Федеральный закон о земельных паях

Содержание

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ

Федеральный закон о земельных паях

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 27 июля 2002 г. N 137, в “Парламентской газете” от 27 июля 2002 г. N 140-141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3018

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев восьмого – десятого, двадцать второго – двадцать пятого пункта 2 статьи 5 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 245-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 10-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 113-ФЗ

[attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Источник: https://base.garant.ru/12127542/

Как купить землю на паях под ведение сельского хозяйства

Федеральный закон о земельных паях

Зем­ли сель­хоз­уго­дий, не выве­ден­ные из обо­ро­та, могут предо­став­лять­ся не толь­ко в част­ную, но и в общую доле­вую соб­ствен­ность.

Пра­ви­ла предо­став­ле­ния таких земель­ных участ­ков, вла­де­ния, опре­де­ле­ния долей общей соб­ствен­но­сти (ОС), про­ве­де­ния сде­лок, изъ­я­тия регу­ли­ру­ют­ся Феде­раль­ным Зако­ном № 101-ФЗ Об обо­ро­те земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния. Рас­смот­рим клю­че­вые поло­же­ния дан­но­го зако­на.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: обзор ФЗ № 101

ФЗ № 101 не отно­сит­ся к земель­ным участ­кам (ЗУ) с/х назна­че­ния, предо­став­ля­е­мым для веде­ния садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ЛПХ, гараж­но­го коопе­ра­тив­но­го (и инди­ви­ду­аль­но­го) стро­и­тель­ства, а так­же заня­ты­ми объ­ек­та­ми недви­жи­мо­сти (Обо­рот дан­ных участ­ков регу­ли­ру­ет­ся Земель­ным Кодек­сом).

К каким наделам применяется ФЗ № 101

Область при­ме­не­ния зако­на — сво­бод­ные неза­стро­ен­ные сель­хоз­уго­дья, выде­ля­е­мые отдель­ным граж­да­нам и юрли­цам, сель­ско­хо­зяй­ствен­ным пред­при­я­ти­ям и орга­ни­за­ци­ям, пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, а так­же кре­стьян­ским фер­мер­ским хозяй­ствам (КФХ) для сов­мест­но­го вла­де­ния на прин­ци­пах общей доле­вой соб­ствен­но­сти.

  • Устав­ный капи­тал таких хозяйств обра­зу­ет­ся из пае­вых взно­сов участ­ни­ков. Поэто­му ФЗ № 101 изве­стен так­же под назва­ни­ем “закон о земель­ных паях”.
  • Рас­по­ря­жать­ся сво­ей долей земель­ные пай­щи­ки могут как угод­но:
    • напри­мер, они могут выде­лить из нее отдель­ный земель­ный уча­сток для веде­ния ЛПХ или ФКХ;
    • сдать в арен­ду (или суб­арен­ду);
    • про­дать (при нали­чии прав соб­ствен­но­сти).
  • Пра­во­вая база регу­ли­ро­ва­ния обо­ро­та земель­ных участ­ков и долей ОС, вхо­дя­щих в состав сель­хоз­уго­дий:
    • Кон­сти­ту­ция РФ;
    • ЗК РФ;
    • ФЗ № 101;
    • ГК РФ;
    • др. зако­ны.

Пять главных принципов оборота земель с/х назначения

  • ЗУ мож­но исполь­зо­вать толь­ко в пред­на­зна­чен­ных целях.
  • Огра­ни­чи­ва­ет­ся мак­си­маль­ный раз­мер общей пло­ща­ди земель­ных наде­лов в пре­де­лах одно­го муни­ци­паль­но­го рай­о­на, кото­рый может быть в соб­ствен­но­сти одно­го физи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица.
  • При­о­ри­тет в покуп­ке ЗУ у госу­дар­ства РФ, кро­ме участ­ков, выстав­лен­ных на пуб­лич­ных тор­гах.
  • При­о­ри­тет­ное пра­во покуп­ки отчуж­да­е­мой доли ЗУ, при­над­ле­жа­ще­го с/х орга­ни­за­ции или чле­ну КФХ, при­над­ле­жит участ­ни­ку общей доле­вой соб­ствен­но­сти.
  • ЗУ из земель сель­хоз­на­зна­че­ния могут так­же предо­став­лять­ся ино­стран­цам (физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам) и лицам без граж­дан­ства, но при усло­вии, что доля их земель­но­го пая в общем капи­та­ле будет боль­ше 50% (пп. 5 п.3 ст. 1 ФЗ). При этом дан­ные участ­ни­ки при­об­ре­та­ют толь­ко пра­ва арен­ды, но не пра­ва соб­ствен­но­сти (ст. 3).

При­ва­ти­за­ция наде­лов про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с Земель­ным Кодек­сом и дру­ги­ми фед. зако­на­ми. При­ва­ти­зи­ро­вать нель­зя уго­дья Край­не­го Севе­ра, заня­тые паст­би­ща­ми.

Подроб­нее об обла­сти при­ме­не­ния ЗУ из земель сель­хоз­уго­дий и прин­ци­пах их обо­ро­та — в ст. 1 ФЗ № 101.

