Формы собственности земли в рф

5.2. Виды и формы земельной собственности: В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в

Формы собственности земли в рф
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), т.е. через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности.

Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов РФ: 21 республики в составе Российской Федерации, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов.

Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.

Следует отметить, что к отношениям, связанным использованием земли, возможно применение норм гражданского и другого законодательства. Существенное отличие гражданских отношений от земельных объясняется тем, что не всякие земли могут продаваться как обычный предмет товарного оборота.

Например, запрещается продажа в частную собственность земельных участков, выполняющих природоохранные функции, земель общего пользования, которые могут находиться только в федеральной собственности.

Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, находящихся у одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может быть изменено только по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особенно это применимо, когда объектом сделок являются земли сельскохозяйственного назначения.

Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц.

Тем более отсутствует абсолютизация собственности на землю, поскольку она, даже будучи в собственности тех или иных лиц, остается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В сложившейся на современном этапе системе отношений собственности можно выделить стабильные и переходные элементы.

На-пример, положение о равноправии всех форм собственности и их мно-гообразии представляет собой постоянный элемент земельно-правовой политики государства; приоритетное же положение приватизации зе-мельной собственности — это преходящий элемент, направленный на устранение деформации земельного строя, которая была вызвана не оп-равдавшей себя на практике монополией исключительной государственной собственности на землю.

С устранением деформации в земельных отношениях принципы приоритета приватизации выполнят свою миссию, и им на смену придет новый принцип — пресечение возникновения земельных монополистов. Уже с 1991 г. в России действует закон по пресечению моно-

полизма на товарных рынках .

Рассмотрим отдельно формы собственности на землю.

1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ).

В соответствии с новым ЗК РФ (п. 2 ст. 5) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия осуществлять

приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся в пользовании.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации государственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Так, например, 2 октября 2000 г. в Москве состоялся в качестве эксперимента первый земельный аукцион.

Впервые в столице в частную собственность был продан земельный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. в руб-левом эквиваленте.

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. К сожалению, в настоящее время это право в ряде субъектов РФ отсутствует.

Но поскольку в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, это право должно распространяться на всех граждан, проживающих на ее территории, ибо право собственности граждан на землю является одной из основ правового статуса личности в Российской Федерации и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, в которой не содержится положений, запрещающих на территории субъектов РФ право частной граждан на землю.

В соответствии с земельным законодательством РФ граждане вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ).

Земельные участки из государственных и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.

12 декабря 1990 г. РСФСР приняла Декларацию о своем суверенитете, и с этого момента началась разработка и подготовка соб-ственного законодательства о земле и аграрной реформе. Следует отметить, что российское земельное законодательство на первом этапе развития реформ представлено в основном указами Президента РФ.

Был принят Закон РСФСР «О земельной реформе», который установил два этапа осуществления земельной реформы территории России: первый — закрепление земель в федеральную собственность, собственность республик, входящих в состав Российской Федерации, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цен на землю, инвентаризация земель; второй — осуществление передачи и оформление земельных участков в собственность, владение, пользование физическим и юридическим лицам. В этом впервые было закреплено право частной собственности на землю. Одним из видов пользования указывалась аренда земель. Провозглашались самостоятельность и независимость собственников, землевладельцев и арендаторов. Наибольшее внимание уделялось порядку наделения граждан землей для создания фермерских хозяйств. У хозяйств изъяли-земли для создания в каждом районе фонда земли наделения ских

Важное значение для осуществления аграрной реформы имели Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от а

также Закон РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села».

В настоящее время Россия находится на пути реформ. Все они направлены на то, чтобы вывести страну на достойный уровень развития. Важную роль среди множества этих реформ играет земельная реформа, начатая в 1991 г.

Она была ориентирована прежде всего на создание условий для развития многоукладности в экономике, справедливое и обоснованное перераспределение земель, переход к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, экологизацию и землепользования.

Однако отсутствие четко продуманного механизма изменения всей сложившейся на протяжении десятилетий системы земельных отношений в России привело к многочисленным правонарушениям и злоупотреблениям со стороны должностных лиц, органов власти и управления, что дискредитировало саму идею государства о справедливом и обоснованном перераспределении земель, переходе к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами.

