Участие публично правовых образований в гражданском обороте

§ 2.Формы участия публичных образований в гражданском обороте

Участие публично правовых образований в гражданском обороте

Непосредственноеучастие Российской Федерации, субъектовРФ и муниципальных образованийосуществляется путем всту­пления воборот соответственно органовгосударственной власти и органовместного самоуправления, действующихне как юриди­ческие лица, а как законныеих представители, от их имени и в пределахкомпетенции, установленной актами,определяющи­ми статус этих органов.

Отимени Российской Федерации, субъектовРФ, муниципальных образований вгражданском обороте могут выступатькак исполни­тельные,таки представительныеорганы, атакже соответствующие им органыгосударственных и муниципальныхобразований.

Вслучаях и в порядке, предусмотренныхзаконодательством, от имени названныхпубличных образований по их специальномупоручению могутвыступать лица — государственныеорганы, орга­ны местного самоуправления,юридические и физические лица.

Опосредованноеучастие Российской Федерации, субъектовРФ, муниципальных образований вгражданском обороте осуществляет­сяпутем вступления в него созданных имиюридических лиц, дей­ствующих отсвоего имени и приобретающих себе праваи обязан­ности для достижения целей,установленных для них государством вучредительных документах.

Несмотряна формальную самостоятельность такихюридиче­ских лиц как субъектовгражданского права, Российская Федера­ция,субъекты РФ, муниципальные образования,оставаясь собственником их имущества,вправе контролировать их деятельностькак через согласование определенныхкатегорий сделок с имуществом, так ичерез назначение определенных лиц ворганы и управления.

УчастиеРоссийской Федерации, субъекта РФ,муниципального образования каксобственника вгражданском обороте осуществля­етсячерез уполномоченные на то государственныеи муниципаль­ные органы, посредствомкоторых они приобретают, осуществля­юти прекращают право собственности насвое имущество:

— государственныеи муниципальные органы по управлениюимуществом во главе с Росимуществом(передают имущество со­ответственногосударственным и муниципальнымунитарным предприятиям и контролируютего использование, вносят иму­ществов уставные капиталы хозяйственныхобществ, сдают его в аренду и т.п.);

— государственныеи муниципальные фонды имущества воглаве с Российским фондом федеральногоимущества (в основном получают доходыот сделок с имуществом).

Допускается участиеРоссийской Федерации, субъекта РФ,муниципальных образований в любыхсделках, кроме тех, кото­рые на них нерассчитаны: они не могут быть потребителем,пред­принимателем, наследодателем ит.п.

Существуют сделки, сторо­нойкоторых, как правило, являются указанныеобразования: приватизация государственногои муниципального имущества; финансированиеи кредитование капитального строительствапредприятий; краткосрочная финансоваяподдержка для пере­стройки производства;выдача гарантий по обязательствамгосза­казчиков продукции для федеральныхнужд; сделки по использо­ванию природныхресурсов, в том числе соглашения оразделе продукции; эмиссия и обращениегосударственных ценных бумаг.

Государствои муниципальные образования являютсясубъек­тами ответственности. Следуетразличать договорную и внедоговорнуюгражданско-правовую ответственностьгосударства.

Вотношениях по исполнению сделокпубличными субъекта­ми действуетпринцип имущественной ответственности«каждого за себя»: Российская Федерация,ее субъекты, муниципалитеты не отвечаютпо обязательствам друг друга, а такжепо обязательствам поданных ими юридическихлиц. Исключения из этого правила:

— субсидиарнаяответственность Федерации по долгамфеде­рального казенного предприятия;

— субсидиарнаяответственность публичных субъектовпо долгам созданных ими учреждений;

— ответственностьпубличных субъектов по выданным имга­рантиям.

Внедоговорнаяответственность публичных образований.Вред,причиненный лицу в результате незаконныхдействий государственных и муниципальныхорганов, в том числе издания акта, несоответствующего законодательству,подлежит возмещению.

