Участие собственников в благоустройстве прилегающих территорий

Как управляющей организации и жителям дома реализовать проект по благоустройству двора

Участие собственников в благоустройстве прилегающих территорий

Благоустройство придомовой территории относится к компетенции общего собрания собственников, а содержание её в надлежащем состоянии – обязанность управляющей домом организации. Читайте о том, как УО совместно с жителями дома может реализовать интересный проект по благоустройству двора.

Кто принимает решение о благоустройстве придомовой территории

Придомовая территория МКД с элементами благоустройства входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, если земельный участок под МКД поставлен на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В таком случае организация, заключившая договор управления с собственниками, отвечает за надлежащее содержание участка и находящихся на нём объектов.

Решение о благоустройстве земельного участка, установке на нём новых объектов: детской или спортивной площадки, элементов озеленения, парковки – принимается на общем собрании собственников помещений в доме (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Бремя содержания таких объектов лежит на собственниках. Стоимость их содержания включается в перечень работ и услуг по договору управления, также – в размер платы за жилое помещение, выставляемой УО жителям дома. Подобные изменения условий договора управления утверждаются собственниками на ОСС.УО и благоустройство дворовой территории

С чего начать подготовку к благоустройству двора

Под благоустройством двора понимается перечень различных мероприятий: озеленение, зонирование, асфальтирование, установка детских и спортивных площадок, уличной мебели, ограждений, покрытий, малых архитектурных объектов, организация парковки, освещения. Жители могут решить сделать что-то одно или разработать целый проект по изменению облика придомовой территории.

Чаще жители дома выступают с предложением установить детскую площадку или организовать парковку. Так же они имеют право реализовать в своём дворе целый проект с приминением арт-дизайна и правил зонирования. Но инициаторы изменений не всегда понимают, что нужно сделать, чтобы получить для этого поддержку других жителей дома, с чего начать.

В этом помогут рекомендации методического пособия по развитию дворов в малых городах, разработанного участниками проекта «Создай свой город».

Согласно пособию, первым шагом к реализации плана по изменению двора многоквартирного дома является как раз создание инициативной группы жителей.

Чаще всего эта группа возникает без участия УО или ТСЖ, и именно она предлагает благоустроить территорию.Кто отвечает за содержание и благоустройство придомовой территории

Зачем проводить собрание инициативной группы

Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании. Поэтому до того, как провести такое собрание, инициативная группа совместно со специалистами УО должны проработать свои предложения, собрать информацию.

Это важно по нескольким причинам:

  1. Инициативные жители дома при этом подтвердят желание участвовать в благоустройстве двора, смогут чётко определить запрос на изменения: что, по их мнению, нужно поменять, какие есть идеи, на чём сделать акцент.

  2. Выносить вопрос о благоустройстве двора на обсуждение с широким кругом жителей, в том числе на общем собрании собственников, нужно только после появления у инициаторов конкретных предложений, чётких вопросов. Люди не любят, когда их отрывают от дел для обсуждения абстрактных идей.

  3. Заранее необходимо определить возможные источники финансирования работ: из средств на текущий или капитальный ремонт, за счёт целевых взносов жителей дома, за счёт участия в муниципальных и федеральных целевых программах.

На заседаниях инициативной группы в обязательном порядке должны присутствовать представители УО. Они помогут жителям дома разобраться в законодательстве, которое регулирует благоустройство дворов, подготовить информацию и документы для ОСС.Земельный участок в составе общего имущества МКД

Что нужно донести до жителей МКД на первой встрече по благоустройству двора

Авторы методического пособия подчёркивают, что для успешного проекта по благоустройству двора важно активное участие жителей дома в разработке идеи. Это нужно и для того, чтобы обеспечить поддержку планов на общем собрании собственников.

УО и инициативная группа могут сначала провести неофициальное собрание: рассказать жителям дома о своих предложениях, собрать идеи и вопросы, понять, чего хотят соседи и хотят ли вообще благоустраивать территорию.

На таком собрании следует:

  • представить конкретные предложения по благоустройству, их примерную стоимость, сроки реализации, подкрепить слова примерами уже реализованных в стране проектов;
  • донести до жителей дома информацию о том, что все новые объекты на придомовой территории будет необходимо внести в состав общего имущества МКД и нести бремя их содержания будут сами собственники в составе платы за жилое помещение;
  • предложить жителям дома внести свои предложения, указав, кому, как и в какой срок их можно направить;
  • рассказать о возможных источниках финансирования работ.

Таким образом, УО и группа инициаторов получат понимание, поддерживают ли их другие жители дома и какие именно вопросы необходимо вынести на общее собрание собственников, которое проводится в соответствии со ст. ст. 45–46 ЖК РФ.

