Учет горячей воды в многоквартирном доме

Содержание

Зачем нужен общедомовой прибор учета воды

Учет горячей воды в многоквартирном доме

Почти все жилые дома обеспечены централизованной системой водоснабжения. В любое время суток, отвернув кран на смесителе, можно получить воду. Конечно, эту услугу оплачивает квартиросъемщик. Но оплачивается не только индивидуальное водопотребление. Жильцу придется оплатить и воду, идущую на общедомовые нужды.

Это естественно, ведь необходимо мыть места общего пользования, поливать газоны на придомовых участках. На опрессовку отопления тоже требуется вода. Как же разграничить эти две статьи расходов? Для этого в многоквартирном доме устанавливают общедомовые счетчики воды.

Зачем ставить общедомовые счетчики

Федеральное законодательство обязывает собственников устанавливать во всех многоквартирных домах общедомовые приборы учета воды. При отсутствии счетчика управляющая компания может начислить плату по усредненному тарифу. А он варварский, тем более что органам местного самоуправления дано право самостоятельно регулировать цены на водопотребление.

Если, например, на водоводе вне пределов жилого дома произойдет утечка воды, объем вылитой на землю жидкости будет пропорционально разделен между квартиросъемщиками, «сидящими» на этой трубе, и оформлен в разделе «общедомовые нужды».

При установленных общедомовых приборах учета горячей и холодной воды заставить платить за потерянную на трассе воду будет невозможно. Жильцы заплатят только за ту жидкость, которая миновала водомер. Только после этого будет производиться расчет.

Виды общедомовых счетчиков

Как правило, в роли общедомовых приборов учета воды в многоквартирных домах выступают турбинные водомеры. Они имеют фланцевое крепление к водопроводной трубе. Диаметр условного прохода колеблется в диапазоне от 40 до 150 миллиметров. Чем больше квартир в доме, тем больший диаметр применяется.

Предпочтение отдается сухоходам. Эти приборы учета практически не зависят от чистоты воды. В отличие от сухоходов, мокроходы легко повреждаются плохо отфильтрованным мусором.

Встречаются и комбинированные водомеры, которые в своей конструкции используют как крыльчатку, так и турбинку, что позволяет снимать показания в полном диапазоне расходов воды.

Из-за маленького напора турбинка не способна раскрутиться. В этот момент работает крыльчатка.

Обычно такие водомеры выпускаются отдельно на горячую и холодную воду. Производители не препятствует использованию горячего водосчетчика в магистрали холодной воды. Но из-за применения термостойких материалов счетчики на горячую воду обычно более дорогие.

Выбирая общедомовой водомер, важно учесть:

  • выбор оптимального условного диаметра, позволяющего работать во всем диапазоне расхода для конкретного многоквартирного дома;
  • возможность монтажа всей сопутствующей сантехнической запорной и фильтрующей арматуры, позволяющей проводить обслуживание прибора без слива жидкости из системы;
  • возможность установки на трубы под любым удобным углом;
  • наличие поворотного счетного механизма для удобства считывания информации;
  • возможность осуществления метрологической калибровки;
  • наличие систем, позволяющих снимать показания водомеров дистанционно.

В связи с тем, что услуги горячего водоснабжения не всегда соответствуют нормативно-правовым требованиям, все больше возрастает интерес потребителей к счетчикам горячей воды с интегрированным термическим датчиком. Термодатчик, измеряя температуру проходящей через него воды, вносит в счетный механизм поправочные коэффициенты, равные:

  • при t воды более 50 градусов – k = 1;
  • при t воды от 45 до 49 градусов – k = 0,9;
  • от 40 до 44 градусов – k = 0,7;
  • при температуре воды ниже 40 градусов расход горячей воды не учитывается, водомер считает расход по тарифу холодного водоснабжения.

