Федеральный закон об опеке и попечительстве 2020

Федеральный закон об опеке и попечительстве

Федеральный закон об опеке и попечительстве 2020

На территории РФ отношения, складывающиеся в процессе установления опекунов или попечителей, регулирует ФЗ об опеке и попечительстве.

Задача документа

Федеральный закон об опеке и попечительстве N48 начал действовать с 2008 года.

Основная задача документа — регулирование правоотношений, возникающих, когда устанавливается, осуществляется или прекращается опека с попечительством.

Актом закреплены следующие принципы:

  1. Возможность самостоятельного принятия обязанностей, возникающих в связи с принятием статуса опекуна, попечителя на основании личного заявления, а также возможность отказа от принятых обязанностей.
  2. Организация контроля над этой сферой взаимоотношений.
  3. Защита лиц, помещенных под опеку.

ВНИМАНИЕ! Нормативный документ закрепляет статус социального уполномоченного органа, процедуру его деятельности и определяет задачи и полномочия.

Также документ устанавливает статус граждан, являющихся опекунами, попечителями, регламентирует процедуру использования имущества, принадлежащего опекаемым. Устанавливает меры наказания, которые могут быть применены к лицам, являющимся субъектами данных правоотношений.

В нормативном акте закреплены задачи, поставленные перед органами опеки и попечительства.

Среди них законодатель выделяет следующие:

  • Реализация мер, направленных на защиту интересов лиц, нуждающихся в опеке.
  • Реализация мер, направленных на защиту интересов уже опекаемых лиц.
  • Осуществление контроля над деятельностью лиц, являющихся опекунами. А также попечителями и организациями, в которые помещаются лица, являющиеся недееспособными или ограниченно дееспособными.
  • Контроль за сохранением имущества опекаемых. А также лиц, находящихся в организациях, предоставляющих социальные услуги. Контроль за использованием этого имущества.

ВАЖНО! Закон допускает возложение региональными актами иных полномочий на социальные государственные органы.

Возлагаемые полномочия

Нормативным документом установлен перечень полномочий, используемых социальными органами для реализации поставленных задач.

К ним отнесены:

  • Проведение работ по выявлению, ведению учета лиц, которых следует поместить под опеку.
  • Обращение в судебные органы с требованиями об ограничении в дееспособности или признании лица ее лишенным. При выявлении оснований, позволяющих восстановить человека в дееспособности, орган должен обращаться в судебную инстанцию с заявлением.
  • Реализация процедуры помещения лица под опеку.
  • Контроль за деятельностью опекунов, попечителей и социальных организаций, в которые помещены опекаемые.
  • Проведение процедуры освобождения опекунов от возложенных на них обязанностей.
  • Предоставление разрешений на проведение сделок в интересах опекаемых.
  • Осуществление представления интересов лиц, не достигших совершеннолетия, а также недееспособных в случаях, когда действия законных представителей нарушают права и интересы последних.
  • Выдача разрешений для осуществления раздельного проживания лиц, не являющихся совершеннолетними, с официальными представителями.
  • Организация подбора, подготовки и учета желающих получить соответствующий статус, а также тех, кто выявил намерение принять детей, являющихся сиротами или оставшимися без родительского попечения.
  • Организация проверок условий проживания, осуществление мер по сохранению и управлению имуществом подопечных, а также организация проверок исполнения своих прав и обязанностей опекунами.
  • Организация помощи лицам, являющимся опекунами или попечителями несовершеннолетних в реализации защиты прав последних.

В их полномочия также входит информирование решивших получить статус опекуна или попечителя граждан, а также выразивших желание принять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения о процедуре получения статуса. О формах устройства детей в семью, осуществление помощи в процессе подготовки документов этими лицами также возлагается на органы соцопеки.

Закон об опекунстве

Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.

https://www.youtube.com/watch?v=0Wyz1wqLbzg

Закон позволяет брать под опеку:

К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:

  • Дееспособность.
  • Достижение совершеннолетия.

Не рассматриваются кандидаты, которые:

  1. Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
  2. Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.

Над детьми

Семейное законодательство, а также нормы Федерального законодательства об опеке и попечительстве допускают их установление над детьми.

Опекаемыми могут стать дети, родители которых:

  • Являются умершими.
  • Ограничены или лишены прав в отношении детей на основании вступившего в юридическую силу решения суда.
  • Признаны на основании судебного акта безвестно отсутствующими.
  • Получили статус недееспособных на основании судебного акта, вступившего в силу.
  • Создают условия, не отвечающие требованиям безопасности проживания или развития ребенка.
  • Не могут осуществлять родительские обязанности по причине болезни.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае достижения ребенком возраста 10 лет, при назначении опекуна органы должны учитывать его мнение.

