Фиктивная регистрация иностранных граждан судебная практика

Судебная практика по фиктивной регистрации по месту жительства – в 2020 году, граждан РФ

Фиктивная регистрация иностранных граждан судебная практика

Граждан, которые только появляются в другом городе Российской Федерации, прежде всего, интересует вопрос о поиске места для поселения. При этом некоторые забывают о том, что следует позаботиться о постановке на регистрационный учет по месту жительства либо пребывания.

Часть приезжих решают проблему с помощью обращения по ярким объявлениям, которые расклеены по всей территории вокзалов. Они не понимают либо не хотят понимать, что подобные конторы занимаются незаконными операциями.

Полученная у них прописка будет фиктивной. Ничего хорошего для приезжего она не несет. Об этом свидетельствует множество случаев из судебной практики. Что же представляет собой фиктивная регистрация?

Что это такое

Регистрация по месту жительства называется фиктивной, если она была произведена следующим образом. Владелец жилья намеренно прописывает у себя постороннего человека, но не пускает его к себе жить. То есть гражданин получает отметку в паспорте, но не проживает по указанному адресу.

Суть регистрации в информировании государства о месте фактического проживания. Если человек предоставляет миграционной службе адрес, по которому не собирается жить – это является нарушением закона.

Поскольку для законодательства неважно знает человек о том, что совершает противоправное действие или не знает, ответственность за наличие фиктивной прописки он все равно будет нести в полной мере.

Приезжий, который обращается в одну из контор, занимающихся регистрацией и поселением, должен проверить легальность процедуры. Это в первую очередь важно для него.

Нормативная база

Понятие о фиктивной регистрации раскрывается во 2 статье Закона №5242-1 РФ. Он был дополнен в 2013 году Законом №376-Ф3.

Человек, который заведомо предоставляет в соответствующие органы недостоверные документы либо сведения, должен осознавать свою вину. Прописка без намерения проживать по адресу означает, что человек имел цель не вселение в квартиру, а получение для себя выгоды в виде трудоустройства, получения кредита, оформления водительского удостоверения.

Собственник либо наниматель, который письменно подтвердил согласие на вселение и не предоставил свое жилье, осознавал свои действия.

Способы фиктивной регистрации:

НедостоверностьПредоставление вымышленных сведений о человеке, владельце жилья, жилой площади, согласии.
НедействительностьИспользование поддельных копий документов о собственности, паспорта.
ФормальностьКогда собственник давал письменное согласие, он заведомо не собирался предоставлять свое жилье гражданину для фактического нахождения в нем.

Если факт фиктивной прописки выявлен, то гражданина снимают с учета по месту жительства. Решение об этом принимает орган регистрационного учета в порядке, который установлен исполнительной властью.

Закон от 2013 года также внес изменения в Уголовный Кодекс. Поэтому в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную прописку. Она прописана в статьях 322.2. и 322.3.

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении

В случае если действия людей не содержат уголовно наказуемых действий, но были нарушены правила регистрации, закон предусматривает административную ответственность. Это предполагает наложение штрафа. Информация прописана в статье 19.15.2 КоАП.

Люди могут быть освобождены от ответственности, если будет представлена документальная информация о том, что собственник и человек с фиктивной регистрацией являются близкими родственниками. Супруги также попадают под эту норму.

Как доказывается

Признать, что регистрация является фиктивной, можно только через суд. На практике доказать фиктивность прописки либо существование «резиновых квартир» очень сложно. Что представляют собой «резиновые квартиры»?

Представители миграционной службы в первую очередь обращают внимание на такие помещения. Из-за того что прописано в подобных квартирах больше людей, чем может проживать, их называют резиновыми.

Заявление о фиктивной регистрации чаще всего подают представители миграционной службы. Иногда это может быть участковый, который выявил в результате проверки, что в помещении зарегистрировано большее число людей, чем проживает на самом деле. В редких случаях инициаторами проверки могут стать бдительные жильцы дома.

Человек, который не хочет стать жертвой фиктивной регистрации, должен делать все в соответствии с законом. Не стоит обращаться в непроверенные конторы, работники которых обещают осуществить процедуру постановки на учет в течение дня.