При установке такого водомера счетный механизм сразу выдает потребителю количество кубометров горячей воды с учетом поправки на ее температуру. Это позволяет неплохо сэкономить. Ведь многим знакомо это ожидание появления из крана горячей воды. И чем выше этаж, тем дольше приходится ждать. А счетчик невозмутимо вращается, накручивая копейки и рубли горячей воды, которая совсем не горячая.

Минусы этого счетчика в следующем:

  • довольно высокая цена;
  • ожесточенное сопротивление установке термоводомеров сотрудниками ЖКХ. Им невыгодно использовать этот прибор.

Цена общедомового прибора учёта холодной и горячей воды (включая стоимость монтажа) — от 70 до 300 тыс. руб.

Федеральное законодательство возлагает обязанности по покупке и установке общедомового прибора учета на собственников жилья и управляющие компании. Собственником многоквартирного дома является муниципалитет. Логично, что все расходы на установку счетчиков должны ложиться на управляющие компании. Однако юристы считают иначе, возлагая ответственность за оплату на собственников жилья.

Поэтому приобретение водосчетчиков и расходы на их установку распределяются между квартиросъемщиками. Размер выплат рассчитывается пропорционально площади занимаемых квартир.

Подобная практика полностью закрепилась в системе ЖКХ.

Однако есть прецеденты по ее оспариванию, когда суд встал на сторону собственников жилья и обязал управляющие компании установить общедомовые приборы учета за свой счет.

Сумму к оплате установки счетчиков включаются в квитанцию на оплату услуг ЖКХ в раздел капитального ремонта. При этом квартиросъемщик вправе оплатить свою долю единовременно, либо запросить рассрочку на срок до пяти лет. В случае рассрочки квартиросъемщику придется оплатить и процент в размере ставки рефинансирования, установленной Центробанком на день, когда требуемая сумма начислена.

При отказе жильцов на установку общедомовых приборов учета их монтируют управляющие организации, после этого с квартиросъемщиков средства взыскиваются принудительно. При этом им придется заплатить и за механизм принудительного взыскания средств.

Порядок действий при установке

Перед установкой общедомового прибора учета воды необходимо провести общее собрание собственников квартир с оформлением соответствующего протокола и решения этого собрания.

Согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме», общедомовые приборы учета воды — это коллективное имущество. Для установки ОДПУ не менее двух третей собственников должны проать «за».

О таком собрании собственникам должны сообщить представители УК или ТСЖ. Если они этого не сделают, то согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, коммунальщикам грозит штраф.

После собрания инициативная группа должна согласовать установку с управляющей компанией, составить смету и определить установщика. Средства на приобретение и монтаж водомеров могут быть предоставлены управляющей компанией. Деньги берутся со средств, собранных по статье капитального ремонта. Впоследствии эти финансы взыскиваются с жильцов.

Установка общедомовых водомеров должна осуществляться ресурсоснабжающей организацией, например, водоканалом. В принципе, установка общедомовых приборов обязательна, поэтому жильцам ничего другого не остается, как добровольно согласиться на эту процедуру, постепенно оплатив ее.

При этом квартиросъемщики получают ряд бонусов:

  • оплата только израсходованной по факту воды;
  • исключение оплаты потерь водоресурсов по дороге к дому;
  • оперативное выявление потерь воды в самом доме.

Отказ же от установки ничего не даст. Счетчик будет установлен все равно, но это повлечет за собой ряд финансовых потерь.

При отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета воды управляющая компания обычно начисляет плату за водопотребление по общему варварскому тарифу, который обычно намного превышает реальное потребление каждым квартиросъемщиком. Безусловно, это неплохая кормушка для организаций ЖКХ. Поэтому при установке общего прибора управляющая компания может всячески увиливать от приема данных как от обещедомового счетчика, так и от индивидуальных водомеров жильцов.

Кто снимает показания с общедомового прибора учета воды

По закону показания с общедомового прибора учета воды снимает представитель ресурсопоставляющей организации. Возможность присутствия при этом делегата от жильцов в законодательстве не прописана. Однако все руководящие документы по вопросам взаимодействия ЖКХ с гражданами требуют обязательного ответа перед последними на все возникающие вопросы.