Над пожилым человеком

Зачастую необходимость установления опеки или попечения над пожилым лицом связана с невозможностью последнего понимать значение своих действий и их последствия.

Опеку можно установить над пожилыми лицами, которые:

  • имеют психические отклонения;
  • не могут самостоятельно ухаживать за собой в связи с расстройством здоровья.

В случае когда пожилой гражданин достиг 80 лет, то опекун имеет право дополнительно получать отчисления из ФСС, соблюдая при этом следующие условия:

  1. Лицо должно быть в трудоспособном возрасте.
  2. Лицо не должно быть трудоустроено.

СПРАВКА! Период ухода за престарелым лицом будет впоследствии засчитан в трудовой стаж.

Над недееспособным

Недееспособным может быть признано лицо только на основании судебного решения. После вступления документа в силу, он в срок не более 3 дней поступает в социальный орган. Далее в течение 30 дней этот человек должен быть помещен под опекунство.

Опекуном недееспособного может быть только совершеннолетний и полностью дееспособный. Прежде чем назначить, уполномоченный социальный орган осуществляет проверку жилищных условий, запрашивает сведения о его личности и доходах.

Порядок оформления

Зачастую процедура установления над лицом опеки или попечительства занимает продолжительное количество времени.

Можно выделить несколько этапов:

  1. Кандидат обращается в социальный государственный орган с заявлением о рассмотрении его кандидатуры. В заявлении необходимо указать персональную информацию о лице, данные о месте жительства, список документов, прилагаемых к заявлению.
  2. После подачи бумаг орган рассматривает представленные сведения. По окончании изучения информации, руководитель социального органа принимает решение о том, может ли лицо стать опекуном или попечителем, которое оформляется актом. В этом документе указывается срок, в течение которого кандидатом будут осуществляться полномочия.

ВНИМАНИЕ! Допускается передача обязанностей по договору опеки или попечительства.

Если такой документ есть, деятельность опекающего совершается на возмездной основе. В качестве платы перечисляются средства от доходов опекаемого либо средства регионального, местного бюджета.

Перечень документов

ФЗ об опеке и попечительстве установлен следующий перечень документов, являющихся обязательными:

  • Заявление, заполненное заинтересованным лицом.
  • Характеристика от работодателя, с места проживания.
  • Справка от работодателя о занимаемой должности, уровне его дохода.
  • Справка о составе семьи кандидата.
  • В случае зарегистрированного брака, согласие супруга.
  • Медицинский документ об отсутствии заболеваний, не дающих выполнять необходимые действия, форма N542.
  • Справка с данными лицевого счета.

Также потребуются документы о недвижимом жилом имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Отличие опеки от попечительства

Несмотря на то что термины опека и попечительство близкие по смыслу, тождественными они не являются.

https://www.youtube.com/watch?v=qve5DJlymSs

Опекуны назначаются недееспособным, а также детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста. Опекун содержит их, помогает реализовывать права, предоставляемые государством, и выступает защитником интересов. Дополнительно обладает возможностью осуществлять крупные сделки от лица опекаемого, однако законность такой сделки обязательно проверяется социальным уполномоченным органом.

Попечители могут назначаться детям, которые уже достигли 14 лет, но не обрели полную дееспособность и лицам, являющимся ограниченно дееспособными. При исполнении переданных ему обязанностей, он следит за тем, чтобы опекаемые лица пользовались правами в полном объеме. Крупные сделки опекаемые заключают только при наличии согласия попечителя, мелкие могут от собственного имени.

Источник: https://govcare.ru/opeka/federalnyj-zakon-n48

Права бабушек и дедушек на участие в воспитании внуков могут узаконить

Федеральный закон об опеке и попечительстве 2020

https://ria.ru/20201006/vnuki-1578365688.html

Права бабушек и дедушек на участие в воспитании внуков могут узаконить

Группа депутатов от “Единой России” внесла в Госдуму законопроект “О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и федеральный закон “Об опеке и… РИА Новости, 06.10.2020

2020-10-06T10:24

2020-10-06T10:24

2020-10-06T12:15

россия

госдума рф

единая россия

общество

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/152202/36/1522023682_0:0:1500:845_1400x0_80_0_0_be934966b26e99257b2fdb631a4a33e1.jpg

МОСКВА, 6 окт —РИА Новости. Группа депутатов от “Единой России” внесла в Госдуму законопроект “О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и федеральный закон “Об опеке и попечительстве” в части установления гарантий права ближайших родственников несовершеннолетних детей на участие в их воспитании.

Документ размещен во вторник в электронной базе данных нижней палаты парламента.Вместе с тем, исходя из действующего законодательства, “временное нахождение ребенка с бабушкой, дедушкой или другими близкими родственниками ничем не отличается от ситуации, при которой ребенок находится с чужими для него людьми”.

