Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Содержание

Статья 52. ЖК РФ Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях | ГАРАНТ

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

5.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

6.

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/12138291/5f8ae450aa10a78f0b0005a38b5989df/

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Во избежание коррупционных и неправомерных действий закон строго регламентирует порядок этого обеспечения.

Право на жилье для каждого гражданина закреплено многими российскими законодательными актами и является неотъемлемым. Реализуя конституционное положение (см. в ст.

40), закон предусматривает возможность обеспечения жилищем каждого нуждающегося в нем гражданина.

Во избежание коррупционных и неправомерных действий со стороны органов, которые уполномочены рассматривать вопросы обеспечения граждан жильем, закон строго регламентирует порядок этого обеспечения.

Рассмотрим подробно, какими особенностями обладает принятие и учет граждан в качестве нуждающихся, снятие с учета, какие правомочия есть у нуждающихся в жилье граждан.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Гражданин может быть поставлен на учет при наличии у него оснований для этого и предоставления должным образом заверенной документации, необходимой для осуществления указанной процедуры. Важно, чтобы человек, который намерен встать на учет, имел постоянное место жительства в населенном пункте, в котором ему будет предоставлено помещение для проживания.

Если у гражданина есть несколько оснований, по которым он может быть признан нуждающимся, принимающий орган может поставить его на учет, руководствуясь любым из этих оснований.

Постановка на учет осуществляется органом местного самоуправления (МСУ), после рассмотрения заявления, поданного гражданином в установленном законом порядке и должным образом оформленного.

Вместе с заявлением предоставляется пакет необходимых для оформления и подтверждения статуса гражданина документов. За недееспособных граждан пакет документов в МСУ предоставляет их представитель.

О принятии решения о постановке на учет или отказе в постановке заявитель должен быть уведомлен не позднее чем через месяц со дня подачи заявления, не считая выходных и праздничных дней.

Процедура принятия граждан на учет

Гражданин, желающий встать на учет, подает заявление о своем намерении в органы МСУ в установленном порядке. Заявление должно быть написано с соблюдением предъявляемых к нему требований.

Не допускается внесение изменений и дописок, если это не разрешено принимающей заявление стороной. Вместе с заявлением предоставляется перечень документов, подтверждающих право заявителя на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилье.

Список таких документов приведен ниже, но за уточнением требований гражданину нужно обратиться в орган, осуществляющий принятие на учет.

Заявителю выдается документ, подтверждающий принятие бумаг.

С этого момента в установленном порядке начинает исчисляться срок для принятия уполномоченным органом решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, если по каким-либо причинам орган усматривает основания для отказа.

Заявителю в течение трех дней с момента принятия решения, направляется документ, содержащий положительное или отрицательное решение. Причины отказа разъясняются заявителю в указанном документе и должны быть понятны и обоснованы.

Категории лиц, которых закон наделяет правом на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилье

Нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие в составе семьи трех и более детей, не достигших совершеннолетия, имеют право на предоставление жилья, таким правом также наделены малоимущие граждане и их семьи, недееспособные граждане, лица, имеющие инвалидность, или имеющие в составе семьи инвалида, ветераны военных действий. Принадлежность к какой – либо из перечисленных категорий должна подтверждаться списком определенных документов. Важно отметить, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях должны быть полностью обоснованы, закон строго запрещает искусственно создавать условия, дающие возможность получения жилья.

Гражданам, вставшим на учет, жилье предоставляется согласно очереди, однако, некоторым категориям лиц доступно внеочередное получение жилья, к ним относятся:

  • Сироты, или дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании срока их пребывания в государственных учреждениях (детских домах, образовательных учреждениях), как правило, молодые люди покидают указанные учреждения в 18 лет и имеют право на получение жилья. Кроме того, молодой человек может встать на учет после службы в вооруженных силах РФ, или после отбытия наказания в местах лишения свободы.
  • Лица, чьи жилищные условия дают основания на получение другого жилья, а именно граждане, проживающие в помещениях, которые не подлежат ремонту и восстановлению и не обеспечивают нормальные условия проживания.
  • Лица, страдающие определенными формами заболеваний, список этих заболеваний утвержден Правительством РФ, с наименованиями болезней можно ознакомиться в принимающем документы органе.