В методическом пособии отмечается, что инициаторы проекта должны быть готовы к тому, что часть соседей негативно отреагирует на предложение. Их задача – найти поддержку у большинства собственников.Возникновение права собственности на земельный участок под МКД

Как подготовить техническое задание по благоустройству двора

Важный этап подготовки проекта – составление технического задания, в котором жители дома должны изложить требования к запланированным работам по благоустройству двора и их результату. В задание включаются технические характеристики будущих объектов, стиль, размещение на территории и т.д. На основании техзадания разрабатывается готовый проект и план-график проведения работ.

Для создания технического задания согласно пожеланиям и возможностям жителей дома инициаторам необходимо пройти этап исследования:

  1. Решить вопрос с постановкой земельного участка под домом на кадастровый учёт, если ранее это не было сделано, и включением его в состав общего имущества дома.

    Здесь важна помощь УО.

  2. Узнать возможности жителей дома, их вклад в реализацию планов по преображению двора: непосредственное участие в работах по благоустройству, экспертиза, помощь материалами, скидками в магазинах и др.

    Возможно, жители смогут сделать большую часть работ своими силами и с небольшим бюджетом.

  3. Изучить НПА, выяснить, что разрешено делать на территории, а что нет; узнать порядок согласования с органом МСУ проектов благоустройства.

  4. Изучить действующие на территории муниципалитета программы по благоустройству дворов и возможность получения по ним гранта.

Для прояснения этих важных вопросов, возможно, понадобится несколько встреч с жителями и активная помощь специалистов управляющей организации, например, юристов. Также можно создать группы в мессенджерах или социальных сетях, что позволит быстрее решать возникшие вопросы и делиться информацией.

Когда все вопросы проработаны, информация доведена до собственников, и они поддержали идею, то она должна лечь в основу технического задания.

Как отмечают авторы методических указаний, разработка технического задания может стать одним из самых долгих этапов в реализации проекта: задание может несколько раз обсуждаться и изменяться жителями дома.

Когда начинается срок кадастрового учёта и регистрации права

Какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников

Итак, техническое задание для составления проекта по благоустройству двора готово, с ним согласны жители. Теперь важно утвердить его на общем собрании собственников помещений. На собрании следует утвердить:

  1. Техническое задание для разработки проекта.

  2. Бюджет и план-график работ.
  3. Источник финансирования, при необходимости – согласовать подачу заявки на дополнительное финансирование в рамках муниципальной или федеральной программы.

  4. Выбранного для проведения работ подрядчика и условия договора, если это предусмотрено планом реализации проекта.

Решение по вопросам повестки принимается в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Возможно, с первого раза утвердить все представленные предложения не получится, тогда следует учесть замечания собственников, внести в документы изменения и снова провести ОСС.

На основе утверждённого технического задания готовится архитектурный проект, который согласовывает орган местного самоуправления, проверив на соответствие законодательным актам, регулирующим благоустройство территории муниципалитета.Как оформить земельный участок под многоквартирным домом

На что УО и собственникам обратить внимание при реализации проекта и после него

Когда все формальности соблюдены, можно приступать непосредственно к реализации проекта. В зависимости от принятого решения благоустройство может быть выполнено полностью силами жителей дома и сотрудников УО или с привлечением сторонней компании.

Во втором случае договор на оказание услуг должен быть утверждён на ОСС. Подписать его от имени собственников может управляющая домом организация, если она наделена такими полномочиями.

На всех этапах лидеры проекта должны контролировать ход работ и проверять их на соответствие проекту и качество. Принимать готовый двор и поставленные объекты следует комиссии с участием собственников и представителей УО. При желании двор можно торжественно открыть, собрав на праздник жителей МКД, а если проект был оригинальным или масштабным – представителей муниципалитета и прессы.

Последним этапом в работе станет проведение нового ОСС, на котором собственники должны включить новые объекты в состав общего имущества дома и утвердить новый размер платы за содержание и ремонт (ч.

7 ст. 156 ЖК РФ). В стоимость услуг УО будет включена цена работ по обслуживанию, ремонту объектов, а при необходимости – охране и уборке.

Минстрой РФ о некоторых особенностях проведения общих собраний

Как подготовить и реализовать проект благоустройства двора

Резюмируем рекомендации, изложенные в методическом пособии. Для успешного благоустройства придомовой территории, УО и жителям дома необходимо:

  1. Создать инициативную группу и обсудить идеи.
  2. Собрать необходимую информацию о земельном участке, программах по благоустройству, требованиях закона к таким проектам, порядке их согласования.

  3. Довести собранные материалы до сведения всех жителей дома, собрать их предложения, доработать предложения и определить источник финансирования.
  4. Подготовить техническое задание, план-график, смету.
  5. Провести ОСС и утвердить важные вопросы реализации проекта.
  6. Разработать проект и согласовать его с собственниками и органом МСУ.