За период с 1990 по 1993 г. была заложена правовая и организационная основы для проведения земельной реформы, было принято огромное количество актов, регулирующих земельные отношения. Однако, несмотря на принятый пакет документов по земельной реформе, ее реализация проходила на первом этапе (1991—1992) с больши-ми сбоями по ряду объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести во многом декларативный характер некоторых законов, указов и нормативных актов по земельной реформе, не подкрепленных социально-экономическими возможностями для ее проведения, отсутствие общенациональной концепции, опирающейся на реальные расчеты, механизм ответственности и контроля, рассогласованность всех структур власти и исполнительных органов сверху донизу, несовершенная правовая база, регулирующая земельные отношения, и полная бесконтрольность за процессом приватизации земли, а также отсутствие единообразного толкования законодательства, что на таком важном вопросе, как компетенция местных органов власти по распоряжению земельными участками. Именно присутствие всех этих фактов при Осуществлении земельной реформы и привело к некоторым сбоям в процессе ее проведения.

Среди субъективных причин можно назвать несвоевременное (с опозданием почти на год) принятие программ осуществления земельной реформы в регионах Российской Федерации; значительное ежегодное сокращение ассигнований, выделяемых правительством на проведение реформы; отсутствие льготной кредитной политики по краткосрочным ссудам; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др.

Правонарушениям способствует и то обстоятельство, что сделки, совершаемые с землей, регулируются не только земельным, но и гражданским, лесным, природоохранным, водным и другими видами дательства, который не всегда учитываются при выделении земельных участков, а главы администрации не согласовывают свои решения со специальными службами соответствующих ведомств.

Еще в самом начале земельной реформы быш введен принцип платности использования земли (ст. 12 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ЗК РФ (см. гл. 18)). Закон РСФСР «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. Порядок и условия внесения арендной платы арендатором регулируется ч. 2 ст. 614 ГК РФ.

25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.

Одной из важнейших общеэкономических реформ стала приватизация участков.

Законодательством были предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и му-ниципальных предприятий.

Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» оп-ределил цели, для которых земельные участки быть переданы в частную собственность, а также отменил мораторий на продажу земельных участков.

Источник: https://knigi.news/zemelnoe/vidyi-formyi-zemelnoy-33342.html

Формы собственности на землю государственная, муниципальная, частная

Формы собственности земли в рф

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, к государственной собственности относят ЗУ, которые не находятся во владении у физических и юридических лиц, а также у органов МСУ (муниципалитетов).

Данная форма собственности подразделяется ещё на два вида, так как в России применяется федеративный способ территориальной организации, который предполагает наличие республик, краёв, областей – субъектов.

Итак, для этой формы предусмотрено два подвида, к ним относится имущество:

  1. Федеральное;
  2. Субъектное (регионов РФ).

В соответствии со статьёй 17 ЗК РФ к федеральной собственности относят ЗУ, которые:

  • перешли к ней во владение согласно федеральным законам;
  • право владения появилось с момента разграничения земель;
  • были приобретены государством в результате сделки, согласно гражданских норм законодательства.

В соответствии со статьёй 18 ЗК РФ, к имуществу субъектов РФ относят:

  • признанные федеральным законом;
  • приобретены в результате сделки согласно нормам, прописанным в гражданском законодательстве;
  • безвозмездно преданные территории из федерального ведения к субъектам РФ;
  • любой участок в городах федерального значения, от которого отказался владелец, не перешедший во владение муниципалитета.

Управление федеральными владениями и владениями субъектов РФ занимаются государственные органы РФ и субъекты РФ в соответствии со ст. 71 КРФ.

2019 zakon-dostupno.ru

Право на пожизненное владение землёй

Право пожизненного владения земельным участком – это пользование и владение земельным участком. Имеет отличие с собственностью: вы не сможете распоряжаться участком. Но руководствуясь у вас есть возможность передавать его по наследству.

Это владение землёй подразумевает следующие положения:

  1. Это разрешено исключительно физическим лицам, а для различных фирм и предприятий недоступно.
  2. До конца жизни владеть можно муниципальной, а также государственной землей.
  3. Владелец земли может возводить сооружения.
  4. В реестре необходимо оформить право пожизненного владения участка.