Следует отметить особое положение молодых семей в вопросах получения жилья. Государство предоставляет помощь для молодых семей выделением субсидии. Для ее получения необходимо собрать установленные документы и обратиться в орган МСУ для постановки на учет.

Роль органов МСУ при рассмотрении вопросов учета

Закон наделяет органы местного самоуправления обязанностями:

  • определять основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях;
  • принимать на рассмотрение предоставленные гражданами заявления по поводу постановки на учет;
  • рассматривать документы, прилагаемые к заявлению, на предмет соответствия законным требованиям;
  • принимать решения по указанным заявлениям по поводу учета, такие как: принятие на учет, отказ в принятии, снятие с учета.

В обязанность уполномоченного органа входит соблюдение сроков рассмотрения заявления и направления решений заявителю. Указанная государственная структура также уполномочена на признание жилья непригодным для проживания. Исполнительный орган имеет полномочия по признанию граждан малоимущими, анализируя документы о доходах, предоставленные заявителем и информацию о расходах.

Документы, необходимые для постановки на учет

Власти региона, в котором гражданин становится на учет, утверждают перечни бумаг, необходимых для процедуры оформления, но основой этого перечня в любом регионе являются:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и его принадлежность к гражданству РФ, документы, удостоверяющие личности членов семьи заявителя.
  • Заявление в уполномоченный орган о принятии на учет. Этот документ должен быть подписан самим заявителем и членами его семьи.
  • Документы, которыми доказывается фактическое проживание заявителя в регионе, в котором он планирует получить жилье, другие документы о месте жительства заявителя и его семьи.
  • Документы, удостоверяющие статус сироты, или лица, оставшегося без попечения родителей, выданные органами опеки и попечительства.
  • Справки, в которых указывается численность семьи и распределены родственные связи.
  • Документы, которыми определяется уровень обеспеченности гражданина жильем.
  • Сведения о доходах заявителя и его семьи.
  • Задокументированные сведения об имуществе, принадлежащем нуждающемуся в жилье гражданину и членам его семьи, за которые уплачиваются налоги.
  • Удостоверения, которыми утверждается особый статус лица (например, удостоверение об участии в боевых действиях).

Ведение учета нуждающихся в жилье граждан

Информация о принятых заявлениях в обязательном порядке заносится принимающим органом в книгу регистрации заявлений. Сведения о гражданах, получивших положительное решение по заявлению, вносятся в книгу учета нуждающихся в жилье граждан.

Указанным книгам присваиваются номера, прошиваются и нумеруются листы. Порядок внесения изменений, исправления помарок в указанных документах четко установлены. Все изменения удостоверяются руководителем и заверяются печатью.

Один раз в 12 месяцев производится сверка сведений и перерегистрация граждан, находящихся на учете.

Процесс перерегистрации представляет собой предоставление в уполномоченный орган гражданами документации, подтверждающей отсутствие изменений в статусе гражданина относительно жилья, или наличие таких изменений, прием органами документов, их анализ и рассмотрение.

На любого гражданина, вставшего в законном порядке на учет, органы МСУ заводят учетное дело. Также указанные органы хранят в своих помещениях документацию по поводу учета граждан.

Орган МСУ снимает граждан с учета, при выделении жилья или выявлении обстоятельств, предусматривающих снятие с учета, в том числе предоставления гражданином документов, подтверждающих прекращение его статуса нуждающегося в жилье.

При постановке на учет необходима только постоянная регистрация или возможно с временной регистрацией?

Анна 30.07.2020 10:14

Добрый день.

Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/prinyatie-na-uchet-grazhdan-v-kachestve-nuzhdayushhihsya-v-zhilyh-pomeshheniyah.html

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Российская Федерация – правовое государство, в котором каждый гражданин имеет полное право на недвижимое имущество.

С целью организации нормальных жилищных условий всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с этой статьёй.

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор права на улучшение жилищных условий в России – Жилищный Кодекс РФ. В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства.

При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ. Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства).

В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий.

Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

-граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам;

– граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;

– все граждане, которые на данный момент времени проживают в помещениях, несоответствующих нормальным требованиям жилищных условий;

-граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить больного (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

КАКАЯ ЖИЛИЩНАЯ НОРМА В РФ?

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся?