Семейный кодекс гласит, что только родители — законные представители своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Таким образом, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (попечителей). Совершение сделок несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет одобряют тоже они.

При этом в отношении дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников ситуация принципиально иная. “Законом предусмотрено лишь то, что они имеют право на общение с ребенком”, — отмечают законодатели.

Согласно действующему закону, в случае краткосрочного отсутствия родителей оставление детей с бабушкой или дедушкой (даже при согласии родителей) находится вне правового поля.

Законопроектом предлагается дополнить Семейный кодекс положением, что “дети с согласия родителей вправе пребывать у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестер и других родственников”.Помимо этого, предлагается дополнить часть 4 статьи 13 ФЗ “Об опеке и попечительстве” специальным регулированием в отношении ситуаций, когда опекуном или попечителем несовершеннолетнего ребенка назначаются его бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры — до момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя ребенок вправе находиться у них.

https://radiosputnik.ria.ru/20201002/kanikuly-1578132070.html

https://ria.ru/20171115/1508860830.html

Surfer V

Сейчас, в пору, когда органы опеки имеют очень много прав – эти изменения нужны, дабы не было перекосов. Потому что всегда в воспитании ребёнка участвовала вся семья – и бабушки с дедушками, и старшие братья и сёстры.

30

Игорь Земский

Не эти поправки в семейный кодекс нужно вводить. А выправить его в сторону мужа, т.к. сейчас этот закон служит лишь правовым инструментом для дележа имущества при разводах, в пользу жён.

12

4

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/152202/36/1522023682_32:0:1463:1073_1400x0_80_0_0_f45a9b86e11e8560d146a5c9573c9079.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, госдума рф, единая россия, общество

МОСКВА, 6 окт —РИА Новости. Группа депутатов от “Единой России” внесла в Госдуму законопроект “О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и федеральный закон “Об опеке и попечительстве” в части установления гарантий права ближайших родственников несовершеннолетних детей на участие в их воспитании.

Документ размещен во вторник в электронной базе данных нижней палаты парламента.

“В действующем семейном законодательстве не в полной мере отражены традиционные для российского общества представления об участии близких родственников в воспитании детей. В воспитательном процессе традиционного активное участие принимают бабушки и дедушки детей”, — отмечается в пояснительной записке.

Вместе с тем, исходя из действующего законодательства, “временное нахождение ребенка с бабушкой, дедушкой или другими близкими родственниками ничем не отличается от ситуации, при которой ребенок находится с чужими для него людьми”.

Семейный кодекс гласит, что только родители — законные представители своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Таким образом, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (попечителей). Совершение сделок несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет одобряют тоже они.

При этом в отношении дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников ситуация принципиально иная. “Законом предусмотрено лишь то, что они имеют право на общение с ребенком”, — отмечают законодатели.

Согласно действующему закону, в случае краткосрочного отсутствия родителей оставление детей с бабушкой или дедушкой (даже при согласии родителей) находится вне правового поля.

“На практике эта ситуация породила оформление нотариальных доверенностей, содержание которых сводится к тому, что родители позволяют бабушке или дедушке находиться с внуком (внучкой) и защищать его интересы”, — поясняется в документе.

Законопроектом предлагается дополнить Семейный кодекс положением, что “дети с согласия родителей вправе пребывать у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестер и других родственников”.

Помимо этого, предлагается дополнить часть 4 статьи 13 ФЗ “Об опеке и попечительстве” специальным регулированием в отношении ситуаций, когда опекуном или попечителем несовершеннолетнего ребенка назначаются его бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры — до момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя ребенок вправе находиться у них.

Источник: https://ria.ru/20201006/vnuki-1578365688.html

48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации

Федеральный закон об опеке и попечительстве 2020
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи.

Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами.

Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2.

В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности.

Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении.

Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных.

В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д.

Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного.

В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства.

Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-ob-opeke-i-popechitelstve/

Общие положения Федерального закона

Федеральный закон об опеке и попечительстве 2020

Федеральный закон номер 48 об опеке и попечительстве регламентирует вопросы, связанные с установлением и осуществлением попечительства и опеки над недееспособными или не полностью дееспособными лицами.

Опека – это способ устройства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также людей, которых признали недееспособными в судебном порядке. При этом органами опеки назначаются законные представители, которые могут производить любые действия в интересах этих людей и от их имени. Эти представители называются опекунами.

Попечительство – это вид устройства граждан, не достигших совершеннолетия, от четырнадцати до восемнадцати лет и лиц, которые были ограничены в дееспособности судом.