Принцип оплаты за потребление

Оплату за потребление воды на общедомовые нужды рассчитывает представитель управляющей компании совместно с делегатом от жильцов дома.

В квитанции это пункт «ОДН».

Чтобы исключить обман со стороны управляющих компаний, жителям многоквартирных домов необходимо уметь самостоятельно рассчитывать количество воды, идущее на общедомовые нужды.

Чтобы  рассчитать водоснабжение по общедомовому счетчику, необходимо из  показаний общего счетчика вычесть сумму показаний индивидуальных водомеров со всех квартир, сумму кубометров воды, истраченной в квартирах, не имеющих счетчиков и рассчитываемой по нормативам. Для вычисления потребностей на общедомовые нужды полученную разность необходимо умножить на общую площадь своей квартиры и разделить на площадь всех помещений.

Поверка общедомовых счетчиков

Общедомовые счетчики воды, как и индивидуальные счетчики через указанные в паспорте сроки должны проходить обязательную поверку в метрологических организациях на предмет правильности передаваемых показаний. Как правило, счетчики горячей воды должны проходить поверку через 4 года эксплуатации, холодной – через 6 лет.

Поверку общедомовых приборов, из-за их массивности, обычно проводит на месте установки заранее приглашенный специалист – метролог, имеющим соответствующую лицензию на право проведения подобных работ.

Согласно действующему законодательству, общедомовые приборы учета воды относятся к общему имуществу многоквартирного дома, следовательно, по Жилищному кодексу за его эксплуатацию отвечает управляющая компания. Именно она должна осуществлять проведение поверочных мероприятий, финансируя их средствами из ежемесячной платы квартиросъемщиков, которые берутся из раздела «содержание и ремонт жилого помещения».

Понятно, что деньги за поверку берутся из кармана жильцов, но их размер не должен превышать установленный лимит для содержания и ремонта жилого помещения.

Итак, установка общедомового водомера в многоквартирном доме дает ощутимую экономию при оплате воды на общедомовые нужды, выявлять утечки и вычислять хитрых потребителей, уклоняющихся от оплаты.

В качестве приборов учета обычно используются турбинные сухоходы.

Установка и поверочные мероприятия производятся за счет жильцов дома. Для более быстрой и бесконфликтной установки общего водосчетчика желательно проведение общего собрания квартиросъемщиков с составлением соответствующих документов.

Для исключения обмана со стороны представителей управляющей компании, важно вникнуть в порядок формирования квитанции на оплату водопотребления на общедомовые нужды.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями! 

Источник: https://oschetchike.ru/vody/obschedomovoj-v-mnogokvartirnom-dome

Расчет платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме

Учет горячей воды в многоквартирном доме

В соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), потребители вносят плату за горячее водоснабжение, предоставленное в жилом или нежилом помещении.

Кроме того, если собственниками многоквартирного дома выбрано непосредственное управление, или способ управления не выбран, или выбранный способ управления не реализован, то потребители вносят плату отдельно за коммунальные услуги, потребленное в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, а также плату за коммунальные услуги, предоставленные на содержание общего имущества такого дома – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

Если собственниками помещений выбран способ управления – управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный кооператив, плата за коммунальные услуги, потребленные на содержание общего имущества многоквартирного дома, включаются в плату за содержание жилья.

При выборе методики порядка начисления платы за горячее водоснабжение согласно Правилам необходимо учитывать следующее: имеется ли в многоквартирном доме централизованное горячее водоснабжение или данная коммунальная услуга производится в доме самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества, а также какой тариф применяется для расчета размера платы – однокомпонентный или двухкомпонентный.

Ниже будет рассмотрена методика и приведены примеры расчета размера платы за горячее водоснабжение в жилом помещении (квартире), расположенной в многоквартирном доме, имеющим централизованное горячее водоснабжение, с использованием однокомпонентного тарифа, согласно методике Правил.