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения. Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие нюансы как:

-метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);

– факт аварийного состояния дома;

-наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

– 8-32 кв.м. – на одного человека;

– 32-44 кв.м. – для двух человек;

– 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей.

Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее.

Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить жилищную норму в вашем регионе.

КТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ?

Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Однако представленные понятия достаточно обобщены, вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями граждан, имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

-лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в жилище, которое не соответствует жилищным нормам;

-семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;

-граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами; любая малоимущая семья;

-прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Среди нуждающихся в улучшении жилищных условий также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

-сиротами и детьми, потерявшими опекуна;

-все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;

– ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;

-лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных законом болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на улучшение жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВОМ НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ И ПРОГРАММАМ ГОСПОДДЕРЖКИ?

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от государства. Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

-Подтверждение необходимости в улучшении жилища.

-Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.

– Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны, однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту жительства с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

-оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);

-выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;

-правоустанавливающие бумаги на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);

-выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;

при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Документы будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет.

В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение жилищных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.).

В зависимости от степени необходимости жилья для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, достаточно много в нашей стране.

Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока.

В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства (ипотека по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Если вам нужна помощь юриста по жилищным вопросам, обратитесь на бесплатную консультацию.

Региональная юридическая служба. Бесплатная юридическая консультация по всей стране 8(800)707-79-45

Источник: https://zen.yandex.ru/media/regurslugba/kto-imeet-pravo-na-uluchshenie-jiliscnyh-uslovii-59e611dda815f1097ef981fc

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в 2020 году: куда обращаться, необходимые документы

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

При появлении необходимости, в России есть возможность встать на очередь на улучшение жилищных условий. Такое право устанавливается статьей 2 ЖК РФ для каждого гражданина, имеющего количество жилых метров на каждого члена семьи меньше, чем предусмотрено учетными стандартами. Каждый регион предусматривает свои нормы предоставления жилья.

Как можно улучшить жилищные условия?

Возможность улучшения жизни российских семей предусматривает различные федеральные проекты, позволяющие социально незащищенным категориям лиц получать существенную государственную помощь в сфере обеспечении жилыми объектами или предоставления финансовой помощи для проведения ремонтных работ, реконструкции либо возведения собственного дома.

Кроме этого, в соответствии с требованиями программы нуждающиеся люди вправе оформлять кредиты на льготных условиях, средства которого можно направить только на улучшение жилплощади.

Как участвовать в программе улучшения жилья?

Статьей 51 ЖК РФ установлен перечень оснований, при наступлении которых возникает право включения в очередность. К ним относятся:

  1. У гражданина нет собственного жилья либо находящегося в социальной аренде. Такое условие затрагивает не только заявителя, но и других членов его семьи. Причем аренда предусматривается только коммерческая.
  2. Лицо выступает в качестве нанимателя арендного жилого объекта по соглашению о найме. При этом жилая площадь составляет величину менее установленного норматива для определенного субъекта государства.
  3. Недвижимый объект, являющийся собственностью, не отвечает санитарным стандартам или пожарной безопасности, то есть признано в аварийном состоянии либо внесен в программу сноса ветхого жилья.
  4. Заявитель живет в квартире, где проживает ещё одна семья и в ней есть заболевший человек с открытой формой болезни, которой можно заразиться и проживание с ним категорически запрещено.
  5. Жилое помещение должно быть величиной не менее 10 кв.м. В ситуации, когда несколько членов семейства являются квартиросъемщиками по разным соглашениям о найме, то норма исчисляется на 1 человека в суммарном объеме всех недвижимых объектов.

В семью нанимателя жилья входят супруг, родители и его дети, другие родственники, а также люди, проживающие на данной площади и ведущие общее хозяйство.

Жилищный норматив

Норма жилья должна учитывать следующие нюансы:

  • Метраж на одного жильца не может составлять меньше 6 кв.м., это минимальная величина жилого пространства;
  • Аварийные условия для проживания в объекте;
  • Наличие в квартире лиц, имеющих тяжелые формы хронических заболеваний, ветераны ВОВ и прочие льготные категории субъектов.

Надо отметить, что при переселении в другое помещение гражданин не может получить площадь меньшего метража либо с ухудшенными условиями.

Важно знать! Устанавливаются различные нормы жилья для разных районов проживания. Например, в Москве действует норматив на одно лицо в коммунальной квартире не меньше 15 кв.м.