Вред, причиненныйгражданину в результате незаконныхосуждения, привлечения к уголовнойответственности, заключе­ния подстражу, подписки о невыезде, ареста илиисправительных работ, подлежит возмещениюиз соответствующей казны незави­симоот вины должностных лиц правоохранительныхорганов, а в других ситуациях — по общимправилам о деликтной ответ­ственности.

Ответчикомв суде при предъявлении иска о возмещениита­кого вреда являются казначействоРоссийской Федерации и соответствующиефинансовые органы на местах.

Источник: https://studfile.net/preview/6189396/page:24/

Формы участия публично-правовых образований в гражданском обороте

Участие публично правовых образований в гражданском обороте

Рассматривая случаи участия государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, необходимо определить круг этих отношений.

Участие государства в отношениях собственности и иных вещных отношениях.Собственность составляет материальную базу для участия в гражданском обороте любого частноправового субъекта. Не являются исключением и публично-правовые образования.

Государству и муниципалитетам приходится решать судьбу публичного имущества, исходя из потребностей экономического развития в целом, с учетом ряда общесоциальных факторов, что определяется необходимостью детально регулировать процессы разграничения, приобретения, оборота и отчуждения публичной собственности, а также вопросы управления публичной собственностью. Однако происходит это не в рамках выделения норм, составляющих особый институт права публичной собственности в границах конституционного права, а в рамках закрепления особенностей правового регулирования отношений публичной собственности в гражданском законодательстве в соответствии с положениями п. 2 ст. 124 ГК.

Объекты права государственной собственности делятся на две группы, имеющие серьезные различия в правовом статусе: первая группа – это специфическая категория объектов, предназначенных для общего пользования людей и общества и для обслуживания потребностей самого государства (исключительная государственная собственность), вторая – объекты производственного назначения (неисключительная государственная собственность).

Первая группа объектов права собственности характеризуется наличием достаточно серьезных особенностей правового режима, существенно ограничивающих случаи, порядок и условия вовлечения в гражданский оборот объектов, входящих в эту группу.

Являясь собственниками своего имущества, публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты.

В действующем законодательстве идея разграничения государственной собственности закреплена конституционно: в п. «г» ст.

72 Конституции РФ данное разграничение прописано в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предполагает установление определенного механизма разграничения государственной собственности с непосредственным участием всех заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Процесс разграничения публичной собственности начался в связи с созданием Российской Федерации как самостоятельного государства в начале 1990-х гг. и был урегулирован Постановлением Верховного Совета РСФСР № 3020-1[4] и распоряжением Президента РФ № 114-рп[5].

ГК не содержит подробной регламентации процедуры разграничения публичной собственности. Ст. 214 ГК определяет, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом, однако такой закон до сих пор не принят.

В настоящее время важными публично-правовыми актами, устанавливающими принципы и процедуру разграничения государственной собственности в связи с осуществлением в стране административной реформы и соответствующим перераспределением полномочий органов власти разных уровней, наряду с ранее принятыми нормативными документами стали федеральные законы, регламентирующие порядок проведения реформы государственного и муниципального управления[6].

Наличие значительных особенностей публичных субъектов определяет целый ряд особенностей их гражданско-правового статуса как собственников.

Так, публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Например, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, последние подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК).

В муниципальную собственность при соблюдении ряда условий, содержащихся в законе (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК), переходят бесхозяйная недвижимость, находки и безнадзорные животные.

Особыми основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество являются также переход в публичную собственность вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст.

238 ГК), изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239 ГК), а также выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Реквизиция, конфискация и национализация (ст.

240, 242, 243, 306 ГК) также относятся к особым основаниям возникновения права государственной собственности.

Законодательно закреплены такие основания прекращения права публичной собственности, как приватизация (ст. 217 ГК), при которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, передается в собственность граждан и юридических лиц.

Публично-правовые образования могут быть субъектами некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа).

Публично-правовые образования вправе становиться субъектами наследственных правоотношений. Они могут быть наследниками по завещанию, а также собственниками выморочного имущества (ст. 1151 ГК). Кроме того, государство может становиться собственником имущества, предоставленного наследодателю государством на льготных условиях (ст. 1184 ГК).

Участие публично-правовых образований в корпоративных отношениях.

