Формы приватизации земельных участков

Содержание

Приватизация земель (порядок, условия, виды)

Формы приватизации земельных участков

Специального закона или иного единого нормативного акта о приватизации земель нет.

ФЗ от 21 декабря 2011 года «о приватизации государственного и муниципального имущества» на приватизацию земли и других природных ресурсов не распространяется, кроме 2х случаев:

1. приватизация участков под зданиями, строениями, сооружениями;

2. приватизация земельного участка в составе предприятия как имущественного комплекса.

Приватизацию нельзя путать с новым приобретением (предоставлением) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданином, либо юридическим лицом.

Приватизация земель – передача государственных или муниципальных земель в частную собственность граждан или юридических лиц, у которых земельные участки находились в пользовании на иных правовых титулах на момент принятия законодательства о приватизации земель, как правило, за плату.

Отличие приватизации от нового приобретения:

-по условиям: условия касаются субъекта, могут касаться объекта (участка), а самое главное цены;

-по порядку приобретения

При приватизации есть определенные гарантии и льготы.

Новое приобретение осуществляется на торгах и по рыночной стоимости.

Виды приватизации (учитывают условия и порядок приватизации):

1. Приватизация земельных участков с/х назначения, ранее предоставленных в пользование сельхозам и совхозам (данная приватизация к настоящему времени завершена).

Субъекты приватизации: работники данных организаций, пенсионеры хозяйств, временно отсутствующие (армия, учуба), работники социальной сферы (врачи, учителя, торговые).

Объекты: с/х угодья, в составе участка, используемого сельхозами и совхозами.

Цена: бесплатно.

Порядок приватизации: в порядке реорганизации колхоза или совхоза и определения размера земельной доли в праве общей долевой собственности на участок, котором должен был быть наделен каждый из субъектов приватизации.

Общая собственность – собственность на имущество двух или более лиц, которая при ее создании является долевой, то есть с определением доли каждого с собственника в праве общей собственности.

Общая совместная собственность – без определения доли в праве общей собственности, которая создается в случаях установленных ФЗ (собственность супругов, но при этом супруги могут создать и долевую собственность, заключив брачный контракт, собственность крестьянского и фермерского хозяйства).

Земельная доля в этой приватизации была одинаковой для всех и не зависела от вклада, стажа или иного участия каждого из субъектов приватизации.

Проблемы:

– необходимость решить вопрос о невостребованных долях;

– активная скупка земельных долей и их монополизация в руках отдельных лиц, с целью выделения в дальнейшем земельных участков, их перевода в другие категории и использовании в строительстве.

– не использование земель по назначению.

2. Приватизация земель гражданами в упрощенном порядке:

Субъект приватизации – гражданин, у которого возникло право на земельный участок до вступления в силу Земельного кодекса (до 30.10.2001 года).

Объект приватизации – земельный участок, предоставленный гражданину для целей не связанных с предпринимательской деятельностью, а именно для целей индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства/огородничества, индивидуального гаражного строительства.

Данный участок предоставлялся гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и иных правах.

Порядок приватизации: гражданин обращается в РосРеестр (федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, либо территориальные органы) с заявлением о регистрации права собственности на участок, к которому прилагаются документы:

– правоустанавливающий (постановления городской администрации) или правоудостоверяющий (свидетельства, акты) на земельный участок

– кадастровый паспорт на земельный участок – документ, в котором в графической и текстовой формах содержится информация об уникальных характеристиках земельного участка (адрес, площадь, целевое назначение).

– документ (квитанция) об уплате государственной пошлины.

Данная приватизация является бесплатной (10000 рублей стоимость межевания).

3. Приватизация земель под зданиями строениями (ФЗ о «приватизации государственного и муниципального имущества»).

Субъект – собственник здания или сооружения.

Объект – участок под зданием и сооружением в том числе необходимый для его эксплуатации.

Здание – объект капитального строительства, предназначенный для постоянного нахождения в нем людей.

Цена: рыночная.

Порядок общий, т.е.

необходимо обратится к представителю собственника земельного участка (уполномоченный орган государственной власти, либо орган местного самоуправления) с документами (квитанция об уплате государственной пошлины, кадастровый паспорт, правоустанавливающий и правоутверждающий документы + документ, удостоверяющий право собственности на здание, сооружение), в случае не разграниченной – орган местного самоуправления.

Орган рассматривает документы 2 недели и принимает решение о приватизации .

