅ч;
  • потребляют природный газ в объеме меньше 2 куб.м/ч.

Принимая во внимание эти критерии, приходим к выводу, что подавляющее большинство многоквартирных домов следует оснастить ОДПУ.

Узнайте когда и как устанавливается общедомовой прибор учета тепла в МКД

В чьи обязанности входит установка одпу

Как и в любом деле, связанном с предоставлением коммунальных услуг, существуют ответственные лица, то есть те, кто должен устанавливать общедомовые приборы учета в многоквартирном доме.

Чтобы определиться с ответом на этот вопрос, нужно учесть крайний срок, указанный в законодательстве, – 1 июля 2012 года. До этого момента обязанность по установке ОДПУ лежала на собственниках помещений. После указанной даты ответственность перешла на обслуживающие организации. Именно на них будет наложен штраф за невыполнение требований закона.

Предварительно обслуживающая компания сообщает жильцам условия и порядок установки приборов, а после этого заключает договор с предприятием, которое устанавливает счетчики.

Последовательность действий при установке ОДПУ

Заниматься установкой отопительного оборудования должны только предприятия, которые имеют необходимые разрешения, знания и инструменты, поскольку процесс этот довольно трудоемок.

Для установки счетчика нужно пройти следующие этапы:

  1. Принятие решения о необходимости установки ОДПУ.
  2. Выбор организации, которая будет заниматься работами по установке прибора.
  3. Определение места установки ОДПУ и его осмотр.
  4. Получение технических условий для установки прибора. Получить такие бумаги можно в предприятии-поставщике ресурсов.
  5. Разработка и утверждение проектно-сметной документации по установке счетчика. Этим занимается проектная организация.
  6. Составление и согласование бумаг с поставщиком ресурса.
  7. Покупка оборудования.
  8. Установка общедомового прибора учета.
  9. Работы по запуску и настройке.

Кто платит за установку ОДПУ

Кто оплачивает ОДПУ в многоквартирном доме – самый животрепещущий вопрос во всем мероприятии. И, как это ни печально для простых людей, ответ на него очевиден.

Поскольку приборы учета ставятся на многоквартирный дом, а установка является обязанностью собственников помещений, то оплата ложится именно на плечи потребителей.

Поскольку, в соответствии с законодательством, ОДПУ уже должны быть установлены в многоквартирных домах, этот вопрос становится все актуальнее. Давайте выясним некоторые нюансы того, как осуществляется оплата за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и других видов коммунальных услуг.

Общее собрание собственников

Первым шагом, который необходимо сделать для установки ОДПУ, – провести общее собрание собственников жилья. Дело в том, что дом, все его квартиры и подсобные помещения являются общей собственностью жильцов, значит, именно им придется решать основные задачи:

  • когда осуществлять установку счетчиков;
  • где они будут располагаться;
  • каким образом оформить документы;
  • какова цена вопроса.

Роль управляющей организации в процессе проста: она информирует собственников о необходимости провести общее собрание. Кроме того, адекватная УК к моменту проведения такой встречи уже будет иметь какие-то предложения по организации процесса.

Однако, в соответствии со ст. 9.16 п.5 КоАП, контролирующие органы могут штрафовать УК, которые уклоняются от оповещения жильцов о проведении мероприятий по энергосбережению.

Чтобы не подвергнуться солидному штрафу, УК должна не только уведомить жильцов о проведении собрания, но аргументировать необходимость установки приборов и оказывать при этом посильную помощь.

Как оплачивается установка ОДПУ

Расплатиться за установку ОДПУ можно следующими способами:

  1. Оплатить сразу 100% стоимости услуг. Сделать это можно до установки счетчика и сразу после таковой.
  2. Воспользоваться рассрочкой на пять лет. Счет за установку равными частями будет включен в квитанции об оплате коммунальных услуг в течение пяти лет. Одновременно придется оплачивать процент за использование рассрочки, который равен ставке рефинансирования, установленной Центральным Банком (7,25%).
  3. Воспользоваться средствами поставщика коммунальных услуг, выделенными на повышение энергоэффективности. Эти средства аккумулируются следующим образом: если есть установленные счетчики, а потребление по ним меньше норматива, то разница идет на специальный счет, а деньги расходуются исключительно на мероприятия по повышению энергоэффективности.

Если жильцы не платят

Нередко собственники жилья категорически выступают против установки ОДПУ, мотивируя это наличием индивидуальных приборов учета.