  7. Реализовать проект и принять выполненные работы.

При подготовке и реализации проекта по благоустройству может потребоваться несколько общих собраний собственников. Их следует провести в соответствии с требованиями жилищного законодательства. В таком случае принятые на ОСС положительные решения будут обязательны для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/9738-kak-uo-i-zhitelyam-doma-realizovat-proekt-po-blagoustroystvu-dvora

Глава 8. Порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий

Участие собственников в благоустройстве прилегающих территорий

Глава 8. Порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий

Статья 25. Требования, предъявляемые к собственникам зданий (помещений в них), строений и сооружений по участию в благоустройстве прилегающих территорий

1. Собственники зданий (помещений в них), строений и сооружений обязаны участвовать в благоустройстве прилегающих территорий.

2. На прилегающих территориях собственники зданий (помещений в них), строений и сооружений обязаны поддерживать следующий порядок:

1) содержать поверхности тротуаров, внутриквартальных и межквартальных дорог и проездов в надлежащем нормативно-эксплуатационном состоянии;

2) обеспечивать беспрепятственный отвод талых и дождевых вод;

3) производить очистку дождевой и дренажной систем и гидросооружений на них, а также водоотводящих канав не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. Очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток – ежедневно;

4) обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с требованиями, установленными главой 4 настоящего Решения;

5) своевременно производить сгребание листвы, окос газонов (дернины); уборку листвы и скошенной травы производить после окончания работ;

6) проводить своевременную уборку береговой полосы водоемов от мусора, опавших листьев и веток;

7) обеспечивать своевременную очистку снега с последующим вывозом снежных масс в порядке, установленном статьей 12 настоящего Решения.

3.

Собственники зданий (помещений в них), строений и сооружений (в том числе временных) исполняют обязательства по благоустройству и уборке прилегающей территории путем непосредственного обеспечения работ, либо путем заключения договора с подрядной организацией, либо путем установления в договоре аренды здания (помещения в нем) обязанностей арендаторов (распределения обязанностей между арендаторами) по обеспечению уборочных работ.

4. Собственники зданий, строений и сооружений (в том числе временных) обязаны следить за сохранностью зеленых насаждений, находящихся на отведенных и прилегающих территориях, а также не допускать захламления отведенных и прилегающих территорий мусором и отходами различного происхождения.

Статья 26. Определение размера прилегающей территории

1. В целях обеспечения чистоты размер прилегающей территории устанавливается:

1) для индивидуальных жилых домов – в створе обращенной к проезжей части улицы границы отведенной территории шириной до бордюрного камня дороги;

2) для учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, иных объектов социальной сферы – по всему периметру отведенной территории: с обращенной к проезжей части улицы – шириной до бордюрного камня дороги, с других сторон – шириной 10 метров;

3) для обособленно расположенных нежилых зданий, строений и сооружений, включая объекты торговли, бытового обслуживания и сферы услуг – по всему периметру отведенной территории: с обращенной к проезжей части улицы – шириной до бордюрного камня дороги, с других сторон – шириной 10 метров, и включает въезды и выезды к отведенным территориям (при наличии) по всей протяженности;

4) для многоквартирных домов – индивидуально для каждого дома с учетом границ отведенной территории, расположения мест временного складирования отходов, придомовых открытых автостоянок (парковок), придомовых детских, игровых и спортивных площадок, ширина составляет не более 10 метров;

5) для собственников нежилых помещений в жилых домах – в створе выходящего на улицу фасада нежилого помещения на ширину прилегающей территории жилого дома, в котором данное помещение расположено;

6) для строительных площадок – по всему периметру отведенной территории шириной 15 метров и включает въезды и выезды к отведенным территориям (при наличии) по всей протяженности;

7) для нестационарных объектов, контейнерных площадок и иных нестационарных объектов благоустройства – по всему периметру шириной 5 метров.

2. В случае наложения прилегающих территорий двух объектов размер прилегающей территории каждого объекта в пределах зоны наложения определяется исходя из принципа равноудаленности границ отведенных территорий.

Информация взята с сайта ПКГО.

Источник: http://www.gkhok.ru/index.php?id=glava-8-poryadok-uchastiya-sobstvennikov-zdanij-pomeshhenij-v-nih-i-sooruzhenij-v-blagoustrojstve-prilegayushhih-territorij

Вопрос

Участие собственников в благоустройстве прилегающих территорий

Правомерно ли установление в муниципальных правилах благоустройства обязанности собственников зданий, строений, сооружений участвовать в благоустройстве территорий, прилегающих к объектам их собственности, и в каком объеме?