Отказать в приватизации могут только в случаях: если участок изъят или ограничен в обороте (ст.28 п.4 ЗК РФ).

На основании решения заключается договор купли – продажи, который предусматривает существенные условия (предмет-участок и цена-рыночная).

Договор купли –продажи – основание для государственной регистрации права частной собственности здания или сооружения.

Данные правила являются общими, но имеются исключения:

а) религиозные организации приватизируют земельные участки под объекты религиозного назначения бесплатно;

б) приватизация земельных участков под многоквартирными домами существующей застройки, то есть, которая существовала до вступления в силу ЖК РФ (до 01.03 2005 года) (субъекты – собственники помещений в доме). Приватизация бесплатная.

Если участок не поставлен на кадастровый учет и границы не установлены, то установление границ осуществляется за счет местного бюджета.

С заявлением может обратиться любой представитель собственника помещений, решение о приватизации земельного участка под домом которых, принято на общем собрании.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 765;

Источник: https://studopedia.net/4_14381_privatizatsiya-zemel-poryadok-usloviya-vidi.html

С чего начать приватизацию земельного участка

Формы приватизации земельных участков

Для многих, приватизация земельного участка кажется очень трудной и долгой процедурой. Чтобы в скором времени получить документ о собственности, нужно детально рассмотреть все этапы проведения регистрации.

Сегодня мы рассмотрим, кто имеет право приватизировать землю, из каких этапов она состоит и как быть, в случае отказа от регистрации.

Обратите внимание, какие шаги идут первыми, так как это значительно сэкономит ваше время.

Земельные участки, подлежащие приватизации

Есть только два типа земельных участка, которые можно приватизировать:

  • Дачные. Они предназначены для ведения сельского хозяйства или для возведения дома. В готовом жилом помещении можно прописаться.
  • Садовые. Предназначены для загородного отдыха и для выращивания сельскохозяйственных культур. Гражданин может на этом участке строить дом или другое здание, однако зарегистрировать его не получиться.

Приватизировать эти участки можно по упрощенной форме. С 2017 года в закон внесли поправки, которые позволяют бесплатно проходить эту процедуру индивидуальным собственникам и гражданам, состоящим в СНТ.

Приватизация земли согласно закону

Согласно Российскому законодательству, гражданин, имеющий жилую постройку, обязан приватизировать земельный участок, на котором она построена или пользоваться недвижимостью, заключив договор аренды.

Оформить земельный участок можно несколькими способами:

  • Через суд, в случае окончания договора аренды.
  • Выкупить у государства арендованный участок.
  • Некоторые граждане, подпадающие под льготную категорию, могут оформить землю бесплатно.
  • Приобрести землю через аукцион или торги.

Согласно закону о дачной амнистии, приватизировать земельный участок можно за небольшую стоимость и короткое время. Инструкция по прохождению этой процедуры прописана в нормативном акте, который действует по всей территории России.

Условия приватизации участка

Чтобы зарегистрировать землю, дом, построенный на нем, должен быть оформленным и приватизированным. Мало того, он должен быть введен в эксплуатацию.

Если на земле, предназначенной для введения огородничества или садоводства, приватизированы гараж, баня, дача или сарай, тогда можно начинать процесс регистрации.

Граждане, которые состоят в дачных или садовнических товариществах, могут оформить землю по упрощенной форме до конца 2020 года. При этом, земля должна иметь сельскохозяйственное предназначение.

Согласно закону, некоторые земельные участки нельзя приватизировать. Например, земельный участок, который предназначен для общественных нужд, нельзя приватизировать.

Это относиться к трассам, паркам и заповедникам.

Право на приватизацию

Получить право на землю могут:

  • Те, кто получил землю до того, как вступил в силу ЗК РФ.
  • Родители, у которых трое и больше детей. Таким правом они могут воспользоваться только один раз в жизни.
  • Владельцы земельного участка для постройки гаража.
  • Граждане, входящие в сельскохозяйственные товарищества.
  • Лица, которые получили земельный участок для ведения сельского хозяйства.
  • Те, кому земля досталась по наследству.
  • Другие категории граждан.

Однако отказать в приватизации могут тем гражданам, которые владеют землей незаконно.

Также те, кто владеет землей, которая изъята из оборота могут не рассчитывать на данную процедуру.

Пошаговая инструкция регистрации земли

Так как процедура приватизации – это кропотливое дело, нужно знать с чего начать. Короткая схема действий человека состоит из таких шагов:

  • Заполнение декларации на землю.
  • Подготовка пакета документов.
  • Оплата госпошлины.
  • Подача документов в государственный Реестр.
  • Получение документа о праве на собственность.

