Функции муниципального жилищного контроля

Содержание

Особенности осуществления муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля

Федеральным законом от 25.06.

2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) о наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля.

При реализации своих полномочий органы местного самоуправления столкнулись с определенными трудностями, связанными с несовершенством законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Так, например, до сих пор нет четкости в определении предмета муниципального жилищного контроля.

Исходя из определения муниципального жилищного контроля, данного в ЖК РФ, его предметом является проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, представляющего собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (п.3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

Однако это никак не согласуется с нормой пункта 1.1 статьи 165 ЖК РФ, предоставившей право органу местного самоуправления, независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда, проводить проверку деятельности управляющей организации на основании обращений о невыполнении ею условий договора управления многоквартирным домом.

Согласно ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Законом Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1047 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Красноярского края с органами муниципального жилищного контроля» (далее – Закон края) определен порядок осуществления муниципального жилищного контроля.

Однако в части 1 статьи 4 Закона края к полномочиям органов муниципального жилищного контроля необоснованно отнесены проверки соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг нанимателям (пользователям) помещений муниципального жилищного фонда.

Данное положение противоречит федеральному законодательству и в первую очередь Жилищному кодексу Российской Федерации, который не делает исключений для муниципального жилищного фонда в части контроля за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.

2011 № 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищное законодательство не содержит нормы, предоставляющей органам муниципального жилищного контроля полномочий по контролю за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

Другой серьезной проблемой, возникающей при осуществлении муниципального жилищного контроля, является недостаточность либо отсутствие административных рычагов воздействия в отношении лиц, допустивших нарушение обязательных требований, установленных законодательством.

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Вместе с тем на основании статьи 28.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены только должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ст.23.55 КоАП РФ).

Практика, пусть еще небольшая, осуществления муниципального жилищного контроля подтверждает необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по отдельным категориям дел, связанным с содержанием и обслуживанием муниципального жилищного фонда.

Статья 5 Закона края, обязывает органы муниципального жилищного контроля направлять в случае выявления признаков административных правонарушений материалы в орган государственного жилищного надзора края для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения, что оказалось на практике не осуществимым.

Судебная практика по оспариванию дел об административных правонарушениях и признании недействительными предписаний, выданных по результатам проверок при осуществлении государственного жилищного надзора, не позволяет привлечь виновных в нарушении обязательных требований к административной ответственности, выявленных при проверках в рамках муниципального жилищного контроля.

Резюмируя сказанное можно сделать вывод, что для повышения эффективности муниципального жилищного контроля, обеспечения пресечения и недопущения нарушений обязательных требований, обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов как собственников жилых помещений, так и субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления жилищным фондом, необходимо не только привести в соответствие жилищное законодательство, но и наделить должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный надзор, полномочиями по возбуждению административного производства.

Источник: https://www.krasnadzor.ru/pravovoe-obespechenie/pravovoe-konsultirovanie/36-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/152-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Функции муниципального жилищного контроля
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищный фонд » Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 ЖК.

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения.

Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ.

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете.

Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства.

Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации.

Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц – субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/gosudarstvennyj-zhilishhnyj-nadzor-municipalnyj-zhilishhnyj-kontrol-i-obshhestvennyj-zhilishhnyj-kontrol.html

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили – рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.

В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.

20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.

20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.

20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/6214-funkcii-i-kompetenciya-municipalnogo-zhilischnogo-kontrolya

Муниципальный жилищный контроль в 2020 году

Функции муниципального жилищного контроля

Государству необходимо контролировать работу тех, кто работает в коммунальной сфере. Этим занимается местная власть, которой предоставлены соответствующие возможности.

Чтобы понимать, как осуществляется муниципальный жилищный контроль, нужно знать, как он устроен и какие обязанности на него возложены.

Как организован

МЖК — это те органы местной администрации, которые занимаются контролем УК. Им даётся в право делать очередные ежегодные и внеочередные проверки тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере жилищного хозяйства, на предмет выполнения ими требований соответствующих нормативных актов.

ВНИМАНИЕ! Также проверки могут делать для того, чтобы убедиться в соблюдении лицензионных условий тех субъектов, которые выполняют управление многоквартирными домами в соответствии с разрешениями полученными на основании пункта 1.1 статьи 20 Жилищного Кодекса.