Если же жилплощадь представляется нуждающимся лицам, то в среднем по стране складываются следующие стандарты:

  • На 1 человека выделяются 18-32 кв.м.;
  • На 2 — 32-44 кв.м.;
  • На 3 и более — 44-52 кв.м.

Необходимая норма жилья может варьироваться в зависимости от среднего уровня жизни конкретного региона. Кроме того, должен учитываться и формат предоставляемого жилья, будь то общежитие, коммуналка или полноценная квартира.

Кто может рассчитывать на предоставление льгот?

В настоящее время круг граждан, имеющих возможность встать в очередь в льготном порядке, очень ограничен. Жилищное законодательство устанавливает такое право лишь для малоимущих семей. Но приобрести такой статус не трудно. Достаточно обратиться с необходимой документацией в отдел соцзащиты населения, территориально расположенного по месту проживания заявителя.

Кстати, важным требованием для занесения на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий является подтвержденный факт проживания в конкретном регионе больше 10 лет. А последние из них лицо должно жить в непригодной для нормального существования квартире более 5 лет.

Воспользоваться правом улучшения жилья без внесения в очередность вправе отдельные категории граждан. Это лица, у которых:

  • Есть серьезные заболевания. Например, расстройства психики, туберкулез, ВИЧ и прочие;
  • Жилплощадь признана в установленном порядке непригодной для проживания;
  • Нет собственного жилья в силу веских причин. К ним относятся граждане, потерявшие опекуна, совершеннолетние воспитанники детдомов и прочее.

Социальная помощь может выражаться в различных государственных программах, предусматривающих как предоставление жилплощади, так и улучшение условий жизни семьи путем выдачи льготной ипотеки, субсидий, компенсаций и т.д.

Куда необходимо обращаться?

Заявление о включении в очередь на улучшение условий проживания подается в территориальный муниципалитет в месте регистрации субъекта либо официального трудоустройства. Категорически запрещено вставать в разные очереди одновременно. Если претендентом на увеличении жилплощади выступает недееспособное лицо, то такую процедуру осуществляют его представители, установленные законом.

Требуемая документация

Для регистрации в статусе нуждающегося в помощи в улучшении жилищных условий потребуется подготовить пакет определенных документов. Постановка в очередь осуществляется после представления следующего перечня документов:

  • Заявление установленной формы;
  • Гражданский паспорт обратившегося лица;
  • Технический план помещения, составленного БТИ;
  • Справка о наличии задолженности по внесению платежей за коммунальные услуги;
  • Информация из домовой книги о прописанных лицах;
  • Справочные сведения, подтверждающие статус малоимущего;
  • Выписка, подтверждающая либо опровергающая наличие прав собственника на недвижимый объект;
  • Справки, подтверждающие наличие тяжких заболеваний, статуса сироты, удостоверения участников всевозможных войн и другое.

Список необходимой документации может расширяться в зависимости от сложившихся обстоятельств. Решение о постановке на учет принимается только после представления полного пакета документа.

Заявление на улучшение жилищных условий

Документ готовится в письменной форме в соответствии с инструкцией о порядке формирования и ведения учетных дел. Его образец можно найти в соответствующей организации.

В заявление вносятся сведения о:

  • Жилищных условиях на дату подачи документов;
  • Периоде проживания в объекте на дату регистрации;
  • Наличие льгот на первоочередное и внеочередное представление жилплощади.

Скачать заявление на улучшение жилищных условий (Образец.docx)

Обращение вместе с подготовленной документацией сдаются в соответствующий отдел муниципалитета. После передачи пакета документов назначается проверка квартиры, по итогам которой составляется акт исследования бытовых условий.

Документ является основанием для вынесения окончательного вердикта о внесении в очередь или об отказе, оформляемого постановлением соответствующей организации.

Это решение можно обжаловать в судебном порядке либо в Управлении департамента по жилищной политике.

Как проверять свою очередь?

Чтобы узнать номер своей очереди потребуется:

  • Подготовить заявку в жилищный отдел. Составляется она в 2 экземплярах: один передается в муниципалитет, второй возвращается обратившемуся лицу с отметкой о принятии;
  • Направить обращение средствами почтовой связи, заказным письмом с уведомлением. Ответ должен поступить в течение 30 рабочих дней;
  • Самому обратиться в органы самоуправления.