Чтобы быстро пройти приватизацию, гражданину лучше заранее собрать все необходимые документы, к ним относятся:

  • Заявление о приватизации.
  • Кадастровый паспорт земли.
  • Паспорт будущего собственника земли.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Письменное согласие супруга, заверенное нотариусом.
  • Документы, подтверждающие право собственности на землю.

Если все документы будут одновременно поданы в государственный орган для регистрации, тогда процедура займет два месяца.

Оформляя землю по льготной программе, человеку нужно подать документ, который подтверждает его особый статус. После этого, гражданину нужно подать собранные документы в соответственный орган.

В выписке из ЕГРП указан собственник надела, учитывая эту запись, бумаги нужно подавать либо в администрацию муниципалитета, либо в отделение Росимущества.

На протяжении месяца, сотрудники госинстанции рассматривают поступившее заявление и принимают решение. В конце этого срока гражданину могут выдать отказ.

Межевание земли

Следующий шаг – это проведение межевания участка. Если земельный участок не имеет четких границ, тогда нужно вызвать кадастрового инженера и провести межевание. За эту услугу нужно заплатить определенную сумму, примерно 7000 рублей, в зависимости от площади участка.

Если вы хотите чтобы вам предоставили эту услугу бесплатно, тогда нужно стать в очередь в центр единого учета. Как правило, дождаться своей очереди можно через шесть месяцев.
Важно чтобы специалист, который делает эту процедуру, имел соответствующую квалификацию, иначе выданный им документ будет не действительным.

Некоторые занимаются межеванием границ еще до того, как начать собирать пакет документов.

Кадастровый учет

Получив необходимый документ от кадастрового инженера, нужно обратиться в Кадастровую палату. Этот орган поставит земельный участок на кадастровый учет. В обязательном порядке с вас потребуют:

  • Паспорт.
  • Межевальный план.
  • Заявление.
  • Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
  • Просмотрев все документы, регистратор, в течение двух недель, выдает кадастровый паспорт.

Заключительная регистрация

Получить документ о праве на собственность можно в Росреестре. Для этого, в этот орган нужно подать такие документы:

  • Заявление.
  • Согласие Росимущества предоставить землю в собственность.
  • Паспорт.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • По истечению десяти дней, гражданину выдают свидетельство о собственности и новую выписку ЕГПР.

Примерная стоимость процедуры

У каждого человека стоимость приватизации будет разной, все зависит от разных факторов, а именно:

  • Пользуется ли гражданин льготой.
  • Применяется ли дачная амнистия.
  • Размежевана ли земля.
  • Пользуется ли человек услугами юриста или нотариуса.
  • Сделаны ли все необходимые документы.

Согласно законодательству России, гражданин РФ имеет право один раз в жизни приватизировать землю бесплатно. Потратиться нужно только на уплату госпошлины.
Вот какие затраты могут быть:

  • Уплата госпошлины от 350 до 2000 рублей.
  • Услуги нотариуса от 1000 рублей.
  • Выдача выписки ЕГРП – 150 рублей.
  • Межевание земли от 5000 рублей.

Важно помнить, что собственник с момента приватизации земли, должен каждый год платить налог на землю по ставке 0,3%. Рассчитывать сумму нужно от кадастровой стоимости земли.

Что делать в случае отказа в приватизации?

Нередко бывают случаи, когда гражданину отказывают в проведении приватизации земельного участка. Иногда такие действия могут быть незаконными поэтому, человек может подать иск в арбитражный суд. Обращаться в суд можно на протяжении трех месяцев, с момента получения отказа.

Так как в суд по таким вопросам граждане обращаются очень часто, государство решило продлить срок дачной амнистии. Личные обстоятельства человека сильно влияют на появление недоразумения. Судебные разбирательства происходят из-за того, что в законе не написаны четкие причины отказа в этой процедуре.

При решении суда в пользу гражданина, власти обязаны передать ему право собственности на землю.

Услуги юриста

Так как в некоторых случаях пройти приватизацию нужно очень быстро, граждане решают воспользоваться услугами опытного специалиста, который безошибочно соберет все нужные документ и подаст их для государственной регистрации.

Услуги квалифицированного юриста стоят не дешево, однако он гарантирует, что процедура пройдет быстро и безошибочно.