Источник: https://helpiks.org/9-49500.html

Участие публичных образований в гражданских правоотношениях

Участие публично правовых образований в гражданском обороте

  В соответствии с аб.2 п.1 ст.2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

 В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Согласно ст.124 ГК РФ публичные образования выступают в гражданских отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона и особенностей этих субъектов.

правосубъектности государства и муниципальных образований раскрывается в ст.49 ГК РФ, в соответствии с которой, как и юридические лица, публичные образования могут иметь гражданские права, соответствующие целям их деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В настоящее время преобладает точка зрения о том, что гражданская правоспособность государства является специальной, указывая, что публичные образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Порядок участия публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, урегулирован ст.125 ГК РФ.

В силу п.1-2 ст.125 ГК РФ по общему правилу участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских отношениях осуществляется посредством действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в результате чего субъектами гражданских отношений становятся не эти органы государственной власти или органы местного самоуправления, а сами публичные образования.

В отличие от п.1, в п.3 ст.125 ГК РФ закреплено иное правило: в случаях и порядке, предусмотренных нормативно-правовыми актами публичных образований (федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ), по их специальному поручению, от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

   Это означает, что для участия в гражданских отношениях от имени публичных образований иных субъектов, помимо предусмотренных в п.1 ст.125 ГК РФ, должен быть соблюден ряд условий.

А именно – в нормативных актах должны быть закреплены случаи и порядок подобного выступления, должно иметь место специальное поручение, сделанное в отношении государственных органов, юридических и физических лиц.

Традиционно выделяется две формы публичных образований в гражданских отношениях: 1) непосредственная (публичные образования посредством действий своих органов вступают в гражданские отношения),

2) опосредованная (публичные образования наделяют специально созданные ими юридические лица – унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения – принадлежащим им имуществом на особых вещных правах – праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления).

Гражданские правоотношения, в которых участвуют публично-правовые образования :

– правоотношения собственности – РФ и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ(ст. 214).

Муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований( ст. 215).

Отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности – объекты публичной собственности должны использоваться по строго целевому назначению – для выполнения социальных функций.

– публично-правовые образования принимают участие в отношениях приватизации, а также в отношениях реквизиции, конфискации и.т.д. – обращению в публичную собственность имущества частных лиц( ст. 242, 243, 306 ГК РФ)

– публично-правовое образование могут стать субъектами наследственных правоотношений: в частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства – ст. 1151 ГК РФ

– РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обязательственных правоотношениях, как правило, вытекающих из договоров

 например, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд,Выступают заказчиками подрядных работ для гос. Нужд, научно- исследовательских работ и.т.д.

– Государственные и муниципальные образования участвуют во внедоговорных обязательствах

Например, по возмещению вреда, причиненного соответственно государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами( ст. 1069 ГК РФ).

    По общему правилу, закрепленному ст.

126 ГК РФ, публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=tRCHu3MI__A

По общему правилу Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом, а юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам (п.2-3 ст.126 ГК РФ).

Исключения, предусмотренные п.3 ст.126 ГК РФ, закреплены п. 6 ст. 113 ГК РФ- публичное образование – собственник имущества казенного предприятия – несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

Смежные права.

Права, смежные с авторскими (смежные права), — это исключительное право исполнителя на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Основное содержание смежных прав заключается в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись.

Авторские, и смежные прававытекают из результатов творческой деятельности: авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы и искусства;

 смежные – с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию.

Объектами смежных прав являются( ст. 1304 ГК РФ):

– исполнения артистов — исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения);

-фонограммы;

-сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания;

-базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

 – произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем его футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277—1279 ГК РФ).

   Так, согласно ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

– цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях

– использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью и.т.д.

К смежным правам относятся:

1) личные неимущественные права (в предусмотренных ГК РФ случаях).

2) исключительные права.

Исключительное право может отчуждаться субъектом смежного права двумя способами.

1.

Согласно договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

2.

В соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования объекта смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель (лицензиар) передает или обязуется передать другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Если же нарушается исключительное право на объект смежных прав, обладатель данного права наряду с использованием установленных способов защиты и мер ответственности (ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ) может требовать от нарушителя по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель( ст. 1311 ГК РФ).

Для обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, которое является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ.

например, наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения( п. 2 ст. 1302 ГК РФ).

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2758;

Источник: https://studopedia.net/7_13511_uchastie-publichnih-obrazovaniy-v-grazhdanskih-pravootnosheniyah.html

Случаи участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

Участие публично правовых образований в гражданском обороте

Материальную базу для самостоятельного участия публично-пра- вовых образований в гражданских правоотношениях составляет иму- щество, принадлежащее им на праве собственности.

Российская Фе- дерация, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях. При этом они не- зависимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношени- ях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обо- собленные субъекты.

Именно поэтому законом предусмотрен прин- цип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам: Российская Федерация не отвечает своей каз- ной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образо- ваний, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обя- зательствам другого субъекта (п. 4–6 ст. 126 ГК). Поэтому имевшие место попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, на- пример определять объекты и сроки приватизации либо безвозмезд- но перераспределять публичное имущество1, не могут быть признаны основанными на законе.

Публично-правовые образования располагают некоторыми особы- ми возможностями приобретенияимуществав собственность. Так, в слу- чае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государст- венную собственность (п. 2 ст. 233 ГК). Бесхозяйные недвижимости, а также находки и безнадзорные животные при определенных услови- ях по указанию закона переходят в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК). Основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество яв- ляются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недви- жимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239 ГК), а для государственной собственности – выкуп бесхозяйственно содер- жимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национа- лизация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК). Вместе с тем только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества (земельных участков, жилых помещений и других объектов недвижимости, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий) ча- стным лицам в порядке приватизации.

В качестве собственников публично-правовые образования вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или на праве собственности.

Создание унитарных предприятий – несобственников разрешено только пуб- лично-правовым образованиям.

Органы государственной и муници- пальной исполнительной власти от имени соответствующих публичных собственников выступают учредителями государственных и муници- пальных учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры, передавая им имущество на праве оперативного управления.

Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников – хозяйственные общества и товарищества – за счет своего имущества или также совместно с другими субъектами граждан- ского права.

Отчуждение имущества в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц означает его приватизацию (если только в устав- ный капитал не вносится лишь право пользования соответствующей ве- щью).

В частности, публично-правовые образования выступают в роли учредителей – акционеров приватизируемых государственных и муни- ципальных предприятий, преобразуемых в акционерные общества в по- рядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Как акционеры и участники других хозяйственных обществ и това- риществ публично-правовые образования через уполномоченных ими лиц становятся участниками гражданско-правовых корпоративных отношений.

Их представители участвуют в деятельности таких коммерче- ских организаций от имени публично-правовых образований и в со- ответствии с их указаниями как на общих собраниях, так и в испол- нительных органах. Более того, Российская Федерация и ее субъекты (т.е.

государственные образования) могут в ряде случаев установить специальное право («золотую акцию») в отношении открытого акцио- нерного общества с их участием.

В этом случае их представители в со- вете директоров общества получают право вето при принятии некото- рых решений общим собранием такого акционерного общества.

Государственные и муниципальные образования могут быть субъ- ектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений.

В сфере договорных связей распространены случаи их выступления в качестве государственных или му- ниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда для госу- дарственных или муниципальных нужд (государственных контрак- тах), где от их имени могут выступать как государственные органы, так и иные уполномоченные ими на это лица.
Публично-правовые образования выступают также в роли заемщи- ков или займодавцев в договорах займа или кредита через свои финан- совые органы (министерства или управления финансов и т.п.). Такие отношения могут оформляться выдачей публично-правовыми образо- ваниями бюджетных кредитов, а также выпуском облигаций или иных государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг (в том числе в «бездокументарной форме»), выполняющих функции облига- ций («казначейских векселей» или «казначейских обязательств», «золо- тых сертификатов» Минфина России и т.д.) (ст. 817 ГК)1. Федеральное государство может также предоставлять государственные финансовые и экспортные (бюджетные) кредиты иностранным государствам и юри- дическим лицам (п. 2 и 3 ст. 122 БК).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образова- ния вправе выдавать юридическим лицам, а также другим субъектам РФ и муниципальным образованиям государственные и муниципальные гарантии, по которым они принимают на себя ответственность за исполнение гражданско-правовых обязательств третьими лица- ми в отношении тех субъектов оборота, которым выданы гарантии (ст. 115–117 БК).