Расчет размера платы при наличии индивидуального прибора учета на горячую воду

Размер платы за горячее водоснабжение в жилом/нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета на горячую воду определяется в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил, по формуле №1:

Формула № 1

Pi = ViП x Ткр

ViП – объем (количество) потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.

Ткр – тариф (цена) на горячее водоснабжение, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПО ФОРМУЛЕ №1

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» в квартире установлен индивидуальный прибор учета на горячую воду;

 
Размер платы за горячее водоснабжение по Вашей квартире будет рассчитываться следующим образом:

4 м3 х 148 руб. = 592,00 рубля

Итого плата за горячее водоснабжение по Вашей квартире будет составлять – 592,00 руб.

Расчет размера платы за горячее водоснабжение в жилом помещении (квартире), не оборудованном индивидуальным прибором учета на горячую воду, и при отсутствии технической возможности установить такой прибор учета, производится по формуле №4 Приложения №2 Правил.

Формула № 4

Pi = nj x Nj x Tкр

 nj – количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан.

Nj – норматив, установленный на горячую воду для Вашего региона.

Ткр – тариф, установленный на горячее водоснабжение для Вашего региона и поставщика услуг.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПО ФОРМУЛЕ №4

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» в квартире не установлен индивидуальный прибор учета на горячую воду, техническая возможность установить индивидуальный прибор учета отсутствует;

 
Размер платы за горячее водоснабжение по Вашей квартире будет рассчитываться следующим образом:

4 чел. x 4,2 м3 х 148,00 руб. = 2486,40 рублей

Итого плата за горячее водоснабжение по Вашей квартире будет составлять – 2486,40 руб.

Расчет размера платы за горячее водоснабжение в жилом помещении (квартире), не оборудованном индивидуальным прибором учета на горячую воду, но есть техническая возможность установить такой прибор учета, производится по формуле №4(1) Приложения №2 Правил.

Формула № 4(1)

Pi = nj x Nj x Кпов x Tкр

nj – количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан.

Nj – норматив, установленный на горячую воду для Вашего региона.

Кпов – повышающий коэффициент равный 1,5 с 1 января 2017 года.

Ткр – тариф, установленный на горячее водоснабжение для Вашего региона и поставщика услуг.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПО ФОРМУЛЕ №4(1)

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» в квартире не установлен индивидуальный прибор учета на горячую воду, но есть техническая возможность установить такой прибор учета.

 
Размер платы за горячее водоснабжение по Вашей квартире будет рассчитываться следующим образом:

4 чел. x 4,20 м3 х 1,5 x 148,00 руб. = 3729,60 рублей

Итого плата за горячее водоснабжение по Вашей квартире будет составлять – 3729,60 руб.

Расчет размера платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованным общедомовым прибором учета, производится по формулам №10 и №15. Формула №15 рассчитывает объем горячей воды, а формула №10 – сумму к оплате.

Формула № 10

Piодн = Viодн x Ткр

Viодн – объем (количество) горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.

Ткр – тариф на соответствующий коммунальный ресурс (горячее водоснабжение), установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула № 15

Nодн – норматив потребления на горячее водоснабжение, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306

Si – общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме

Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме

Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ, ПО ФОРМУЛЕ №15

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» плата за горячую воду, предоставленную на общедомовые нужды, для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» общедомовой прибор учета на горячее водоснабжение на многоквартирном доме не установлен;

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

Норматив на горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, установленный для Вашего региона, составляет 0,3 кубических метра (м3) на 1 м2 (Nодн – в формуле).

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, составляет 400 м2 (Sои – в формуле).

Площадь жилых помещений (квартир) многоквартирного дома составляет 6000 м2 (Sоб – в формуле).

Общая площадь Вашей квартиры составляет 45 м2 (Si – в формуле).

Тариф на горячее водоснабжение, установленный для Вашего региона и поставщика услуг, составляет 148,00 руб. за 1 кубический метр (м3) (Ткр – в формуле).