Ответ

Согласно пункту 13 части 1 статьи 451 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий. При этом границы прилегающих территорий определяются также на основании правил благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 14 части 2 статьи 451 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 55.

25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Если иное не предусмотрено федеральным законом, таким лицом является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (часть 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской).

Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ и Градостроительный кодекс Российской Федерации недвусмысленно закрепляют участие собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании территорий, прилегающих к соответствующим объектам собственности.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования являются территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

При этом необходимо учитывать, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации, т.е.

могут находиться только в публичной (государственной или муниципальной) собственности (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). 

Соответственно, органы местного самоуправления несут бремя содержания имущества, которым имеет право пользоваться неограниченный круг лиц.

Тем самым, по существу, нарушаются права органов местного самоуправления, как собственников, и на них возлагается обязанность нести расходы в связи повреждением и (или) гибелью, засорением и т.п. последствиями пользования муниципальным имуществом иными лицами.

Между тем данными прилегающими территориями в полной мере пользуются и собственники объектов недвижимости, к которым они прилегают. Именно это и позволило законодателю возложить на них обязанность по участию в их благоустройстве, в том числе содержании.

Таким образом, обязанность собственников участвовать в содержании прилегающих территорий возникает у них непосредственно в силу федерального закона, а не на основании правил благоустройства территории муниципального образования. Последними регулируются лишь случаи, формы, объем такого участия, а также границы прилегающих территорий, т.е.

порядок исполнения собственниками этой обязанности, возложенной на них непосредственно федеральным законом.

По мнению Комитета, это полностью соответствует положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом следует отметить, что при определении в законах субъектов Российской Федерации и муниципальных правилах благоустройства территории размеров прилегающих территорий и порядка участия частных собственников в их содержании должен соблюдаться определенный баланс публичных и частных интересов. Это необходимо исходя из того, что данная дополнительная обязанность возложена федеральным законом на собственников объектов недвижимости в общественных (публичных) интересах.

Благоустройство территории представляет собой деятельность, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление требований в сфере благоустройства направлено на реализацию публичных интересов – обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, а не гражданско-правовых отношений собственности.

Объектом нормирования благоустройства территории является территория муниципального образования, независимо от формы собственности и целевого назначения земельных участков, иных объектов движимого или недвижимого имущества.

Поэтому согласно букве закона речь идет об участии собственников в содержании прилегающих территорий (общего пользования), а не земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Цель установления обязанности такого участия – обеспечение публичных интересов в отношении содержания публичных объектов, а не распределение бремени содержания объектов, находящихся в муниципальной собственности, между иными лицами.

Исходя из этого должно осуществляться и регулирование участия собственников объектов недвижимости в благоустройстве, в том числе содержании, прилегающих территорий в законах субъектов Российской Федерации  и правилах благоустройства территорий муниципальных образований.

В связи с этим, прежде всего, формы, объем и порядок такого участия, границы прилегающих территорий должны определяться таким образом, чтобы не происходило переложения ответственности за содержание таких территорий в полном объеме на частных собственников.

Федеральное законодательство говорит об участии данных лиц в содержании прилегающих территорий, тем самым подразумевается, что основной объем работ по их содержанию осуществляется собственником образующих их земельных участков – органами местного самоуправления, а собственники расположенных рядом объектов недвижимости выполняют отдельные обязанности.

Такие обязанности должны определяться с учетом интенсивности и характера пользования ими данными территориями.

Во-вторых, данные обязанности собственников должны не только закрепляться в правилах благоустройства прилегающих территорий, но и в договорах аренды и иных гражданско-правовых договорах, заключаемых с ними органами местного самоуправления. Правила благоустройства в данном случае выполняют роль правового основания включения таких условий в договор.

Финансовое участие собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий, упоминаемое в федеральном законодательстве, не подразумевает установления каких-либо местных налогов и сборов, иных обязательных платежей. Оно может выражаться, например, в финансировании за счет собственников осуществляемых ими работ в рамках участия в содержании прилегающих территорий, либо во введении самообложения граждан в порядке, предусмотренном статьей 56 Федерального закона № 131-ФЗ.

Полагаем, что именно с несоблюдением указанных правил в значительной мере связана имеющая место судебная практика признания не соответствующими федеральному законодательству муниципальных правил благоустройства территории (см., например, определения Верховного Суда Российской Федерации, от 17 апреля 2018 года № 50-КГ18-6, от 17 апреля 2018 года № 50-КГ18-7).

Вместе с тем полагаем, что целесообразно ставить вопрос об установлении непосредственно в положениях Федерального закона № 131-ФЗ и иных федеральных законах (подзаконных актах) конкретных случаев и условий участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Комитет прорабатывает данную тему.

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/folder/16665809/item/17945415/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.