Чтобы юрист представлял ваши интересы, вы должны написать доверенность и заверить ее у нотариуса, это позволит вашему представителю решать все вопросы самостоятельно, без вашего присутствия.

Прочтите также: Можно ли продлить договор аренды земельного участка

© Читать далее https://prosadidom.ru/land/registration-land/s-chego-nachat-privatizatsiyu-zemelnogo-uchastka/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prosadidom/s-chego-nachat-privatizaciiu-zemelnogo-uchastka-5ae9be474826773d1f54e694

Виды приватизации земельных участков

Формы приватизации земельных участков

Под приватизацией земельных участков понимается способ приобретения государственных или муниципальных земельных участков в частную собственность. Приватизация осуществляется в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В ст. 28, п.

3 указывается, что собственники объектов недвижимости, которые не являются самовольными постройками и возведены на участках земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны оформить принадлежащие им земельные участки в аренду или в собственность, если действующим законодательством не предусматривается иное.

Граждане и юридические лица, в собственности у которых имеются здания, строения и сооружения, обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков под ними (ст. 36 п. 1 ЗК). Их приватизация производится в порядке, регламентированном ЗК РФ и другими нормативными актами.

Можно приватизировать как весь земельный участок, так и его отдельную часть, но только при условии, что площадь участка либо его части не меньше, чем установленный территориальным субъектом РФ минимум для земельного участка, подлежащего приватизации.

Для процесса приватизации существенное значение имеет классификация земельных участков по следующим признакам:

  • по категории земель;
  • по виду права на земельный участок перед осуществлением приватизации (постоянное бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение или аренда);
  • по наличию либо отсутствию строений на приватизируемом участке земли.

Участок земли может быть оформлен по результатам приватизации:

  • в единоличную собственность;
  • в долевую собственность;
  • в совместную собственность (супругов или лиц, совместно ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство).

Приватизировать земельный участок можно платно или бесплатно, в зависимости от категории земли и вида разрешенного использования.

Условия бесплатной приватизации земли

В соответствии с законом о «дачной амнистии», действие которого продлено до 2015 года, в упрощенном порядке и бесплатно могут быть приватизированы земельные участки, предоставленные в пользование гражданам до 2001 года и относящиеся к таким видам разрешенного использования:

  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • индивидуального гаражного строительства;
  • индивидуального жилищного строительства;
  • дачного строительства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Оформить право собственности на перечисленные земельные участки можно, обратившись в территориальный отдел Росреестра.

Туда нужно предоставить кадастровый паспорт участка и любой документ, подтверждающий факт выделения земельного участка в пользование.

Если в документе четко не указан вид разрешенного использования, то дополнительно потребуется отдельный уточняющий документ, где определяется этот вид (например, постановление местной районной администрации по местонахождению участка земли).

Кроме того, ЗК предусматривает предоставление земли в собственность бесплатно в случаях:

  • наличия права бессрочного (постоянного) пользования или же пожизненного наследуемого владения у гражданина-заявителя ( в этом случае срок давности для оформления приватизации отсутствует);
  • фактического пользования заявителем земельным участком под принадлежащим ему частным домом, когда такое право возникло до 2001 года;
  • при получении новых земельных участков вместо изъятых у владельца для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
  • если заявитель владеет помещением в кондоминиуме.

Приватизация на платной основе

Участки, на которые не распространяется «дачная амнистия» (предоставленные гражданам после 2001 года, участки фермерских хозяйств, сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, участки, предоставленные юридическим лицам, и др.) приватизируются за плату. Для приватизации необходимо соответствующее решение или постановление органа местной власти, являющегося собственником или распорядителем государственной либо муниципальной собственности.

Цена выкупа земельного участка рассчитывается на основе минимальной ставки налога на землю, который, в свою очередь, зависит от кадастровой стоимости той или иной категории земли. Определяется выкупная цена по состоянию на дату подачи владельцем заявления о приватизации.

Приватизация земли под частным домом

Если на земельном участке имеется частный жилой дом или постройки, то их можно приватизировать одновременно с приватизацией участка.

В соответствии с ЗК, собственникам частных жилых строений предоставлено исключительное право на приватизацию земли под частным домом или иными строениями. Если здание было возведено до 2001 года, то оно подпадает под «дачную амнистию» и приватизируется бесплатно.

Гражданин, желающий приватизировать землю под частным домом, должен обратиться в местный орган власти с заявлением, приложив кадастровый паспорт и документы на строение.