 
Размер платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет рассчитываться следующим образом:

1. В первую очередь, необходимо определить объем горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды,по формуле №15:

Итого объем горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды, будет составлять – 0,9 кубических метра (м3)

2. Затем, рассчитаем сам размер платы по формуле №10:

0,9 м3 х 148,00 руб. = 133,20 руб.

Итого плата за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет составлять 133,20 руб.

Расчет размера платы за горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, в данном случае будет производиться по формулам №10 и №12. Формула №12 рассчитывает объем горячего водоснабжения, а формула №10 – сумму к оплате.

Формула № 10

Piодн = Viодн x Ткр

Viодн – объем (количество) горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.

Ткр – тариф на соответствующий коммунальный ресурс (горячее водоснабжение), установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула № 12

VД – объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

∑uVuнеж. – объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в нежилых помещениях, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил.

∑vVvжил.н. – объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), не оборудованных индивидуальными или общими (квартирным) приборами учета.

∑wVwжил.п. – объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), оснащенных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета электроснабжения, определенный по показаниям такого прибора учета.

Vкр – объем электрической энергии или газа, использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению. (Данный показатель не участвует в данном расчете, то есть будет равен 0).

Si – общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ, ПО ФОРМУЛЕ №12

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» плата за горячую воду, предоставленную на общедомовые нужды, для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» на многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета на горячее водоснабжение;
» нежилые помещения в многоквартирном доме отсутствуют.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

Объем горячего водоснабжения, потребленного по показаниям общедомового прибора учета, составил 2300 кубических метров (м3) (VД – в формуле).

Объем горячего водоснабжения, потребленного во всех жилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета, составил 1200 кубических метров (м3) (Vwжил.п. – в формуле).

Объем горячего водоснабжения, потребленного в жилых помещения, не оборудованных индивидуальными приборами учета, составил 968 кубических метров (м3) (Vvжил.н.

– в формуле), расчет объема горячего водоснабжения, предоставленного в помещениях, не оборудованных ИПУ на горячую воду, производится исходя из количества проживающих в этих помещениях и установленного норматива потребления.

Площадь жилых помещений (квартир) многоквартирного дома составляет 6 000 м2 (Sоб – в формуле).

Общая площадь Вашей квартиры составляет 45 м2 (Si – в формуле).

Тариф на горячее водоснабжение, установленный для Вашего региона и поставщика услуг, составляет 148,00 руб. за 1 кубический метр (м3) (Ткр – в формуле).

 
Размер платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет рассчитываться следующим образом:

1. В первую очередь, необходимо определить объем горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды,по формуле №12:

Итого объем горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды, будет составлять 0,99 м3

2. Затем, рассчитаем сам размер платы по формуле №10:

0,99 м3 х 148,00 руб. = 146,52 руб.

Итого плата за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет составлять 146,52 руб.

Источник: https://raschetgkh.ru/kommunalnye-uslugi/gv/159-raschet-platy-v-mkd.html

Блог

Учет горячей воды в многоквартирном доме

Пожалуй, одним из самых трудных для понимания в Правилах предоставления коммунальных услуг является пункт 54, который регулирует порядок определения стоимости услуг горячего водоснабжения (ГВС) и отопления в случае, если в МКД нет централизованного теплоснабжения и ГВС.

Данный пункт написан настолько «коряво», что многие попросту не могут разобраться в его «хитросплетениях».

В данной статье мы расскажем, как можно определить стоимость ГВС и отопления в ситуации, когда горячее водоснабжение и отопление производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества МКД.

Начнем с изучения самого п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила).

В первом абзаце п.54 Правил указано, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД, расчет стоимости коммунальной услуги отопления и (или) ГВС производится исходя из объема, потребленного при производстве вышеуказанных коммунальных услуг коммунального ресурса.

С учетом того, что согласно п.37 Правил расчетным периодом признается месяц, то для расчета стоимости услуги отопления и ГВС необходимо брать объемы коммунальных ресурсов, потребленных в течение месяца.

