Формы собственности на землю и землепользование

2. Формы собственности на землю и землепользование

Формы собственности на землю и землепользование

  1. Аграрные отношения и земельная рента.

Аграрныеотношения– это отношения между людьми в особойсфере деятельности, т.е. в процессесельскохозяйственного производства,основу которых составляют отношениясобственности на землю.

Рентакак специфическая форма дохода отпользования землей возникает наравнес появлением прибавочного продуктатруда в с/х.

До тех пор пока собственникземли является единственным работникомна ней, рента не выделяется в особый виддохода.

Появление ренты обусловленоразделением права собственности наземлю: право владения и распоряженияостается за собственником, а правопользования переходит к другому лицу.

Типыренты при крепостной зависимости:

  1. Отработочная рента («барщина»). Крепостной некоторое время в неделю работает на земле барина, а остальное время – на выделенном ему наделе. Прибавочный труд (на чужом участке) отделен от необходимого труда (на выделенном участке) во времени и пространстве.

  2. Продуктовая рента («оброк»). Замена отработочной ренты рентой продуктами в натуральной форме, которая определяется многочисленными договорами.

  3. Денежная рента («денежный оброк»). Становится возможной благодаря развитию товарно-денежных отношений. Это аренда, если не учитывать принудительного прикрепления крестьянина к земле, а также полного отсутствия экономической альтернативы у арендатора.

Видыренты:

  • Дифференциальная рента 1-го рода – разница между стоимостью продукции на худших землях и на лучших землях при нормальных затратах.
  • Дифференциальная рента 2-го рода – связана с дополнительными капитальными вложениями в с/х.
  • Абсолютная рента – источник платы за землю независимо от ее природных свойств.
  • Монопольная рента – характерна для тех земельных участков, которые позволяют получать уникальную по своим качествам продукцию.
  • Рента за строительные участки и рента с рудников – несельскохозяйственное использование земли.

Преждечем обратиться к исследованию земельнойрен­ты как факторного дохода, важноопределить некоторые категории, безкоторых анализ этого вида доходов былзатруднителен, а именно:землевладениеи землепользова­ние.Эти понятия необходимо четко отличатьодно от другого.

Землевладениеозначает признание права данного(фи­зического или юридического) лицана определенный уча­сток земли наисторически сложившихся основаниях.Ча­ще всего под землевладениемподразумеваетсясобствен­ностьна землю,т.

е. отношения между людьми по поводувладения, пользования и распоряженияземлей. Землевладение осуществляют(реализуют) собственники земли. Формысобственности на землю классические:частная, общественная (государственная)и коллективная.

Землепользование—это пользование землей в установ­ленномобычаем или законом порядке. Пользовательземли не обязательно является еесобственником.

Вреальной хозяйственной жизни субъектовземлевладе­ния и землепользованиянередко олицетворяют разные физические(или юридические) лица.

Земляпредставляет собой основное средствопроизводства для ведения сельскогохозяйства, уникальное по своей природе:

  • земля – неотъемлемая часть любого процесса производства (за исключением космического пространства);
  • земля – невоспроизводимое средство производства, т.к. не создавалось человеком;
  • земля – редкое средство производства, что делает ее экономическим благом в глазах общества.

Вэтой связи отношения собственности наземлю, также как прочие отношениясобственности, обусловливают экономическийстатус, характер и уровень доходов,возможности потребления, социальноеположение членов общества по отношениюдруг к другу.

3.Теории земельной ренты

Первоначальноэкономическая теория занялась выяснениемдоходов, получаемых землевладельцами.

Физиократы(Ф. Кене, А.Р.Ж. Тюрго):производительный труд только в сельскомхозяйстве, таким образом рента создаётсятолько сельскохозяйственным трудом.Земельная рента имеет двойственнуюприроду: 1) это продукт земли; 2) этопорождение труда наёмногосельскохозяйственного рабочего.

Д.Рикардо иА.Смитт такжесклонялись к дуализму земельной ренты,но больший упор делали на трудовуютеорию. Рикардо разработал теориюдифференциальной ренты.

