Формы и виды земельной собственности

5.2. Виды и формы земельной собственности: В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в

Формы и виды земельной собственности
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), т.е. через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности.

Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов РФ: 21 республики в составе Российской Федерации, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов.

Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.

Следует отметить, что к отношениям, связанным использованием земли, возможно применение норм гражданского и другого законодательства. Существенное отличие гражданских отношений от земельных объясняется тем, что не всякие земли могут продаваться как обычный предмет товарного оборота.

Например, запрещается продажа в частную собственность земельных участков, выполняющих природоохранные функции, земель общего пользования, которые могут находиться только в федеральной собственности.

Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, находящихся у одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может быть изменено только по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особенно это применимо, когда объектом сделок являются земли сельскохозяйственного назначения.

Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц.

Тем более отсутствует абсолютизация собственности на землю, поскольку она, даже будучи в собственности тех или иных лиц, остается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В сложившейся на современном этапе системе отношений собственности можно выделить стабильные и переходные элементы.

На-пример, положение о равноправии всех форм собственности и их мно-гообразии представляет собой постоянный элемент земельно-правовой политики государства; приоритетное же положение приватизации зе-мельной собственности — это преходящий элемент, направленный на устранение деформации земельного строя, которая была вызвана не оп-равдавшей себя на практике монополией исключительной государственной собственности на землю.

С устранением деформации в земельных отношениях принципы приоритета приватизации выполнят свою миссию, и им на смену придет новый принцип — пресечение возникновения земельных монополистов. Уже с 1991 г. в России действует закон по пресечению моно-

полизма на товарных рынках .

Рассмотрим отдельно формы собственности на землю.

1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ).

В соответствии с новым ЗК РФ (п. 2 ст. 5) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия осуществлять

приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся в пользовании.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации государственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Так, например, 2 октября 2000 г. в Москве состоялся в качестве эксперимента первый земельный аукцион.

Впервые в столице в частную собственность был продан земельный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. в руб-левом эквиваленте.

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. К сожалению, в настоящее время это право в ряде субъектов РФ отсутствует.

Но поскольку в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, это право должно распространяться на всех граждан, проживающих на ее территории, ибо право собственности граждан на землю является одной из основ правового статуса личности в Российской Федерации и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, в которой не содержится положений, запрещающих на территории субъектов РФ право частной граждан на землю.

В соответствии с земельным законодательством РФ граждане вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ).

Земельные участки из государственных и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.

12 декабря 1990 г. РСФСР приняла Декларацию о своем суверенитете, и с этого момента началась разработка и подготовка соб-ственного законодательства о земле и аграрной реформе. Следует отметить, что российское земельное законодательство на первом этапе развития реформ представлено в основном указами Президента РФ.

Был принят Закон РСФСР «О земельной реформе», который установил два этапа осуществления земельной реформы территории России: первый — закрепление земель в федеральную собственность, собственность республик, входящих в состав Российской Федерации, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цен на землю, инвентаризация земель; второй — осуществление передачи и оформление земельных участков в собственность, владение, пользование физическим и юридическим лицам. В этом впервые было закреплено право частной собственности на землю. Одним из видов пользования указывалась аренда земель. Провозглашались самостоятельность и независимость собственников, землевладельцев и арендаторов. Наибольшее внимание уделялось порядку наделения граждан землей для создания фермерских хозяйств. У хозяйств изъяли-земли для создания в каждом районе фонда земли наделения ских

Важное значение для осуществления аграрной реформы имели Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от а

также Закон РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села».

В настоящее время Россия находится на пути реформ. Все они направлены на то, чтобы вывести страну на достойный уровень развития. Важную роль среди множества этих реформ играет земельная реформа, начатая в 1991 г.

Она была ориентирована прежде всего на создание условий для развития многоукладности в экономике, справедливое и обоснованное перераспределение земель, переход к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, экологизацию и землепользования.

Однако отсутствие четко продуманного механизма изменения всей сложившейся на протяжении десятилетий системы земельных отношений в России привело к многочисленным правонарушениям и злоупотреблениям со стороны должностных лиц, органов власти и управления, что дискредитировало саму идею государства о справедливом и обоснованном перераспределении земель, переходе к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами.