Полномочия основаны на законе № 131-ФЗ от 6 окт. 2003 г. Этот нормативный акт регламентирует работу местного самоуправления в России. Работа муниципального жилищного контроля основана на поправках в этот нормативный акт, которые вступили в силу с начала 2013 г.

Организационно такие подразделения создаются в отделах ЖКХ или в виде самостоятельных отделов органов местной администрации.

Юридические основания деятельности

Работа контроля основана на следующих нормативных актах:

  • Конституция.
  • Нормы, в соответствии с которыми должна происходить техническая эксплуатация жилого фонда. Они были установлены Постановлением Госстроя РФ от 27 сен. 2003 г под № 170.
  • Жилищный Кодекс.
  • КоАП
  • Правила содержания и использования домового имущества.
  • Закон об общих принципах, в соответствии с которыми должно работать местное самоуправление (№ 131-ФЗ, 6 окт. 2003 г).
  • Закон, регламентирующий то, как должны защищаться права юридических и физических лиц при проведении государственного контроля (№ 294-ФЗ, 26 дек. 2008 г).
  • Закон о порядке обращений граждан в государственные или муниципальные органы (№ 59-ФЗ, 26 мая 2006 г).
  • Правила, регламентирующие оказание коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства № 354 от 06 мая 2006 г.
  • Постановление Правительства № 25 от 21 янв. 2006 г, содержащее правила использования жилой недвижимости.
  • Постановление Правительства № 489 от 30 июня 2009 г. В нём рассматривается то, как должно проходить планирование предстоящих мероприятий государственными и местными органами власти при проведении проверок фирм и индивидуальных предпринимателей.

Это основные документы, регламентирующие работу тех проверяющих, кто осуществляет жилищный контроль на муниципальном уровне.

Права, предоставленные МЖК

Обычно в функции этих органов контроля входят регулярные ежегодные проверки, а также внеплановые, которые могут инициироваться гражданами, организациями, а также по распоряжению руководства.

Для того, чтобы контролировать исполнение требований нормативных актов, органы контроля занимаются следующими видами деятельности:

  1. Проверяется правомерность использования жилого фонда, общего имущества, придомовой территории в соответствии с требованиями законодательства.
  2. Выполнение положений нормативных актов при проведении выбора способа управления многоквартирными домами.
  3. Проверка наличия нарушений при заключении соглашений об оказании различных коммунальных услуг между владельцами жилой недвижимости и сторонними фирмами. Нужно учитывать, что такое оформление таких документов, как указано в части 1 статьи 164 Жилищного Кодекса, должно происходить только в тех случаях, когда имеется соответствующее решение общего собрания жильцов.
  4. Иногда проверки могут проводиться по причине обнаружения фактов нарушений третьими лицами. Эти мероприятия могут быть инициированы индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, другими государственными или муниципальными органами в городе или в сельском поселении.
  5. Инспекторами рассматриваются возможные нарушения, которые сделаны наймодателями жилой недвижимости в квартирах, полученных жильцами в качестве социального жилья.
  6. Изучается выполнение правил, в соответствии с которыми происходит содержание общего имущества в домах, проведения ремонтных работ в его отношении в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
  7. В полномочия надзора контроль того, насколько подготовлен жилой фонд и общее имущество к предстоящему сезону.
  8. Органы контроля проверяют стоимость коммунальных услуг в муниципальном районе, отражённую в квитанциях для оплаты жильцами. При этом контролируется, не выходят ли эти суммы за рамки максимальных и минимальных границ, установленных законодательством.
  9. Контролируется соблюдение законности при выборе управляющей компании жильцами многоквартирного дома.
  10. Имеют право проверять частное жильё при условии, что для этого получено разрешение его владельцев.
  11. При наличии нарушения условий, предусмотренных выданной лицензией МЖК составляет протокол, в котором они документально фиксируются.
  12. Проводится проверка состояния газового оборудования, контроль условий его содержания и проведения ремонтных работ.
  13. Могут происходить внеплановые проверки того, как управляющая компания выполняет свои обязанности в отношении граждан. Они могут быть инициированы владельцами жилой недвижимости в многоквартирном доме или органами управления, выбранными ими.