Стоимостьсельскохозяйственной продукцииопределяется затратами труда на землю(худшие). Арендаторы получают среднююприбыль на вложенный капитал на худшихземлях. Никакой ренты тут нет.

А арендаторысредних и лучших земель получают болеевысокий доход, который и называетсярентой, т.е. это доход, превышающийсреднюю прибыль.

К.Маркс предполагал,что все земельные участки можно разделитьна три категории.

При равной площадикаждого из участков рыночная цена всейсельскохозяйственной продукцииопределяется затратами труда на худшихучастках.

Это означает, что единицапродукции на лучших землях будетобходиться производителю дешевле, апродаваться по цене, учитывающей большиеиздержки. Эта разница обуславливаетдифференциальную ренту 1-го рода.

Дифференциальнаярента 2-го рода формируется в результатеболее эффективных добавочных вложенийкапитала.

Марксдополнил теорию дифференциальнойземельной ренты понятием абсолютнойренты, которая взимается собственникамивсех участков. Он связывал абсолютнуюренту с монополией частной собственностина землю. Источник абсолютной ренты –это прибавочный труд сельскохозяйственныхрабочих.

Выводмарксистской теории – абсолютная рентаесть налог землевладельцев на всёобщество в целом.

Источник: https://studfile.net/preview/351586/

Формы собственности на землю и арендные отношения в землепользовании

Формы собственности на землю и землепользование

Анализ основных целей использования земельного участка является первым этапом анализа эффективности налогообложения землепользования. На основании собираемой информации должны определяться основные цели использования участка и делаться оценка достижения этих целей.

В соответствии с Земельным кодексом РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1977 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с вышеуказанным Законом.

В отношении земельных участков могут быть оформлены следующие права:

— собственности;

— постоянного (бессрочного) пользования;

— пожизненного наследуемого владения;

— ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

— аренды;

— безвозмездного срочного пользования.

Земельные участки могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. При этом государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

К государственной собственности относятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований.

Особое внимание следует обратить на то, что в настоящее время более 90% земель Российской Федерации находится в государственной неразграниченной собственности и в ближайшие годы по ним будет проводиться процедура разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В процессе такого разграничения земельные участки из государственной неразграниченной собственности будут переходить в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Данный момент имеет очень важное значение в связи с тем, что при изменении формы собственности полномочия по управлению и распоряжению земельными участками переходят от одних уполномоченных государственных и муниципальных органов к другим.

После принятия нового Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Все иные юридические лица, за которыми на данном праве закреплены земельные участки, в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2006 г. были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (т. е.

обязаны оформить аренду или выкупить земельный участок).

Федеральным законом от 29.11.2004 г.

№ 141 -ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Налоговый кодекс РФ были введены новый раздел X «Местные налоги» и новая глава 31 «Земельный налог», согласно которой земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Переход на новую систему налогообложения земли предоставил право органам местного самоуправления самостоятельно регулировать налоговую нагрузку и уровень доходов от использования земельных участков, повысил их финансовую самостоятельность и ответственность.

Давно назревшее реформирование устаревшего порядка установления и взимания земельного налога, устранение недостатков, обусловленных применением Закона РФ «О плате за землю», создали условия для формирования в Российской Федерации стройной, логичной системы платного землепользования, позволяющей оптимизировать уровень земельных платежей, стимулировать землепользователей к эффективному использованию земельных ресурсов. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Для определения кадастровой стоимости земли территория РФ подлежит кадастровому делению. Это значит, что российская территория делится на кадастровые области, кадастровые области — на кадастровые районы, кадастровые районы — на кадастровые кварталы, кадастровые кварталы — на отдельные земельные участки.

Каждому земельному участку присваивается кадастровый номер. Он включает в себя номер кадастровой области, кадастрового района, кадастрового квартала, на территории которых находится этот участок, а также номер земельного участка в земельном квартале (Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 660).

Все данные об участках земли систематизируются в едином документе — Государственном земельном кадастре. Его ведет Федеральная служба земельного кадастра РФ.