Для более эффективного использования находящегося в публичной собственности имущества государственные и муниципальные образова- ния могут обращаться к профессиональным управленческим компани- ям, банкам и другим коммерческим организациям или предпринимате- лям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (например, пакетами акций или других ценных бумаг, «финансовыми инвестициями» или «кредитными ресурсами», т.е. правами требования, и т.д.). Публично-правовые образования могут заключать договоры купли-продажи, залога, аренды принадлежащего им иму- щества, а в отношении денежных средств – заключать договоры бан- ковского счета с банками и другими кредитными организациями.

Государство является обязательным участником (стороной) в соглашениях о разделе продукции.

По таким соглашениям (договорам) предприниматели, включая иностранных инвесторов, получают право на поиск и добычу минерального сырья на находящихся в государст- венной собственности определенных участках недр, причем от имени Российской Федерации здесь выступает Правительство РФ1.

Федеральное государство является стороной внешнеторговых сделок, за- ключенных сохранившимися в некоторых странах российскими торговыми представительствами, и несет по ним имущественную ответственность.
С соблюдением указанных ранее условий публично-правовые образования могут быть участниками и других гражданско-правовых сделок, в том числе многосторонних (например, договоров о совместной дея- тельности) и односторонних. В частности, в силу правила п. 1 ст. 1063 ГК Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов (вза- имных пари) и других основанных на риске игр.

Публично-правовые образования являются также субъектами ответст- венности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам неза- конными действиями государственных органов, органов местного само- управления либо их должностных лиц (ст. 16, 1069 ГК). Иначе говоря, они могут выступать в качестве участников обязательствиз причинения вреда (деликтных).

Разновидностью (частным случаем) такой ответственности является ответственность за вред, причиненный вследствие издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соот- ветствующего закону или иному правовому акту, а также ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, пред- варительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК).

Имущественный вред, причиненный гражданам и юридическим лицам такого рода действиями публичной власти, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (Российской Федерации, ее субъекта, муниципаль- ного образования), т.е.

прежде всего за счет бюджетных (денежных) средств, а при их отсутствии – за счет иного составляющего казну имущества, кро- ме имущества, изъятого из оборота (п. 1 ст. 126 ГК).

Поэтому ответчиками по соответствующим искам по общему правилу выступают главные распо- рядители соответствующих бюджетных средств (п. 3 ст. 158 БК)2.

Государственным или муниципальным контрактом публично-пра- вовому образованию может быть предоставлено право на получение патента и исключительноеправо на изобретение, полезную модель, про- мышленный образец или селекционное достижение (ст. 1373 и 1432 ГК), исключительное право на произведение науки, литературы и ис- кусства, топологию интегральной микросхемы, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1298, 1464, ч. 2 ст. 1471 ГК), созданные при выполнении работ по такому контракту. Российской Федерации и ее субъектам мо- жет также принадлежать право на единую технологию, созданную за счет или с привлечением бюджетных средств (ст. 1546 ГК), и исклю- чительное право на результаты интеллектуальной деятельности в об- ласти геодезии и картографии (ст. 10 Закона о введении в действие части четвертой ГК).

Публично-правовые образования могут быть участниками наследственных отношений. Здесь они могут выступать в качестве наследни- ков по завещанию.

Выморочное имущество (не имеющее наследников) переходит в собственность Российской Федерации в порядке насле- дования по закону (п. 2 ст. 1151 ГК).

Функции наследника вымороч- ного имущества от имени РФ осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Источник: https://pravobez.ru/articles/sluchai-uchastiya-publichno-pravovyh-obrazovaniy-v-grazhdanskih-pravootnosheniyah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.