За период с 1990 по 1993 г. была заложена правовая и организационная основы для проведения земельной реформы, было принято огромное количество актов, регулирующих земельные отношения. Однако, несмотря на принятый пакет документов по земельной реформе, ее реализация проходила на первом этапе (1991—1992) с больши-ми сбоями по ряду объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести во многом декларативный характер некоторых законов, указов и нормативных актов по земельной реформе, не подкрепленных социально-экономическими возможностями для ее проведения, отсутствие общенациональной концепции, опирающейся на реальные расчеты, механизм ответственности и контроля, рассогласованность всех структур власти и исполнительных органов сверху донизу, несовершенная правовая база, регулирующая земельные отношения, и полная бесконтрольность за процессом приватизации земли, а также отсутствие единообразного толкования законодательства, что на таком важном вопросе, как компетенция местных органов власти по распоряжению земельными участками. Именно присутствие всех этих фактов при Осуществлении земельной реформы и привело к некоторым сбоям в процессе ее проведения.

Среди субъективных причин можно назвать несвоевременное (с опозданием почти на год) принятие программ осуществления земельной реформы в регионах Российской Федерации; значительное ежегодное сокращение ассигнований, выделяемых правительством на проведение реформы; отсутствие льготной кредитной политики по краткосрочным ссудам; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др.

Правонарушениям способствует и то обстоятельство, что сделки, совершаемые с землей, регулируются не только земельным, но и гражданским, лесным, природоохранным, водным и другими видами дательства, который не всегда учитываются при выделении земельных участков, а главы администрации не согласовывают свои решения со специальными службами соответствующих ведомств.

Еще в самом начале земельной реформы быш введен принцип платности использования земли (ст. 12 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ЗК РФ (см. гл. 18)). Закон РСФСР «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. Порядок и условия внесения арендной платы арендатором регулируется ч. 2 ст. 614 ГК РФ.

25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.

Одной из важнейших общеэкономических реформ стала приватизация участков.

Законодательством были предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и му-ниципальных предприятий.

Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» оп-ределил цели, для которых земельные участки быть переданы в частную собственность, а также отменил мораторий на продажу земельных участков.

Источник: https://knigi.news/zemelnoe/vidyi-formyi-zemelnoy-33342.html

Формы и виды земельной собственности

Формы и виды земельной собственности

Понятие, содержание и общая характеристика права собственности на землю

Основания возникновения и прекращения прав на землю

Иные вещные и обязательственные права на землю

Формы и виды земельной собственности

Понятие, содержание и общая характеристика права собственности на землю

Юридические модели реформировании земельного строя в странах юго-восточной Азии и Латинской Америки

Китай. Государственная собственность на землю в городах и коллективная на с/х земли – собственность с/х кооператива. 1986 г. Закон «Об управлении землёй» – передача земли другим субъектам. Регулирование отношений землевладения и землепользования.

В Китае важная роль отводилась госрегулированию, ценообразованию, кредитованию, финансированию, налогообложению. Введение принципа разделения труда (диверсификация производства), распределение труда, ответственность за рез/ультаты своей деятельности.

Мексика – основной субъект права собственности – коллектив (крестьянская община), который лишь использовал землю. «Аграрный закон», направленный на изменение структуры земельной собственности. 3 варианта преобразования земельной общины и изменения земельных отношений:

· консолидация землевладения и разделения труда (земля – собственность организации) с оставлением общины

· полуприватизация – свободная продажа сертификатов на право владения землёй членам эхидо. сертификат обладал оборотом только в рамках закрытой корпорации

· полная приватизация эхидо с разделом общего З/У на индивидуальные З/У и их передача на основе решения общего собрания

Тема 4: Права на землю в РФ

Собственность – категория философско-экономическая. Собственность вне разных интересов не существует. Собственность – общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу присвоения какого-либо объекта. Присвоение требует защиты, что обеспечивается правом собственности.

Право собственности возникает, когда существует собственность и необходимость защиты присвоения и господства над имуществом. Определение собственности и частной собственности было закреплено ещё в Римском праве, и собственник вещи был вправе распоряжаться вещью и устранять других от всякого на неё воздействия.

Собственность – возможность определять судьбу и возможность защитить вещь – двоякое понимание. Позднее собственность – совокупность полномочий в отношении объекта. Право собственности в субъективном смысле – возможность владеть, пользоваться и распоряжаться объектом, по отношению к которому собственник осуществляет господство.

Право собственности – не отношение к вещи, а отношения между людьми.

Собственник может осуществлять своё господство в форме реализации полномочий только тогда и лишь постольку, поскольку государство, предоставляя ему право собственности, возлагает на иных субъектов (лиц) обязанность воздерживаться от нарушения прав собственника, и поскольку окружающие лица исполняют эту обязанность.