Если участок возможно приватизировать (перерегистрировать) бесплатно, то местная администрация должна принять соответствующее решение вдвухнедельный срок.

В случае отказа в бесплатной приватизации администрация направляет заявителю подготовленный проект договора на куплю-продажу участка земли с указанием цены выкупа.

Другие материалы по теме: переуступка прав аренды земельного участка.
А здесь подробно описаны все этапы установления сервитута на земельный участок

Необходимые документы

В местную администрацию нужно предоставить:

  1. Заявление, в котором указываются: Ф.И.О. заявителя, паспортные данные, ИНН, с какой целью будет использоваться земельный участок, его размеры и площадь.
  2. Ранее выданные документы на земельный участок.
  3. Правоустанавливающий документ на строение (при его наличии).
  4. Технический паспорт здания и построек (если они есть).
  5. Кадастровый паспорт (при наличии).
  6. Выписка из ЕГРП о регистрации прав на данный земельный участок.
  7. Копия документа, который удостоверяет личность заявителя.

Сроки

Местный орган власти после подачи заявления должен принять решение по поводу предоставления в собственность конкретного земельного участка в срок до 14 дней.

При отсутствии кадастрового плана земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом распоряжается по поводу разработки проекта границ участка земли, который выполняется в месячный срок.

Уже после этого выносится решение о предоставление в собственность участка.

Затем за счет гражданина производится межевание земельного участка и изготовление его кадастрового плана (может занять по времени до полугода и обойтись в 15-25 тыс. руб.).

После этого местный орган подготавливает договор купли-продажи либо (при бесплатной приватизации) безвозмездной передачи земельного участка.

Общий срок, таким образом, может составить от 2-3 недель и примерно до 6-7 месяцев.

В каких случаях приватизация запрещена

Запрет на приватизацию земельного участка может быть наложен в случаях:

  • если он отнесен к категории земель, которые изъяты из оборота (в частности, земли государственных заказников и заповедников);
  • если федеральными законами или местными нормативными актами установлены ограничения для оборота данной категории земель;
  • в случае законодательного запрета на его приватизацию;
  • если участок земли зарезервирован для государственных нужд.

Источник: https://advokat144.com/vidy-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Формы приватизации – понятие, государственного и муниципального имущества, правовые, земель, квартиры, жилья

Формы приватизации земельных участков

Приватизация имущества – это процесс, который начался в РФ в начале девяностых. В тот момент появилась необходимость инициировать рост предпринимательской активности.

Это было сделано путем перевода предприятий, земли, жилого фонда и другого государственного имущества в частную собственность.

Понятие

Приватизация – это процесс передачи государством имущества, ему принадлежащего, в собственность частных лиц и/или организаций.

Передача эта может быть как платной, так и бесплатной.

Законодательство

Законность процесса приватизации обеспечивается следующими документами:

Помимо них, в субъектах РФ также принимаются местные законы, не содержащие противоречий федеральным.

Они дополняют, или уточняют их, с учетом региональной специфики.

Также сведения о деталях приватизации можно получить в гражданском, земельном, жилищном и налоговом кодексах РФ.

В этих источниках описаны основные формы приватизации предприятий:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • акционирование.

Также в них описаны такие законодательно закрепленные структуры, как:

  • комитеты, распоряжающиеся объектами государственной и муниципальной собственности – им вменяется в обязанность готовить предприятия к приватизации;
  • имущественные фонды – занимаются продажей объектов государственной и муниципальной собственности.

Формы собственности

В РФ перечень всех принятых на федеральном уровне форм собственности фиксируется в специальном классификаторе – ОКФС.

Все формы собственности, указанные в нем, можно условно разделить на следующие, где:

  • правами собственности владеют представители органов государственной власти (мэрия, администрация поселения);
  • частные лица и представители бизнеса (индивидуальные предприниматели, директора ООО, юридические лица);
  • прочие формы собственности (церкви адвентистов, имущество НКО и др.)

В зависимости от того, что именно планируется приватизировать, устанавливаются правила оформления перехода в частную собственность.

Государственного и муниципального имущества

Федеральные производственные учреждения, такие как фабрики, заводы, управляющие компании и прочие, могут быть переданы в собственность физическим и юридическим лицам.

Формы приватизации предприятий, находящихся в собственности государства:

  • реорганизация учреждения: предприниматель может получить в собственность предприятие, если оно преобразуется в ООО или АО;
  • предприниматель может купить собственность или акции предприятия на аукционе, конкурсе, по публичному предложению.