Участники правовых отношений

Участ­ни­ка­ми пае­вых земель­ных сооб­ществ могут быть:

  • госу­дар­ство РФ;
  • субъ­ект РФ;
  • МО (муни­цип. обра­зо­ва­ния);
  • физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица (рези­ден­ты РФ);
  • ино­стран­ные гр-не и юрли­ца, лица без гр-ва (при усло­вии соблю­де­ния усло­вия в пп. 5 п.3 ст. 1).

Размер и положение участков

  • Мини­маль­ный раз­мер ЗУ уста­нав­ли­ва­ет­ся зако­на­ми субъ­ек­тов.
  • Надел не может нахо­дить­ся в соста­ве искус­ствен­но оро­ша­е­мых земель и обла­дать раз­ме­ром мень­ше мини­маль­но­го, за исклю­че­ни­ем сле­ду­ю­щих слу­ча­ев:
    • он выде­лен из доли в пра­ве ОС для веде­ния ЛПХ или ФКХ, в част­но­сти, для садо­вод­ства, пче­ло­вод­ства, выра­щи­ва­ния ово­щей, вино­гра­да, цве­тов, раз­ве­де­ния рыбы, иных видов с/х дея­тель­но­сти, допус­ка­ю­щих при­ме­не­ние ЗУ мень­ше мини­маль­но­го р‑ра;
    • уча­сток обра­зу­ет­ся в целях буду­ще­го изъ­я­тия в муни­ци­паль­ную либо госу­дар­ствен­ную собств-сть с изме­не­ни­ем сво­е­го целе­во­го назна­че­ния в рам­ках пере­пла­ни­ров­ки земель­ной тер­ри­то­рии.
  • Мак­си­маль­ный раз­мер ЗУ, нахо­дя­щий­ся в соб­ствен­но­сти одно­го физи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица, может быть не более*10% от общей пло­ща­ди всех с/х земель муни­ци­паль­но­го р‑на, в кото­ром нахо­дит­ся уча­сток (п. 2 ст. 4 ФЗ № 101).

При­ме­ча­ние*: В ФЗ № 101 напи­са­но “не менее 10 %” (???). Оче­вид­но, что это ошиб­ка, поче­му-то до сих пор не устра­нен­ная: мак­си­маль­ный раз­мер не может быть по логи­ке “не менее”, а может быть толь­ко “не более”.

Принуждение к отчуждению земельного участка или доли

Соб­ствен­ник дол­жен отка­зать­ся от сво­е­го пра­ва собств-сти и про­ве­сти отчуж­де­ние ЗУ либо при­над­ле­жа­щей доли в слу­ча­ях:

  • если он явля­ет­ся ино­стран­цем или лицом без граж­дан­ства, на осно­ва­нии ст. 3 ФЗ;
  • если мак­си­маль­ный раз­мер участ­ка боль­ше допу­сти­мо­го.

Отчуж­де­ние долж­но быть про­из­ве­де­но в тече­ние одно­го года:

  • с момен­та при­ня­тия ФЗ № 101 (если уча­сток либо его доля ста­ли собств-стью еще до при­ня­тия зако­на);
  • с момен­та при­об­ре­те­ния прав соб­ствен­но­сти (для ЗУ, куп­лен­ных после при­ня­тия ФЗ).

При отчуж­де­нии ЗУ в поль­зу субъ­ек­та или МО быв­ший соб­ствен­ник полу­ча­ет при­о­ри­тет­ное пра­во на заклю­че­ние аренд­но­го дого­во­ра на отчуж­ден­ный им надел

Если соб­ствен­ник не изба­вит­ся от земель­но­го участ­ка (доли) в над­ле­жа­щий срок, тер­ри­то­ри­аль­ный орган ЕГРН в тече­ние 10 дней дол­жен изве­стить об этом гос. орга­ны субъ­ек­та. А те на про­тя­же­ние меся­ца обра­ща­ют­ся в суд для отчуж­де­ния участ­ка насиль­ствен­ным спо­со­бом через пуб­лич­ные тор­ги.

Если поку­па­тель не нахо­дит­ся, то ЗУ (или долю) долж­ны по рыноч­ной цене при­об­ре­сти либо субъ­ект РФ, либо МО (ст. 5 ФЗ).

Правила изъятия земельных участков с/х земель

Обо­рот земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния под­ра­зу­ме­ва­ет пере­да­чу участ­ка:

  • в соб­ствен­ность;
  • арен­ду;
  • посто­ян­ное поль­зо­ва­ние;
  • без­воз­мезд­ное сроч­ное поль­зо­ва­ние;
  • пожиз­нен­ное насле­ду­е­мое вла­де­ние.

Одна­ко все эти виды исполь­зо­ва­ния могут быть пре­кра­ще­ны.