Право собственности в объективном смысле – правовой институт как совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений, и которая определяет содержание субъективного права, т.е. тех правомочий, которыми обладает собственник; определяет содержание тех обязанностей, которые возлагаются на иных лиц в связи с реализацией собственником своего господства.

Право собственности в субъективном смысле – установленная объективным правом мера возможного поведения собственника или носителя субъективного права, а также принадлежащее собственнику право требования к определённому лицу, которое нарушает его правомочия.

Государство соглашается с тем, что кто-то господствует над з/у помимо него.

Право собственности на землю в субъективном смысле – это закреплённая за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своём интересе путём совершения в отношении этого з/у действий, которые не противоречат закону и иным НПА, и которые не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательства всех третьих лиц в реализацию своих полномочий. [Борис Ерофеев]

Право собственности – абсолютное, т.к. защита производится от неопределённого круга лиц. Собственник реализует право для себя – своей волей и в своём интересе. В основе права собственности лежит триада полномочий: владеть, пользоваться, распоряжаться.

Под правом владения понимается юридическая возможность господствовать над вещью (обладать ею), относиться к имуществу как к своему. Правомочие пользования з/у – юридически закреплённая возможность извлекать выгоду из этого имущества и удовлетворять какого-либо рода потребности при хозяйственной или иной эксплуатации.

Правомочие распоряжения з/у – допустимая законом возможность определять юридическую судьбу объекта.

Формы собственности КРФ не закрыты, их четыре: государственная, муниципальная, частная, иные. Красов: 2 формы собственности – частная (круг субъектов определён и это не публичные собственники) и публичная (большой и неопределённый круг субъектов).

Виды земельной собственности основаны на особенностях реализации субъективного права.

Публичная: государственная и муниципальная (государственная: федеральная и сРФ; муниципальная: муниципального района и городского (сельского) поселения).

Частная: ф/л и ю/л (как объединения граждан); индивидуальная (конкретного субъекта) и общая (нескольких лиц). Общая: долевая и совместная. Совместная: супругов и крестьянских (фермерских) хозяйств. Юридических лиц: коммерческих и некоммерческих организаций.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) публичный собственник имеет полномочия по управлению собственностью.

В отличие от частного собственника публичный имеет многоуровневую структуру (многоуровневый вид). Частные же собственники все находятся на одном уровне.

У публичной собственности есть особенности в рамках правосубъектности. Публичный собственник на землю всегда унитарен – своим объектом права ни с кем не делится, невозможна конструкция, когда публичный собственник является сособственником з/у.

Отличается от частной и по основаниям возникновения права – право собственности публичного собственника на землю может возникнуть по основаниям, по которым у частного собственника не возникает – публично-правовые основания возникновения ПС на землю.

У частного собственника право собственности не возникает, а приобретается. У публичных образований: национализация, реквизиция, конфискация (?), захват чужой территории – отторжение (аннексия), оптация, изъятие.

У публичного собственника ПС на землю не возникает по гражданско-правовому основанию. Исключение: публичные договоры.

Особенности по основаниям приобретения з/у. Приобретение бесхозяйного имущества и вымороченное имущество (у которого нет наследников).

Особенности в связи с основанием прекращения права публичной собственности – всегда в силу административного акта или в силу закона на основании административного акта в форме приватизации (ст. 28 ЗК). Возможность перевода из публичных земель в частные на основании предоставления з/у в рамках процедуры, указанной в законе (ст.ст. 30, 34, 38 ЗК).

От имени публичного собственника выступают органы без доверенности в силу НПА.

Публичный собственник вправе не использовать з/у по своему целевому назначению.

Публичный собственник сам не использует з/у, а передаёт з/у иным субъектам на различного рода правах.

Публичные собственники не вступают в гражданский оборот по поводу з/у в привычном понимании этого явления. Между публичными собственниками не производится оборот з/у, а существует разграничение – определение принадлежности з/у, находящихся в конкретной собственности. Переносятся границы отдельных территорий.

З/у публичных собственников ограничены в гражданском обороте с т.з. предоставления другим субъектам (не применяются правила о залоге и ипотеке). Если з/у и включается в гражданский оборот, то только в аренду – по установленной процедуре (на аукционе).

Публичная собственность устанавливается на все категории земель в отличие от частной (только на три).