Давайте рассмотрим, как определяется стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении.

Согласно абзацу 5 п.54 Правил размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения №2 к Правилам как сумма 2 составляющих:

  1. произведениеобъема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

  2. произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

Вроде бы все логично, если в доме есть ГВС, значит, она откуда-то появилась. Соответственно в горячую воду входит стоимость холодной воды и затраты на ее подогрев до необходимой температуры, складывающиеся, в нашем случае, из стоимости тепловой энергии.

А теперь начинается самое интересное, а именно сам расчет стоимости одного кубического метра горячей воды.

Открываем формулу 20 приложения №2 к Правилам и видим следующее:

  

Данную формулу можно условно разделить на 2 части:

Первая часть – стоимость холодной воды в составе горячей. Тут вопросов, как правило, не возникает, так как объем потребленной услуги в конкретном помещении известен, а тариф на холодную воду установлен на уровне субъекта РФ.

Вторая часть – стоимость коммунальных ресурсов, необходимых для подогрева кубометра холодной воды до температуры, необходимой для предоставления ГВС.

Давайте разберем данную часть формулы 20 подробнее, а именно показатель – удельный расход на подогрев воды (далее по тексту – удельный расход).

Данный удельный расход в Правилах описывается как «удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению». Многие, прочитав данную формулировку, считают, что показатель удельного расхода всегда равен нормативу на подогрев холодной воды. Однако, это не так.

В Правилах отдельно описан порядок определения размера удельного расхода в ситуации, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса, который использован на подогрев горячей воды для целей ГВС и предоставления коммунальной услуги по отоплению. В такой ситуации удельный расход определяется по формуле 20.1 Правил:

Давайте разберем данную формулу на «части».

В числителе мы видим показатель V, который в Правилах обозначен как «объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома».

 В ситуации, когда в МКД услуги отопления и ГВС производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества, управляющая организация (ТСЖ) в числителе формулы 20.1 указывает объем коммунального ресурса, который был израсходован на подогрев холодной воды и на отопление по показаниям общедомового прибора учета.

Вроде бы всё логично, но подогрев горячей воды может быть произведен:

  1. с помощью тепловой энергии полученной из тепловой сети;

  2. с помощью электрической энергии;

  3. с помощью газа.

В зависимости от используемого коммунального ресурса в числителе могут отображаться Гкал, Квт/часы или кубометры.

В нашем случае мы будем рассматривать подогрев воды с помощью тепловой энергии, полученной в МКД от РСО.

С числителем понятно, беремся за знаменатель, который состоит из суммы показателей Qгв и Qо, которые определяются как «количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил»;

Открываем п.54 Правил №354 и видим, что:

Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определяется:

  1. по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

  2. при отсутствии вышеуказанных приборов учета – как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по:

– показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей;

– объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета;

– объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Обратите внимание, что приборы учета по ГВС не определяют объем тепловой энергии, которая была потрачена на подогрев холодной воды до необходимой температуры, а лишь определяют объем потребленной горячей воды. Следовательно, для определения объема произведенной тепловой энергии для нужд ГВС и отопления необходимо просуммировать:

  1. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые оборудованы ИПУ по отоплению;

  2. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые не оборудованы ИПУ по отоплению, рассчитанной исходя из норматива потребления тепловой энергии на нужны отопления (с учетом абзаца 4 п.42.1 Правил с учетом правовой позиции КС РФ. Подробнее об этом здесь; 

  3. объем тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды на цели горячего водоснабжения.

    Как мы уже говорили выше, ИПУ по ГВС не определяют объем тепловой энергии, а значит, объем тепловой энергии на цели ГВС определяется «в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета», а именно как произведение объема потребленной услуги на величину норматива на подогрев холодной воды (по формуле 23 приложения №2 к Правилам);

  4. объем тепловой энергии, используемой в целях представления ГВС на КРСОИ, определяемый путем умножения норматива потребления ГВС на КРСОИ на площадь помещений входящих в состав общего имущества. 