Каждый заявитель вправе поинтересоваться продвижением очереди. Кроме того, уточнить такие сведения можно на региональных порталах местной администрации. Для этого потребуется указать личные данные в форме запроса.

Правила продвижения очередности

После постановки в очередь, заявители должны сами отслеживать её движение. В различных субъектах федерации она продвигается по разному. При этом не установлено каких-либо разработанных принципов и это во многом зависит от уровня развития экономики каждого региона в отдельности.

В основном квартиры предоставляются тогда, когда появляются свободная жилплощадь. Фактически движение очередности идет очень медленно и занимает в среднем 10 — 20 лет.

Основания для исключения из списка очередников

В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:

  • Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
  • Рост среднемесячного дохода семейной пары;
  • Смена статуса малоимущего;
  • Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
  • Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
  • Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
  • Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.

Исключение из очереди осуществляет муниципалитет по окончанию периода в 30 суток с момента обнаружения указанных причин.

Восстановление в очередности

Если сотрудники отдела сняли с учета заявителя, кому требуется улучшение жилищных условий без существенных причин, то гражданин вправе обратиться за защитой в суд.

Форма и содержание иска должны соответствовать требованиям гражданского процессуального законодательства РФ, составляться в письменной форме и содержать информацию о сути обращения, обстоятельствах дела и требованиях истца о его восстановлении в соответствующей очередности

После подачи заявления назначается время заседания. Если судья удовлетворит требования заявителя, то он будет восстановлен, иначе — нет. При получении отказа в удовлетворении требований истец вправе обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции.

Как ускорить процедуру получения жилплощади?

Чтобы ускорить прохождение процесса, необходимо получить консультацию в Департаменте жилищной политике. Есть несколько вариантов решить проблему, это:

  • Участие в социальных программах по обеспечению малоимущих граждан, а также многодетных и молодых семей жильем;
  • Государственная помощь в проекте «Жилищный шаг», который создан с целью поддержки семей, которые при наличии низкого заработка не в состоянии оформить льготную ипотеку. С этой целью жилая недвижимость предоставляется в аренду по доступным ценам, что позволяет существенно ускорить процесс накопления стартового капитала для будущего приобретения жилого объекта;
  • Использование различных субсидий, предусмотренных социальными программами.

Но такую информацию можно получить лишь у специалистов соответствующего Департамента.

Особенности представления жилья в регионах

Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.

Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:

  • Получения средств для строительства личного дома;
  • Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
  • Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
  • Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
  • Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.

Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.

Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.

Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.

В сибирском городе Омске запущен проект выдачи материальной поддержки молодым парам и сотрудникам бюджетных организаций, которым выдаются деньги для постройки собственного жилья. Также они могут оформить льготную ипотеку за счет представления жилищной федеральной субсидии.

Источник: https://glavny-yurist.ru/kak-vstat-v-ochered-na-uluchshenie-zhilishhnyh-uslovij.html

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Всем известно, что сейчас в Москве очень дорогое жилье. Многие ее жители не имеют возможности собственными силами купить квартиру и тем самым улучшить свои жилищные условия.

Хорошо еще, что некоторым категориям населения город предоставляет возможность увеличения жилой площади для проживания. Наиболее реальным из них является заключение договора социального найма.

Получить в столице муниципальное жилье довольно трудно, но все-таки возможно. Учитывая, что в Москве в 2017 году запланирована масштабная программа сноса пятиэтажек, данная тема приобретает особый интерес.

 В связи с этим, мы решили разобраться, как встать в очередь на улучшение жилищных условий в столице?

Улучшение жилищных условий только для москвичей

Московская прописка

Важно помнить, что в очередь на улучшение жилищных условий может встать далеко не каждый житель Москвы. Для этого необходимо соответствовать нескольким критериям, наиболее важным среди которых является проживание в городе не менее десяти лет.

Все эти годы вы должны быть зарегистрированы (!!!) по месту жительства. Однако, кроме факта прописки, еще нужно доказать нуждаемость вашей семьи в улучшении жилищных условий.

Если все это есть, значит, вы соответствуете одному из условий получения в наем муниципального жилья.

Интересно, что норма, требующая 10-летней прописки, в свое время вызвала недовольство граждан, которые проживали в Москве без прописки. Они считали это нарушением конституционных прав каждого гражданина на выбор места жительства и свободу перемещения.