При этом попечители, назначаемые органами опеки и попечительства (ООП), должны содействовать своим подопечным в реализации их прав и исполнении их обязанностей, защищать несовершеннолетних от различных злоупотреблений, давать разрешение совершеннолетним подопечным совершать действия в соответствии со статьёй 30 ГК.

Основными принципами деятельности, связанной с попечительством и опекой, являются следующие:

  • добровольное принятие и добровольный отказ от опекунских либо попечительских обязанностей;
  • контроль за деятельностью законных представителей;
  • защита прав и интересов людей, находящихся под опекой.

Функции попечительских органов

Основными функциями данных органов являются:

  1. Защита прав и законных интересов людей, которые нуждаются в опеке, и лиц, которые уже находятся под опекой или попечительством.
  2. Контроль за действиями опекунов, попечителей, а также учреждений, в которые помещаются недееспособные или не полностью дееспособные лица.
  3. Надзор за сохранностью имущества и управлением имуществом людей, которые находятся под попечительством и опекой и помещены в соответствующие образовательные, медицинские, социальные или какие-либо другие учреждения. Это относится также к сиротам.

Права и обязанности органов попечительства и опеки

ООП обязаны:

  • осуществлять свою деятельность исключительно в рамках закона;
  • выявлять и вести учет людей, нуждающихся в опеке;
  • предоставлять временное убежище, медицинскую и психологическую помощь, реабилитацию сиротам;
  • защищать интересы и права подопечных;
  • контролировать сохранность имущества;
  • в случае смены места проживания подопечного в течение 3 дней с момента извещения об этом перенаправить личное дело в ООП в соответствии с новым местом проживания.

Права ООП:

  • обращаться в суд для признания человека недееспособным;
  • устанавливать, назначать или отстранять законных представителей;
  • выдавать разрешения на проведение сделок с имуществом подопечных;
  • представлять интересы несовершеннолетних или недееспособных лиц;
  • проверять, в каких условиях живут подопечные.

В Гражданском кодексе РФ указываются требования, предъявляемые к личности человека, претендующего стать опекуном.

ООП имеет право требовать от гражданина, выявившего желание стать попечителем или опекуном и подавшего соответствующее заявление, предоставить о себе необходимую информацию, которая даст возможность оценить его способность к исполнению опекунских обязанностей, а также вправе запрашивать дополнительные сведения о нем в ОВД и других учреждениях.

Приоритетное право получить статус опекуна всегда имеют родственники.

Родители, которые по уважительным причинам на протяжении какого-то времени не могут выполнять родительские обязанности, могут подать в ООП заявление о назначении опекуна или попечителя своему ребенку на определенный срок.

Правовые отношения между опекуном или попечителем и подопечным начинаются с момента составления акта ООП о назначении опекуна или попечителя. Акт о назначении (либо отказе) может быть оспорен в суде.

Попечители могут быть представителями своего подопечного в случаях, предусмотренным ФЗ об опеке и попечительстве, и оказывают несовершеннолетнему подопечному помощь в осуществлении им своих прав и обязанностей.

Ответственность

Попечители и опекуны несут ответственность:

  • уголовную, административную за свои действия и/или бездействия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • за сделки, совершаемые ими от лица подопечных;
  • за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного.

Распоряжение имуществом

Опекун может вносить финансовые средства, а попечитель имеет право давать согласие на внесение средств подопечного на счет в банке.

Опекун не имеет права заключать кредитный договор от лица подопечного, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такой сделки; исключением является случай, когда получение займа необходимо в целях обеспечения этого человека жильём.

Имущество подопечного не может быть передано в заем за исключением тех случаев, когда возврат займа обеспечивается залогом недвижимости по ипотеке.

Опекун может передавать имущество подопечного в пользование и заключать соответствующий договор на период не более, чем пять лет.

Недвижимость не может подлежать отчуждению. Исключением может быть принудительное взыскание; отчуждение по договору ренты (если этот договор несёт в себе выгоду для подопечного); при перемене места проживания.

Надзор за деятельностью законных представителей

Законный представитель должен каждый год не позже 1 февраля (если другой срок не указан в договоре) подавать письменный отчет о хранении, использовании, управлении имуществом.

Этот отчет утверждается руководителем ООП, при утверждении из описи имущества исключаются вещи, пришедшие в непригодность, а в опись вносятся изменения. Отчет хранится в личном деле.

Ключевые отличия опеки от усыновления

Основным отличием является тот факт, что при усыновлении ребёнок юридически приравнивается к родному, а при опекунстве права ограничены.

При усыновлении ребенок может получить фамилию своих приёмных родителей, а при опекунстве – нет. Приёмных родителей можно лишить их родительских прав.

Опекуну выплачиваются социальные пособия, в то время как в случае усыновления никаких пособий не начисляется.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/usynovlenije

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.