Если это необходимо, МЖК имеет право обращаться в другие контролирующие органы для проведения совместных проверок.

ВНИМАНИЕ! Когда в результате проверки были выявлены нарушения, органы контроля инициируют собрание жильцов, на котором обсуждается произошедшее и принимаются необходимые меры.

После того, как проверка была проведена отделом муниципального контроля, чем занимается УК будут уведомлены соответствующие ведомственные структуры для исполнения необходимых действий.

Как обратиться в органы контроля

Если жильцы считают, что управляющая компания допускает нарушения, они имеют право обратиться в орган, контролирующий ЖКХ, для того, чтобы факты были проверены и соответствующие меры осуществлены. Чтобы уведомить о нарушении закона, можно сделать следующее:

  • Посетить офис, в котором органы жилищного контроля осуществляют приём граждан. При этом можно проконсультироваться относительно своих дальнейших действий или вручить жалобу для рассмотрения и принятия мер.
  • Возможно выполнить обращение, посетив официальный сайт МЖК.
  • Такая услуга предоставляется на сайте Госуслуги.
  • Можно отправить жалобу в виде заказного письма. При этом нужно, чтобы оно было с уведомлением и описью содержимого. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать факт подачи жалобы.
  • Допускается вручить такой документ, воспользовавшись услугами курьера.

После получения документа в течение 20 дней его принимается решение о том, необходимо ли делать проверку. В результате может быть принято одно из следующих решений:

  1. организовать внеплановую проверку;
  2. переадресовать обращение при условии, что его рассмотрение входит в компетенцию других государственных органов;
  3. отказать подателю заявления при наличии соответствующих причин для этого.

Для выполнения своей работы МЖК не обязаны уведомлять государственные органы или получать разрешение прокуратуры.

ВАЖНО! В том случае, если гражданин обращался в органы жилищного контроля, но получил отказ, он может подать жалобу в Жил.надзор или прокуратуру, а также обратиться с исковым заявлением в суд.

Если это необходимо, органы жилищного контроля могут вмешаться в отношения между жильцами и их УК. Например, их полномочия по контролю за управляющими компаниями включают в себя следующее:

  • В том случае, если точно установлено, что УК нарушает права и интересы граждан, то муниципальный жилищный контроль может предпринять действия для их защиты.
  • При наличии достаточных оснований МЖК может отменить решение, принятое на общем собрании. Обычно это происходит при обнаружении соответствующих нарушений во время проверки.
  • Иногда может быть так, что УК была выбрана с нарушениями. В этом случае органы контроля имеют право сделать недействительным договор между ней и жильцами.

Перед МЖК стоят не только задачи проверки соблюдения норм в сельских или в городских поселениях, предусмотренных законодательством, но и предупреждать нарушения, которые могут произойти в дальнейшем.

Что обычно проверяют

Вот какая деятельность понимается под муниципальным жилищным контролем при проведении проверок:

  1. Изучать, как происходит использование домового имущества и придомовой территории. Проверять соблюдение норм законности и рациональность распоряжения ресурсами.
  2. Рассматривается то, как предоставляются коммунальные услуги жильцам и оценивается их качество.
  3. Проверяется, какие меры приняты для подготовки к отопительному сезону.
  4. Управляющая компания обязана предоставить проверяющим учредительные документы. МЖК проверяет их соответствие требованиям законодательства.
  5. Рассматривается ведение работ по обслуживанию жилищного фонда. Проверяется качество выполнение и соблюдение сроков.
  6. Контролируется подготовка к летнему сезону.
  7. Проверяют санитарное состояние жилого фонда и выполнение работ, обязательных для его поддержания.
  8. Проводится контроль состояния газового оборудования. Проверяют выполнение работ для поддержания его состояния, соблюдение правил безопасности при эксплуатации.
  9. У управляющей компании проверяют, имеется ли лицензия на осуществление деятельности и контролируют выполнение её условий.

Здесь перечислены основные направления проверок, но при необходимости этот перечень может быть дополнен. Муниципальный жилищный контроль проверяет законность и эффективность деятельности управляющих компаний. При необходимости он предпринимает действия для исправления ситуации.

Источник: https://zakon-prava.com/zhkh/munitsipalnyy-zhilischnyy-kontrol

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.