Пытаясь отстоять свои права, граждане неоднократно подавали в суды иски, в которых выдвигалось требование отмены этой нормы. Суды удовлетворили иски граждан, а норма, требующая обязательной 10-летней прописки для постановки на учет, была отменена.

Тем не менее, в 2003 году эта норма снова была внесена в Закон об улучшении жилищных условий и действует по настоящее время.

Многие юристы считают, что эта восстановленная норма также не соответствует Конституции России и федеральным законам. Сейчас может быть подан повторный иск с целью ее отмены, но процесс пока никем не инициирован. Норма все так же активно применяется на практике муниципальными органами.

Причем чиновники в качестве подтверждения проживания требуют только прописку, не принимая во внимание никакие другие доказательства, например, показания свидетелей.

Разумеется, это явное нарушение действующего законодательства Российской Федерации, но пока нет конкретного судебного решения по данному вопросу, действия муниципальных чиновников являются правомерными.

Мало квадратных метров на одного члена семьи

Московские “хрущевки”

Второе важное условие для получения муниципального бесплатного жилья – это неблагоприятные жилищные условия вашей семьи. Чтобы соответствовать этому условию, на каждого проживающего должно быть меньше десяти квадратных метров жилой площади.

Если же каждый член семьи располагает жилым пространством сверх этой нормы, то жилищные условия семьи признаются удовлетворительными, а семья – не нуждающейся в их улучшении за счет государственных средств.

Для тех, кто живет в коммунальных квартирах нормы жилплощади несколько выше -15 квадратных метров, так как их жилье, в сравнении с квартирами для отдельной семьи, считается не совсем комфортным.

Вместе с тем, на практике встречается множество случаев, когда постановка в очередь на улучшение жилищных условий производится без учета общих квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В основном это происходит:

  • в случаях совместного проживания в квартире со смежными комнатами или однокомнатной квартире лиц, которые не находятся в родственных связях между собой;
  • если жильем являются непригодные для жизни помещения, такие как аварийные дома, или дома, на которые постоянно или периодически воздействуют вредные факторы;
  • если жильем являются дома или квартиры, имеющие коридорную планировку, а также помещения без водопровода холодной и горячей воды, канализации, газо- и электроснабжения, централизованного отопления;
  • при проживании в общежитиях, кроме граждан с временной пропиской;
  • при проживании в коммуналках с лицами, которые страдают от хронических заразных заболеваний, если врачи признали такое совместное проживание опасным для других жильцов;
  • граждане, проживающие в одной квартире, не имеющей изолированных комнат, вместе с больными хроническими заразными заболеваниями.

Кроме того, имеющими право встать в очередь на улучшение жилищных условий признаются граждане, которые больше сорока лет имеют московскую прописку и проживают в коммуналках.

Встаем в очередь на улучшение жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий можно по месту жительства. Проживание в определенном районе Москвы может быть подтверждено наличием регистрации в этом районе постоянного места жительства, то есть пропиской. Для того, чтобы стать на учет, нужно обратиться в жилищное управление с письменным заявлением, в котором должно быть указано:

  • какими жилищными условиями располагаете вы и ваша семья;
  • сколько лет вы и ваша семья проживаете в Москве;
  • какие льготы на получение муниципального жилья имеете вы и ваша семья;
  • статус вашей семьи – молодая семья, многодетная и т.д.
  • согласие на проверку для лиц, которые желают встать в очередь на улучшение жилищных условий.

При подаче заявления с указанными выше данными необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт гражданина, желающего встать в очередь;
  • выписку из домовой книги для включения в очередь;
  • план квартиры;
  • справку об отсутствии или наличии собственности у гражданина, желающего встать в очередь на улучшение жилищных условий.

После того, как все эти документы поданы в соответствующие инстанции, гражданин считается вступившим в очередь на получение муниципального жилья в Москве.

Источник:

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в 2020 году: куда обращаться, необходимые документы

При появлении необходимости, в России есть возможность встать на очередь на улучшение жилищных условий. Такое право устанавливается статьей 2 ЖК РФ для каждого гражданина, имеющего количество жилых метров на каждого члена семьи меньше, чем предусмотрено учетными стандартами. Каждый регион предусматривает свои нормы предоставления жилья.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.