В кадастре содержатся сведения о кадастровом номере земельного участка, его местоположении и площади, категории земель, наличии объектов недвижимости, прочно связанных с землей, экономические характеристики, а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Она определяется ежегодно по состоянию на 1 января текущего налогового периода.

Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом несколько обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя этих участков могут быть учтены как один объект недвижимого имущества. В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.

09.2000 г. № 60, этому объекту может быть присвоен один кадастровый номер.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

При этом условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, а вопросы владения, пользования и распоряжения ею находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Арендные отношения являются одной из эффективных форм использования земельных ресурсов.

Соединяя в арендаторе права пользователя земельного участка и собственника результатов производства, аренда активизирует предпринимательскую деятельность, упрощает и удешевляет процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования, позволяет сохранить за собственником функции регулирования эффективного и рационального землепользования.

Аренда земельного участка предусматривает предоставление арендодателем арендатору земельного участка на принципах:

— срочности (временного пользования на определенный срок);

— платности (пользования земельным участком за определенную плату);

— возвратности (возвращения земельного участка арендодателю по истечении срока аренды);

— целевого использования (использование земельного участка только под определенные цели).

В настоящее время арендные земельные отношения в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Законами РФ «О плате за землю», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами. Однако перечисленных законодательных актов явно недостаточно для всестороннего и полного регулирования этой сферы.

В связи с отсутствием в этой области полноценного федерального законодательства принимается множество разрозненных законов и устанавливаются нормы на региональном уровне и уровне муниципальных образований, которые пытаются самостоятельно устранить пробелы в регламентации и регулировании арендных земельных отношений, в том числе в вопросах установления сроков аренды, определения размера арендной платы, полномочий по управлению государственными землями до разграничения государственной собственности на землю. Все это снижает эффективность использования земельных ресурсов в Российской Федерации.

Основными экономическими регуляторами в настоящее время являются — ставки арендной платы за землю; земельный налог и налог на имущество; ставки выкупа земельных участков.

Все доходы от использования земель делятся на четыре вида: земельный налог, арендная плата, доходы от продажи земли и доходы от продажи прав аренды земельных участков.

Два первых можно объединить в группу так называемых регулярных (текущих) платежей, два последних — в группу единовременных платежей.

Теоретически эти платежи должны быть увязаны с земельной рентой, на что и направлены мероприятия по зонированию городских земель.

[1] М.А. Богатырев Налогообложение сферы природопользования РФ. – Ростов н/Д: Издательство Мини Тайп, 2008 – С94-96.

Источник: https://cyberpedia.su/9x2cf7.html

Понятие права собственности на землю: соотношение возможного и желаемого

Формы собственности на землю и землепользование

Земля – это недвижимость, правовой режим которой отличается от других объектов. На ней можно построить дом, выращивать овощи и фрукты, вырыть пруд, пасти скот.

Возможностей много, а вот каковы правовые основания для этого? Ведь территория страны огромна, и земельные просторы всегда принадлежат кому-то.

Вот уже 25 лет как собственность на землю провозглашена основой экономической свободы как государства, так и отдельных частных лиц (ст. 36 Конституции).

Право собственности на землю: ищем правовую основу

Правила формирования и применения прав на земельный фонд страны содержатся во многих нормативных источниках. Основные акты представлены в таблице (слева направо по юридической силе).

КодексыДают ответы на вопросыЗаконы
Гражданский1.      Понятие собственности на землю. 2.      Виды собственности на землю. 3.      Земля – это недвижимое имущество. 4.      Каковы правомочия в отношении нее.

5.      Какие сделки можно совершать

–    «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; –    «Об особо охраняемых природных территориях»; –    Иные законы.

(их нормы конкретизируют положения кодексов)

Земельный1.      Разновидности (категории) земель. 2.      Порядок выделения на местности. 3.      Возможности и ограничения по использованию. 4.      Принципы изъятия.

5.      Вывод за пределы гражданского оборота

Лесной1.      Кому принадлежит участок, если на нем лесные насаждения.

2.      Как получить в пользование

Уголовный1.      Как защищается от преступлений.