Закон не оставляет возможности уклониться от оплаты установки прибора: если собственники не желают это делать, приборы будут принудительно установлены за счет фирмы-поставщика коммунальных услуг.

В соответствии с положениями ст. 13 п. 12 ФЗ «Об энергосбережении», все расходы ресурсопоставляющей организации на установку ОДПУ оплачиваются собственниками. В случае отказа денежные средства взыщут с них в принудительном порядке.

Почему нельзя оплатить установку ОДПУ из средств на текущий ремонт

Текущий ремонт – это обязательная профилактическая мера, обеспечивающая нормальное функционирование коммунальных систем и всего дома в целом. Нецелевое использование средств, предназначенных на ремонтные мероприятия, может нарушить работу одной из систем.

Должностные лица понимают: если средства для текущего ремонта будут потрачены на установку ОДПУ, а в доме произойдет авария, то против них могут быть возбуждены уголовные дела за халатность и превышение полномочий. Никто не возьмет на себя такую ответственность, тем более что оплачивать установку счетчиков обязаны собственники жилья.

Хотя в законе предусмотрена возможность использования средств на установку приборов учета, если дом находится в удовлетворительном состоянии, на практике никто на такой шаг не пойдет.

Рекомендуем узнать больше о том, за чей счет должны меняться счетчики электроэнергии.

Как вводится в эксплуатацию ОДПУ

После прохождения всех перечисленных этапов и до начала оплаты коммунальных услуг по показаниям счетчика остается лишь правильно ввести в его эксплуатацию. Для этого необходимо оформить акт ввода в эксплуатацию, пригласив представителей управляющей организации и коммунальной службы.

После подписания документа нужно опломбировать счетчик.

Если не подписать акт ввода в эксплуатацию, коммунальная служба не будет обслуживать счетчик, не поставленный на учет. В этом случае обслуживание прибора ляжет на плечи собственников жилья.

Кто должен фиксировать показания с ОДПУ

Порядок того, как и кто снимает показания общедомовых приборов, закреплен в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011. В п. 31 п.п. «е» документа сказано, что представитель поставщика коммунальных услуг самостоятельно снимает показания ОДПУ.

Установка подобных счетчиков необычайно удобна именно для коммунальщиков, ведь она позволяет контролировать использование ресурсов без присутствия жильцов.

Показания следует снимать с 23 по 25 число каждого месяца.

Многих возмущает тот факт, что при снятии показаний ОДПУ не присутствуют представители обслуживающей организации.

В указанных Правилах описана процедура того, как снимаются показания общедомового счетчика тепла.

 Хотя присутствие жильцов не предусмотрено, обратившись в коммунальное предприятие с просьбой предоставить показания счетчика, любой собственник может получить нужную информацию в течение одного дня.

Кто обслуживает общедомовые счетчики

Поскольку установку ОДПУ совместно оплачивали все владельцы помещений, прибор является их общей собственностью, предназначенной для обслуживания нужд всего дома. Это подтверждается положениями п.п. 5-7 Постановления Правительства РФ от 13.08.

2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»).

Таким образом, обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах является обязанностью жильцов, которую от их имени выполняет управляющая организация или товарищество собственников жилья.

К обслуживанию предъявляются строгие требования (ст. 36 Жилищного Кодекса РФ):

  • соблюдение условий надежности и безопасности дома;
  • гарантия безопасности для жизни и здоровья жильцов;
  • доступность пользования помещениями;
  • соблюдение прав собственников;
  • поддержание инженерных сетей и приборов учета в рабочем состоянии;
  • соблюдение требований законодательства об энергосбережении.

Итак, поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах относится к компетенции управляющей организации, если заключен договор управления, или товариществу собственников жилья (по Уставу).

Преимущества и недостатки установки ОДПУ

В использовании ОДПУ имеются как положительные, так и отрицательные стороны. К несомненным плюсам можно отнести возможность:

  1. Контролировать количество поставленных ресурсов и услуг и сравнивать эти цифры с нормативными показателями.
  2. Следить за исправностью систем и наличием/отсутствием утечек, ведь в случае потери ресурса (воды, например) суммарный показатель индивидуальных счетчиков будет меньше, чем общедомового.
  3. Исключить потери воды при взаиморасчетах с организациями-поставщиками – оплата потерь на магистральных сетях не ляжет на потребителя.
  4. Оплачивать реально потребленную услугу.

Существуют и довольно серьезные минусы. Во-первых, новый раздел в счетах – ОДН (общедомовые нужды). И хотя цифра незначительна, при большом количестве жильцов набегает солидная сумма. Не исключена вероятность злоупотреблений.