Право пожизненного владения землей можно прекратить решением властей и по собственному желанию.

По прекращение пожизненного владения принудительно:

  • нарушение правил использования участка;
  • при нужде государства.

По желанию:

  • выкуп земельного участка;
  • гражданин отказывается от участка.

Теперь вы ознакомлены с правом на владение землёй в полной мере. Данные знания помогут вам избежать каких-либо непонятных ситуаций и проблем при столкновении с данным вопросом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте,

Юридические виды

С юридической точки зрения право собственности регулируется гражданским законодательством. Именно оно выделяет такие виды собственности как:

  • Общую (долевую и совместную);
  • Собственность, определяемую по одному субъекту (делится на государственную, муниципальную и частную).

Читайте так же:  Как разделить квартиру в ипотеке при разводе

Долевая и совместная

Общая собственность с юридической точки зрения представляет собой такую форму владения и распоряжения тем или иным видом имущества, в том числе, и земельными участками, которая была приобретена совместно несколькими физическими или юридическими лицами. Если сравнивать этот вид собственности с экономическим делением, то он схож с коллективной собственностью по праву ее приобретения.

Однако, если говорить о существующих в рамках этого вида формах управления имуществом, следует отметить, что долевая и совместная формы управляются по-разному.

Совместная собственность предполагает, что все принимаемые решения относительно оборота имеющегося имущества должны приниматься совместно всеми собственниками, так как разделения на отдельные доли в этом случае не предусмотрено.

Например, при заключении договора купли-продажи определенного участка земли было сформулировано правило только совместного использования конкретного участка без выделения самостоятельных долей (наиболее ярким примером станет приобретение земли несколькими семьями для организации крестьянского или фермерского хозяйства).

Долевая собственность подразумевает выделение в едином объекте недвижимости долей для управления и эксплуатации участка.

При этом, в отношении такого объекта могут быть установлены разные режимы эксплуатации (с выделением в натуральный вид обозначенных долей или без такового, но с получением пропроционально существующим долям результатов эксплуатации).

Например, в случае передачи по наследству того или иного земельного участка нескольким наследникам на участок может быть оформлена долевая собственность. Заключаемое соглашение о режиме использования участка будет обозначать тот вид долевой собственности, который установлен в отношении конкретного участка.

Документы, подтверждающие право владения землей

Чтобы совершать различные сделки с землей, нужно иметь подтверждающие документы. Документы на право владения землёй это: договора купли-продажи, ренты, мены либо дарения, либо, документы, подтверждающие наследство, акт гос. органов, свидетельства о собственности на участок.

В процессе оформления договора владелец обязан иметь документы, которые подтверждают право владения земельным участком, копии этих бумаг прилагаются к договору и являют собой основу договора.

Список необходимых бумаг содержится в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав». Так как закон был принят в 1997 году, сейчас этот список неполный. Каждая бумага должна быть составлена согласно действующему законодательству и иметь полную информацию.

Перечень документов на право владения землёй:

  1. свидетельствующий документ о право пожизненного наследуемого владения участком – для собственника.
  2. Свидетельство, подтверждающее право бессрочного обладания земли – для арендаторов.

ВАЖНО! Данные документы действуют исключительно с сопутствующими документами, это и договор, свидетельство о наследстве, постановление о выделении земли. .

Еще по теме 16 Формы земельной собственности, их характеристика

  1. 61. собственность и право собственности: соотношениепонятий. и пределы осуществления права собственности. Правоотношение собственности формы собственности по российскому законодательству.
  2. Сельское хозяйство, ремесло, торговля, ростовщичество по Законам Хаммурапи; формы земельной собственности.
  3. 5.2. права собственности на земельный участок.

    Правомочия собственника земельного участка

  4. 78. Зарубежный правовой опыт регулирования сделок с земельными участками и конституционная теория социальных функций земельной собственности.
  5. 20. Порядок выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
  6. 20.

    Порядок выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

  7. 7 Развитие противоречий национализации земли. Демонополизация собственности на землю. Перестройка земельных отношений в СССР (1989-1991). Земельные преобразования в России.