2.      Характеристика наказания за преступления против собственности

Согласно данным документам право собственности на такую недвижимость означает законную возможность субъекта обладать, использовать и изменять правовую судьбу своего земельного участка. Его действия не должны выходить за рамки закона.

Например, безнаказанно выращивать растения с содержанием наркотических веществ не получится, как и жечь скаты, потому что наносится ущерб окружающей среде и здоровью соседей.

В целом поведение собственника земли не должно нарушать прав и интересов других лиц, закрепленных законом.

Внутри же этих рамок лицо может использовать все свои правомочия в полной мере.

Правомочия собственников и их пределы

Владение означает обладание участком в натуре на законных основаниях. По этой причине незаконный владелец преследуется по закону. Например, перенос забора между участками – это нарушение, и собственник вправе требовать восстановления первоначального положения.

Особенности реализации владения:

  1. Во многом условно, владелец не обязан появляться на своей земле для признания своего статуса. Достаточно оформить в Росреестре получение права собственности путем внесения соответствующей записи.
  2. Проявляется в установке межевых знаков, забора и пр., т. е. формируются границы владения.
  3. Позволяет запретить или ограничить доступность территории для посторонних.
  4. Может быть передано без одновременной передачи права собственности (например, при аренде).

Пользование как правомочие означает право собственника удовлетворять свои нужды за счет использования лучших качеств своего земельного участка. Такое использование проявляется:

  • в выращивании овощей, фруктов, посадке деревьев и пр.;
  • в эксплуатации водоемов в пределах территории (для купания, разведения рыбы и т. д.) и пресных подземных вод (копка колодцев);
  • в проведении мелиорации без ущерба окружающему миру;
  • в постройке жилых и нежилых сооружений;
  • в добыче торфа и полезных ископаемых (общераспространенных);
  • в получении платы за аренду.

Процесс пользования зависит от категории земли. Есть для сельскохозяйственных мероприятий, постройки жилья, застройки промышленными объектами, создания заповедников, санаториев, сохранения исторически значимых территорий, лесов и водоемов.

Определить категорию своей земли и эксплуатировать в рамках ее предназначения, – вот задача каждого, кто пользуется земельным участком. Разрушение этого ресурса невосполнимо.

Распоряжение подразумевает возможность собственника передать одно, два или все три правомочия другому лицу. Просто подарить или продать, обменять или сдать в аренду. Видов сделок с землей много, и все они доступны собственнику в рамках правомочия распоряжения.

Главное, помнить, что некоторые категории земель ограничены в обороте или вовсе изъяты из него. Примером может служить запрет на продажу земель сельхозназначения иностранным лицам.

С другой стороны, правомочие распоряжения может быть обременено самим собственником или законом. Так, чтобы разрешить проход посторонним лицам через свою землю, достаточно не устанавливать ограждающих знаков.

Не удастся запретить доступ на земельную территорию и тогда, когда установлен публичный сервитут для перемещения через нее (проход и проезд), водопоя, прогона домашних животных, ремонта прилегающей дороги и т. д.

Частные лица, владея землей, предназначенной для постройки жилья или сельского хозяйства, обязаны использовать ее по назначению. Трехлетнее бездействие или действия с нарушением целевого предназначения участка могут привести к его изъятию у собственника.

Формы собственности законодательно закреплены в базовом документе – Конституции и последовательно урегулированы отраслевыми законами. Это государственная, муниципальная и частная собственность.

Государственная форма земельной собственности: виды и основания

Самым крупным землевладельцем является государство. Реализует свои правомочия в целях защиты интересов всего общества.

Федеративность государства определяет две разновидности государственной (публичной) собственности:

  1. Федеральная.
  2. Субъектов федерации.

Отнесение к каждому из них решается совместно РФ и ее регионами. Результатом такого разграничения стало отнесение к собственности федерального уровня участков:

  • поверхность которых занята комплексами недвижимости, принадлежащими РФ;
  • переданы государственным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на федеральном уровне.

Субъекты федерации владеют на праве собственности участками:

  • на которых расположены комплексы недвижимости, принадлежащие субъектам РФ;
  • переданы государственным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на уровне субъектов;
  • предоставлены бесплатно из федерального фонда.