Во-вторых, установка подобного прибора вынуждает жильцов нести ответственность друг за друга. Проявляется это следующим образом: разницу между показаниями ОДПУ и индивидуальных счетчиков они должны оплачивать совместно.

На практике это выглядит так: если в чьей-то квартире неисправен счетчик, где-то есть потеря ресурса, или кто-то не платит по счетам, разницу показаний оплачивают остальные собственники.

Выходит, законопослушные граждане из собственного кармана платят за недобросовестных или отсутствующих жильцов.

Выводы

Хотя установка приборов общедомового учета коммунальных ресурсов является принудительной и имеет очевидные минусы в виде дополнительных денежных трат, все же преимуществ больше. Они заключаются в возможности контролировать потребляемые ресурсы и исправность инженерных систем.

Если в вашем доме еще не установлены ОДПУ, следует этим заняться. Так вы избежите штрафа и сэкономите на коммунальных услугах.

Источник: https://pravovdom.ru/zhkx/ustanovka-obshhedomovyx-priborov-ucheta.html

Учет электроэнергии в МКД: что изменилось с начала июля?

Установка общедомового электросчетчика в многоквартирном доме

С 1 июля 2020 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950).

Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2020 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).

Основные новеллы:

  • ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты “текущего” ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и “простым”, однако к 2022 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать “умными” (хотя “обычные” могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;
  • гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;
  • до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на “прямой” договор с РСО;
  • а вот когда ОДПУ тоже станет “умным”, то снимать его “интеллектуальные” показания будет именно гарантирующий поставщик;
  • гарантирующий поставщик “обновляет” и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного “умного” ИПУ электричества, показания “простого” ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на “прямом” договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять “старые” счетчики, установленные до июля 2020 года;
  • “оприборивание” счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить “прямой” договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);
  • если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;
  • а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.

Кроме того, из текста Правил № 354 зачем-то исключено положение о расчете платы за “общедомовые” коммунальные ресурсы (пресловутые КР на СОИ). Напомним, что вода, тепло, электричество расходуются не только жителями МКД, но и УК – на содержание дома (например, мытье холлов и коридоров, полив газона и т.п.).

И если УК тратит эти ресурсы расточительно (или даже злоупотребляет доступом к ресурсу), то собственники помещений в МКД вправе оплачивать эти ресурсы, истраченные на общедомовые нужды, не полностью, а в пределах специально рассчитанного норматива. Такое правило специально предусмотрено ч. 9.2 ст.

156 Жилищного кодекса, чтобы стимулировать УК экономить, а жителей контролировать своих управдомов; однако ЖК РФ требует, чтобы порядок расчета платы утвердило Правительство РФ. Сейчас ранее действующий порядок (т.е. абз. 2 п.

44 Правил № 354) отменен, а взамен – ничего не появилось, что, безусловно, повлечет волну жалоб и судебных разбирательств.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1391731/

Как распределяется электроэнергия по общедомовому счетчику?

Установка общедомового электросчетчика в многоквартирном доме

Для учета потребляемой электроэнергии используются индивидуальные и общедомовые счетчики.

Федеральный Закон №261-ФЗ регламентирует установку ОДПУ в многоквартирных домах и коммунальных учреждениях для учета потребления электроэнергии, затраченной на общие нужды (наружное освещение, обеспечение работы лифтов и т.п.).

и для выявления фактов незаконного подключения к электросети. Установка общедомового прибора учета должна производиться за счет потребителя (собственника недвижимости).

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?

Приборы этого вида могут быть одно – двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.

https://www.youtube.com/watch?v=_w4ExyMzpyQ

Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

О составе общего имущества

Оплата электроэнергии по счетчику

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Порядок установки

Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.

  1. На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством , обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
  2. В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
  3. При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.

Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.

Правила съема показаний и обслуживания счетчика

  1. Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
  2. Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
  3. Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки.

    Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.

Какие бывают счетчики электроэнергии Нева?

Установленный прибор учета обслуживается за счет собственников помещений. На это указывает Жилищный Кодекс РФ (часть 1 ст. 39).

Как следует из сказанного выше, действия управляющей организации, установившей общедомовой прибор учета электроэнергии на законных основаниях, обжалованию в судебных инстанциях не подлежат.

Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе

Источник: https://amperof.ru/elektroenergia/schetchik/obshhedomovoj-elektroenergii-zakon-i-raspredelenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.