  8. Вопрос 14: Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
  9. 14: Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
  10. собственности, ее роль. Объекты и субъекты собственности. Формы собственности.
  11. 62. Право частной собственности гражданина. Особенности правового режима собственности на земельные участки и жилые дома (квартиры).
  12. 4. Собственность. Исторические виды собственности. Современные формы собственности
  13. 5.1. Понятие права собственности на земельный участок. Объект права собственности на землю


Авторское право —

Аграрное право —

Адвокатура —

Административное право —

Административный процесс —

Арбитражный процесс —

Банковское право —

Вещное право РФ —

Гендерные правоотношения —

Гражданский процесс —

Гражданское право —

Договорное право РФ —

Жилищное право —

Земельное право —

Избирательное право —

Инвестиционное право —

Информационное право —

Исполнительное производство —

Исторя государства и права —

Коммерческое право —

Конкурсное право —

Конституционное право России —

Корпоративное право —

Медицинское право —

Муниципальное право —

Налоговое право —

Нотариат России —

Образовательное право —

Права человека в России —

Право социального обеспечения —

Правовая статистика —

Правоведение России —

Правовое обеспечение деятельности юриста —

Правоохранительные органы РФ —

Предпринимательское право —

Прокурорский надзор —

Семейное право —

Страховое право —

Судебные и правоохранительные органы —

Таможенное право —

Читайте так же:  Оперативное управление имуществом

Теория государства и права —

Транспортное право —

Трудовое право —

Уголовно-исполнительное право России —

Уголовное право —

Уголовный процесс —

Финансовое право —

Хозяйственное право —

Экологическое право —

Ювенальное право —


Аудит —

Банковское дело —

Бухгалтерский учет —

География —

Журанлистика —

История —

Маркетинг —

Математика —

Медицина —

Менеджмент —

Общеобразовательные дисциплины —

Педагогика —

Политология —

Право зарубежных стран —

Право Р. Беларусь —

Право России —

Право України —

Психология —

Реклама, PR —

Технические науки —

Физика —

Философия —

Финансы —

Экономика —

Юриспруденция —

Классификация и виды земельных участков

Виды земельных участков, включенные в данную группу, предназначены для развития и застройки городов и сел. Территории поселений разделены на зоны. Их границы утверждаются или изменяются органами местной власти.

Населенные пункты включают в себя земли инженерных, общественных, жилых и прочих инфраструктур. Надел может относиться только к одной зоне. Территории общего использования, которые отводятся для площадей, улиц, дорог, водоемов, скверов и пр., не могут быть приватизированы.

При этом они могут относиться к различным зонам. Границы городов и прочих населенных пунктов отделяют их от прочих участков.

Субъект федеральной собственности – Российская Федерация. Права от ее имени реализуются посредством полномочий, делегированных государственным органам в соответствии с их статусом.

К объектам федеральной собственности причислены земли:

  • входящие в совокупность лесных угодий (лесной фонд) и/или образующие водный фонд страны,
  • являющиеся особо охраняемыми (на федеральном уровне) природными территориями,
  • приобретенные государством в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера,
  • занятые принадлежащими РФ водными объектами,
  • безопасности и оборонного значения,
  • не переданные в частное пользование земельные участки, не прошедшие процедуру разграничения собственности РФ на землю.

Субъект региональной собственности – конкретный регион РФ. Все права в этом случае реализуют уполномоченные органы гос. власти.

Объекты земельного права, принадлежащие субъектам РФ на праве собственности (признанные согласно федеральному законодательству, полученные в ходе разграничения, а также приобретенные в соответствии с ГК РФ) :

  • участки с расположенным на них имуществом, принадлежащим субъекту РФ, не предоставленные частным лицам в собственность,
  • особо охраняемые на уровне субъекта РФ территории, собственник которых – регион РФ,
  • земли лесного/водного фондов, занятые водными объектами, принадлежащими регионам РФ,
  • земли, входящие в фонд перераспределения,
  • земли, на которых размещено имущество, принадлежащее РФ до момента перехода права собственности.

Источник: https://landeri.ru/formy-sobstvennosti-na-zemlu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.