Основания приобретения государственной собственности:

  • принадлежность федерации (ее субъектам) закреплена нормативно;
  • переход в результате разграничения;
  • приобретение по общим гражданским основаниям (например, выкуп государством при необходимости).

Управление такими землями осуществляется уполномоченными государственными структурами. Их деятельность по управлению должна быть публична, информация о процедурах предоставления земли в пользование частными лицам доступна, распределение справедливо, а использование рационально.

Собственность муниципального уровня

Власти отдельных населенных пунктов реализуют правомочия собственника своих земельных территорий в интересах общества соответствующего города, села и т. д. Организация инфраструктуры на местах невозможна без создания целого комплекса сооружений, постройки дорог, выделения зеленых зон и т. д.

Поэтому муниципальная собственность включает земли:

  • на которых расположены комплексы недвижимости, принадлежащие такому образованию;
  • переданы местным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на муниципальном уровне;
  • предоставлены из федерального фонда на бесплатной основе.

Часть из них предназначена для общественного пользования и открыта для доступа жителей. При этом в состав таких земель могут входить участки в пределах муниципального образования и вне его. Например, субъект РФ вправе передать такие участки для развития этого района.

Основания приобретения:

  • принадлежность ее установлена законом;
  • переход в результате разграничения;
  • приобретение по общим гражданским основаниям (например, отказ собственника).

Руководствуясь уставом образования, руководство населенного пункта может передавать в пользование частным лицам отдельные участки земли. Главное – не нарушить принципы зонирования и планирования, предусмотренные законом.

Презумпция государственной собственности на землю: все земли, которые не имеют законного собственника, признаются государственными.

Земля в собственности частных лиц: форма, закрепленная законом

Граждане и юридические лица имеют равные возможности приобретения и использования обособленных земельных территорий. Поэтому существует и два вида частной собственности:

  • собственность граждан, иностранцев и т. д., то есть лиц физических;
  • собственность коммерческих и некоммерческих организаций, то есть лиц юридических.

Стать собственником земельного участка можно только тогда, когда его оборот разрешен. Например, нельзя купить землю, если она:

  • находится в составе лесного и водного фондов;
  • предназначена для постройки дорог;
  • представляет культурно-историческую ценность;
  • расположена в пределах береговой полосы и т. д.

Становясь собственником, частное лицо должно использовать свой обособленный участок строго по целевому назначению. Если приобретенная земля — сельскохозяйственного назначения, то на ней не получится законно построить многоквартирный дом.

Основания возникновения:

  • участие в договоре купли-продажи в качестве покупателя;
  • оформление приватизации;
  • получение в виде подарка;
  • мена;
  • наследование;
  • вынесение судебной структурой решения о приобретении по давности владения;
  • издание решения местными властями;
  • иные законные обстоятельства.

Как частный собственник может лишиться прав на землю

Ситуация потери прав на земельный участок может возникнуть по желанию или против воли лица.

Добровольная передача своих правомочий реализуется посредством заключения сделки (дарения, продажи, отказа). Потеря прав возникнет и при смерти гражданина или ликвидации юридического лица.

Принудительная передача возможна в следующих обстоятельствах, когда собственник:

  • имеет долги и суд решил их взыскать за счет земельных наделов должника;
  • использует участок не так, как надо, игнорируя разрешенный порядок (например, построил автостоянку на земле из категории сельскохозяйственных);
  • при эксплуатации нарушает правила рациональности землепользования, ухудшает экологическую обстановку;
  • совершает преступление и ему назначено наказание в виде конфискации;
  • владеет землей, которая изымается с оплатой ее стоимости. Причины – нужды государственного или муниципального масштаба.

Ограничение прав включает в себя также необходимость собственника придерживаться градостроительных норм, осуществлять действия по охране качества земель.

Публичная форма собственности на землю (государственная и муниципальная) – это основа развивающегося рынка, экономики региона и страны в целом. Современные правовые правила реализации частного землевладения не противоречат этому постулату.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/ponyatie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.