Все участки могут включаться в оборот без первичной регистрации права. Не разграниченные земли на территории МО находятся в распоряжении сРФ. Правомочия по распоряжению делегируются другому собственнику.

Источник: https://studopedia.su/4_14723_formi-i-vidi-zemelnoy-sobstvennosti.html

Виды прав собственности на земельные участки по Земельному кодексу РФ

Формы и виды земельной собственности

Получите бесплатную консультацию юриста!

Земельные наделы являются не только ценным природным ресурсом, но и недвижимым имуществом (индивидуально определенной вещью). Поэтому участки могут принадлежать государству, муниципальным образованиям, физлицам и юрлицам на правах, закрепленных в Земельном Кодексе РФ.

Рассмотрим, какие же виды права на земельные участки существуют:

  1. Право собственности. Наличие этого права на надел означает, что собственник участка может свободно владеть, использовать и распоряжаться принадлежащей ему землей, в том числе завещать, продавать и т.д. Однако в случае в землей действуют определенные ограничения: так, собственник обязательно должен использовать объект в соответствии с категорией и видом разрешенного использования, содержать участок в порядке, не захламлять его и т.д.

    Важно! Наделы, расположенные на границе России с другим государством, не могут находиться в собственности у иностранных субъектов и субъектов без гражданства. Также таким физлицам запрещено владеть некоторыми другими участками.

  2. Право безвозмездного пользования. Наличие этого права означает, что физлицо может пользоваться наделом по назначению, не внося за это плату. Чаще всего участки на таком праве предоставляются в виде служебных наделов, для ведения огородных работ, ИЖС и т.д. Срок пользования участком различен: так, например, наделы для ведения сельхозработ предоставляются не больше, чем на 5 лет.
  3. Аренда. В этом случае иностранное физлицо (или физлицо без гражданства), арендуя участок за деньги, может использовать его по назначению. Размер вознаграждения и сроки аренды фиксируются договором.
  4. Сервитут. Наличие этого права значит, что граждане могут бесплатно пользоваться участком, но в ограниченном виде. Например, может устанавливаться право прохода неограниченного круга лиц к водному объекту, если надел непосредственно к нему примыкает.

Важно! Существует также пожизненное наследуемое владение наделом, однако в настоящее время участки на этом праве не предоставляются.

Оно продолжает существовать, так как граждане, получившие участки еще во времена СССР, используют их практически на тех же условиях, что существовали при советской власти.

Это право допускает единственный вариант распоряжения наделом — это передача его по наследству. Продажа, дарение, передача в залог и иные варианты распоряжения запрещены.

Новых прав на земельные участки в ЗК РФ не появилось. Сейчас многообразие видов права оправдано и экономически обусловлено, поэтому государство не планирует устанавливать новые правомочия.

Изменение прав на земельный участок

Если надел принадлежит лицу на каком-либо праве, это не значит, что ситуация неизменная: форму права на земельный участок можно изменить.

Так, например, если надел принадлежал субъекту на праве безвозмездного пользования, по истечении 5 лет он может приватизировать земельный участок, то есть обрести на него право собственности.

Право пожизненного наследуемого владения может трансформироваться в право собственности, если субъект обратиться с этой целью в Росреестр.

Важно! Если вы владеете наделом и хотите сделать его своей собственностью — обращайтесь к земельным адвокатам общественной организации «Правовой Петербург». Мы выясним, есть ли для этого основания, и поможем собрать все необходимые бумаги.

Отдельно стоит сказать о прекращении прав на надел. Каждый вид правомочий предполагает свои основания для этого. Так, например, если речь идет о безвозмездном пользовании, то это:

  1. Завершение срока, на который надел предоставлялся.
  2. Прекращение трудовых отношений (если надел был служебным).
  3. Отказ субъекта от надела.
  4. Принудительное изъятие надела в случае нарушения субъектом земельного законодательства или при необходимости использования участка для нужд государства или муниципалитета.

Если речь идет о праве собственности, то это правомочие может прекратиться вследствие отчуждения земли по договору, отказа от участка собственника, реквизиции и иных оснований. В ряде случаев возможно принудительное изъятие без предоставления денежной компенсации (конфискация).

Желаете узнать больше информации о правах на участки и порядке их изменения? Получите бесплатную консультацию сотрудников организации «Правовой Петербург» по телефону +7(812)603-72-21 или на странице «Юридическая консультация в СПб».

Источник: https://yurist-advokat812.ru/stati/zemelnoe-pravo/prava-na-zemelnyy-uchastok-/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.