Жилищного фонда

Существует возможность приватизации квартиры семьей. Всякий, проживающий в государственном здании по договору социального найма, может оформить свое жилье в собственность.

Важным условием является то, что воспользоваться приватизацией без оплаты можно лишь единожды.

Кроме того, есть ограничения.

Недопустимой считается приватизация:

  • квартиры, которая находится в доме под снос;
  • жилого помещения, находящегося в аварийном состоянии;
  • служебного жилья;
  • комнаты в общежитии;
  • жилого помещения на территории военной части.

Земельных участков

Для того чтобы получить в свое владение земельное имущество, следует использовать правовые формы приватизации земель.

  • Можно бесплатно получить землю при реорганизации колхозов.
  • Частное лицо может приобрести участок земли, если указывает, что не станет использовать его для постройки чего-либо. В этом случае местное самоуправление определяет границы участка земли. Оно также может предоставить определенный разряд земельных участков бесплатно.
  • Если гражданин желает строить что-либо на покупаемой земле, то стоимость участка также устанавливают органы власти. Стоимость может быть установлена либо по договоренности, либо по нормативу.
  • Если гражданин получил право на пожизненное использование земли (унаследовал), то он также может получить участок бесплатно, но только один раз.

Разновидности

Способы оформления государственного имущества в частную собственность также разделяются на две категории, в зависимости от целей дальнейшего использования:

  • для бизнеса;
  • для проживания.

Для бизнеса

Государственный порядок предусматривает перевод собственности субъектов РФ в распоряжение предпринимателей, которые изъявляют желание использовать производственные процессы, торговые площади, оборудование, мощности, здания, доли, паи и другие объекты имущества, принадлежащие государству, для ведения своей хозяйственной деятельности.

Например:

  • перевод предприятия в АО или ООО;
  • выпуск и распродажа акций предприятия представителям бизнеса;
  • торги, где любой желающий сможет его приобрести объекты государственной и муниципальной собственности.

Для проживания

  • В РФ при проведении приватизации каждому гражданину выдавался ваучер – доля государственного имущества, которой он мог распорядиться на свое усмотрение.
  • Другой способ – если гражданин постоянно проживал в квартире, полученной от государства (исключая служебное жилье, жилье на территории военных структур), то он мог бесплатно перевести квартиру в частную собственность.

Правовые

Приватизация бывает:

  • Платная – способ разделить одинаково привлекательный для многих предпринимателей объект имущества с помощью аукциона или выпуска акций (как правило, касается промышленных объектов и производственных предприятий);
  • Бесплатная – способ равномерно распределить имущественные права между группами, обладающими равными правами на государственное имущество (как правило, касается жилого и некоммерческого земельного фонда).

Бесплатная

Значительную часть приватизации государство позволяет осуществлять с жилой недвижимостью, которая достается гражданам бесплатно.

Особенности этой правовой формы:

  • такой вид приватизации существует только в РФ;
  • каждый гражданин, проживающий в муниципальном жилье, может использовать право на бесплатную приватизацию один раз в своей жизни;
  • эта процедура является добровольной.

Частично

В том случае, когда установлены количественные нормы приобретаемого в собственность имущества, гражданин может получить нормативную его часть бесплатно, а недостающую, но желаемую – докупить.

Например, если человеку положена однокомнатная квартира, а он хочет двухкомнатную, то часть ее стоимости он оплачивает.

Платная

В ряде случаев собственность приватизируется только в платном порядке.

Например, когда приобретается предприятие, земля под строительство или коммунальные объекты вроде электростанции.

Упрощенная

Семья может быстро и относительно просто получить в собственность земельные участки и строения (так называемая «дачная амнистия»).

Данная форма введена для того, чтобы ускорить процесс определения бесхозных земель.

Приватизация – одно из самых заметных и запоминающихся преобразований российской экономики в девяностые.

Сколько раз в жизни можно участвовать в приватизации? Узнайте тут.

Как написать заявление об отказе в участии приватизации? Читайте далее.

Ее суть состоит в передаче государственной и муниципальной собственности в личное пользование граждан.

Она изменила внутренние экономические связи, развив предпринимательство и начав новый этап свободных рыночных отношений, зависящих не от указаний государственной власти, а от инициативы бизнесменов.

: «Приватизация жилья: права наследников»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

manager

Источник: http://urpravo24.ru/formy-privatizacii/

Приватизация земельных участков гражданами

Формы приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.