Человека из другого города может зарегистрировать служащий гостиницы, в которую можно вселиться либо собственник съемной квартиры.

Переезжая из-за выгодной работы, человек может уточнить у работодателя возможность предоставления прописки.

В случае получения постоянной регистрации, в паспорт гражданина должны поставить штамп.

При временной прописке гражданину дадут отдельный документ, на котором должен стоять штамп УФМС.

Ответственность и судебная практика касательно фиктивной регистрации по месту жительства

Нововведения относительно борьбы с фиктивной регистрацией по месту жительства предусматривают усиление старых и введение новых мер касательно ответственности за нарушения законодательства. Ответственность за правонарушения в сфере прописки, совершенные в столице и Санкт-Петербурге, караются более строго.

Ранее судебная практика касательно фиктивной регистрации по месту жительства предусматривала только административную ответственность.

С человека, который проживал без паспорта либо с фиктивной пропиской стягивали штраф, размер которого был 1,5-2,5 тысячи рублей.

Собственник жилья, который намеренно совершает преступление, раньше платил штраф в размере 2-2,5 тысяч рублей. Иначе дело обстоит в 2020 году.

В современном законодательстве появилась уголовная ответственность за фиктивную постановку на регистрационный учет по месту жительства. Судебная практика касательно фиктивной регистрации по месту жительства опирается на две статьи УК РФ.

Обе статьи предусматривают следующие виды наказания:

  • штраф 100-500 тысяч рублей либо размер любого вида дохода осужденного, который он имел в течение определенного периода (до 3-х лет);
  • принудительные работы на период до 3-х лет и лишение права пребывать на определенных должностях на период до 3-х лет;
  • лишение свободы на период до 3-х лет и лишение права пребывать на определенных должностях на период до 3-х лет.

Если человек совершил преступление по одной из двух статей, он может быть освобожден от уголовной ответственности. Условием для этого будет содействие в раскрытии этого преступления. Расследовать подобные дела должны органы внутренних дел.

В судебной практике немало приговоров, связанных с фиктивной регистрацией. Один из них был вынесен в 2020 году. Уголовное дело было заведено в отношении граждан Х. и Г., которые ранее не были судимы. Граждан Х. обвинялся по статье 327, а гражданин Г. – по статьям 322.2 и 327.

Подсудимый Х. изготовил печать, чтобы делать поддельные документы. Он вступил в сговор с подсудимым Г., который должен был предоставлять Х. информацию об иностранных гражданах, которые желают приобрести подложные миграционные бумаги для дальнейшего их использования. Подсудимый Г. получал за свою информацию денежное вознаграждение.

В результате преступных действий было фиктивно зарегистрировано семь иностранных граждан. Все они имели гражданство Республики Азербайджан.

Подсудимые полностью признали свою вину. По решению суда гражданин Х. был приговорен к 1 году ограничения свободы. Гражданин Г. был приговорен к 1 году ограничения свободы и штрафу в размере 20 тысяч рублей в доход государства.

Другой приговор 2020 года связан с делом гражданина З. Его обвинили в совершении преступлений по статьям 322.2 и 322.3. Являясь собственником жилой площади размером 42,4 квадратных метров, он фиктивно зарегистрировал на ней гражданку Республики Украина.

После этого он фиктивно прописал еще двух граждан Республики Украина, одного представителя Республики Молдова, одного гражданина Республики Армения. Все они не планировали использовать помещение для проживания и пребывания.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/sudebnaja-praktika-po-fiktivnoj-registracii-po-mestu-zhitelstva/

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

Фиктивная регистрация иностранных граждан судебная практика

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г.

статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции.

«Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей.

Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п.

1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.

2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.

3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п.

2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п.

3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст.

322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п.

6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п.

7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст.

322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст.

322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст.

322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям.

Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п.

9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ.

Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет.

При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.

2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п.

11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.

1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п.

12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.

1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст.

322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.

1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции.

Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п.

15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.

2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу.

Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.

3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ.

«Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания.

Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ.

Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п.

18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п.

19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст.

14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п.

20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел.

«Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/verkhovnyy-sud-podgotovil-razyasneniya-po-ugolovnym-delam-o-nezakonnoy-migratsii-v-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.