В результате применения всех вышеописанных «неизвестных» в знаменателе формулы 20.

1 Правил №354 в месяцы, когда оказывается услуга отопления будет получаться величина «произведенной тепловой энергии», которая не будет совпадать с объемом коммунального ресурса «использованного за расчетный период на производство тепловой энергии». Как видно из рисунка ниже, формула 20.1 Правил №354 фактически вводит некий «корректирующий коэффициент» к нормативу на подогрев.

Согласно заложенному в Правила №354 порядку расчета, стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении всегда будет «колебаться» в большую или меньшую стоимость по сравнению с домами, которые получают «готовую» ГВС с помощью централизованных систем.

С учетом того, что п.54 Правил №354 не регулирует порядок определения стоимости услуги отопления в отдельном помещении в МКД, для того, чтобы собственники не переплатили за ГВС лишнего и не заплатили меньше и применяется рассматриваемый нами порядок.

Минусы для потребителей при самостоятельном приготовлении ГВС очевидны:

  1. сложный для понимания порядок расчета стоимости ГВС;

  2. запредельная стоимость ГВС в летние месяцы, когда формула 20.1 Правил №354 полностью распределяет объем использованной тепловой энергии на ГВС в части индивидуального потребления (отопления то нет). Таким образом, в ситуации, когда суммарное потребление ГВС в МКД в летний период низкое, стоимость ГВС растет и наоборот;

  3. стоимости горячей воды,потребленной на содержание общего имущества, определяется исходя из норматива на подогрев, который в свою очередь устанавливается во всех регионах как «средняя температура по больнице».

    В тех МКД, где площадь помещений, входящих в состав общего имущества достаточно большая, существенная доля тепловой энергии, фактически израсходованной на предоставление коммунальных услуг (ГВС и отопление), перекладывается в состав жилищной услуги в виде КРСОИ.

 Учитывая все вышеприведенные мной минусы, многие собственники помещений и начали жаловаться на управляющие организации и ТСЖ из-за огромной стоимости кубометра горячей воды.

Представители ГЖИ (не говорим про всех, но некие индивидуумы есть), толком не разобравшись в хитросплетениях написанной командой их шефа А.В. Чибиса нормативно-правовой базы, начали бороться за права «неопределенного круга лиц» и выдавать предписания, в которых требовали расчета стоимости ГВС «в соответствии с действующим законодательством».

Минстрой в лице и.о. заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства О.А. Олейниковой «разродился» на письмо от 22.03.2017 №9268-ОО/04 «О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению».

Рассматривая в письме вопрос определения размера платы за ГВС при самостоятельном приготовлении, чиновники указали, что в п.

54 Правил №354 «предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства».

Правда, здорово?

Так ведь можно дойти и до оплаты лифта в зависимости от веса собственника и этажа. Сложно рассчитать, но справедливо же…

Отбросив очевидно прямо противоречащие Правилам доводы Минстроя, необходимо пользоваться нормами Правил, хоть это и дорого для потребителей коммунальных услуг.

С уважением, Юрий Кочетков

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.   

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/osobennosti-rascheta-gvs-pri-samostoyatelnom-prigotovlenii/

За чей счёт должны устанавливаться общедомовые счётчики в многоквартирных домах?

Учет горячей воды в многоквартирном доме

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Общедомовые приборы учета

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

Горячей воды

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Общедомовые приборы учёта тепловой энергии

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Электроэнергии

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Порядокустановки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  • Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  • Приобретение соответствующего счетчика.
  • Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  • Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случае если собственники отказываются платить за установку

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Порядок установки общедомового прибора учета

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  • Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  • Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

ОДПУ-выгоды для МКД

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/za-chei-schet-doljny-ustanavlivatsia-obscedomovye-schetchiki-v-mnogokvartirnyh-domah-5bcb60cb550f6f00ab7aedc0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.