Земель­ный уча­сток может быть изъ­ят у соб­ствен­ни­ков (арен­да­то­ров, вла­дель­цев и поль­зо­ва­те­лей) госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми орга­на­ми в слу­ча­ях:

  • Нане­се­ния ущер­ба ЗУ и эко­ло­гии:
    • под ущер­бом пони­ма­ет­ся непра­виль­ная экс­плу­а­та­ция зем­ли, при­вед­шая к сни­же­нию пло­до­ро­дия, кри­те­рии кото­ро­го уста­нов­ле­ны пра­ви­тель­ством РФ;
    • мас­шта­бы нане­се­ния ущер­ба окру­жа­ю­щей сре­ды опре­де­ля­ют­ся в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем № 7 — ФЗ “Об охране окр. сре­ды”.
  • Исполь­зо­ва­ние ЗУ не по целе­во­му назна­че­нию, то есть не для осу­ществ­ле­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, в тече­ние 3 и более лет (в этот срок не вклю­ча­ет­ся вре­мя, когда надел не мог исполь­зо­вать­ся из-за ава­рий­ной ситу­а­ции, сти­хий­но­го бед­ствия, нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та и т.д.).

Эти два пра­ви­ла рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на участ­ки, не явля­ю­щи­е­ся ипо­теч­ным зало­гом или пред­ме­том судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства по делу о банк­рот­стве.

Кон­троль за исполь­зо­ва­ни­ем земель­ным участ­ков про­из­во­дят орга­ны гос­над­зо­ра. Про­це­ду­ра изъ­я­тия слож­ная:

  • При выяв­лен­ных нару­ше­ни­ях на нару­ши­те­ля вна­ча­ле заво­дят адми­ни­стра­тив­ное дело, а если он не устра­нит их, то орга­ны над­зо­ра направ­ля­ют мате­ри­а­лы в исп. орга­ны субъ­ек­та РФ и изве­ща­ют об этом ЕГРН (с это­го момен­та все опе­ра­ции, свя­зан­ные с пере­хо­дом прав на ЗУ будут до реше­ния суда пре­кра­ще­ны).
  • Далее орга­ны исп. вла­сти в тече­ние двух меся­цев пода­ют в суд иск об изъ­я­тии ЗУ. При поло­жи­тель­ном реше­нии суда в тече­ние полу­го­да про­во­дят­ся кадаст­ро­вые рабо­ты в отно­ше­нии изъ­ято­го участ­ка (при необ­хо­ди­мо­сти меня­ет­ся тип исполь­зо­ва­ния), про­из­во­дит­ся оцен­ка ЗУ и орга­ни­зу­ют­ся пуб­лич­ные тор­ги.
  • В тор­гах не могут при­нять уча­стие вза­и­мо­за­ви­си­мые лица (юрли­ца, учре­ди­те­ля­ми или чле­на­ми кото­рых явля­ет­ся соб­ствен­ник изъ­ято­го участ­ка, чле­ны его семьи, род­ствен­ни­ки, долж­ност­ные лица, кото­рые мог­ли бы повли­ять на резуль­та­ты тор­гов).
  • Началь­ная цена ЗУ на пуб­лич­ных тор­гах рав­на его кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти. Если уча­сток в пло­хом состо­я­нии, цену могут сни­зить на 20%.
  • Если тор­ги не состо­я­лись, через два меся­ца про­во­дят повтор­ные: стар­то­вая цена уста­нав­ли­ва­ет­ся ниже на 20%, чем цена пер­вич­ных тор­гов.
  • При неудав­ших­ся повтор­ных тор­гах уча­сток про­да­ют путем пуб­лич­ной офер­ты. Про­даж­ная цена при этом долж­на быть не ниже поло­ви­ны сто­и­мо­сти того же объ­ек­та, выстав­лен­но­го на повтор­ные тор­ги.
  • Сред­ства от про­да­жи земель­но­го участ­ка отда­ют­ся быв­ше­му соб­ствен­ни­ку, за выче­том рас­хо­дов на кадаст­ро­вые и оце­ноч­ные рабо­ты и про­ве­де­ние тор­гов.
  • Новый соб­ствен­ник дол­жен начать исполь­зо­вать уча­сток по назна­че­нию не позд­нее, чем через год. В про­тив­ном слу­чае на него так­же может быть заве­де­но адми­ни­стра­тив­ное дело, и про­це­ду­ра изъ­я­тия при невы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний повто­рит­ся.

Все земель­ные участ­ки с уста­нов­лен­ным неце­ле­вым исполь­зо­ва­ние нахо­дят­ся под осо­бым кон­тро­лем: реги­стри­ру­ю­щие испол­ни­тель­ные орга­ны (ЕГРН) обя­за­ны направ­лять све­де­ния о реги­стра­ции всех сде­лок в кон­тро­ли­ру­ю­щие над­зор­ные орга­ны.

Подроб­нее об изъ­я­тии читай­те в ст. 6 ФЗ № 101.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения: особенности сделок

Гла­ва вто­рая ФЗ № 101 регла­мен­ти­ру­ет сле­ду­ю­щие виды сде­лок с ЗУ земель с/х назна­че­ния:

  • куп­ля-про­да­жа;
  • арен­да;
  • предо­став­ле­ние в собств-сть­/а­рен­ду ЗУ, при­над­ле­жа­щих госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фон­дам;
  • насле­до­ва­ние.

Купля-продажа ЗУ земель сельхозназначения

Основ­ным (при­о­ри­тет­ным) поку­па­те­лем сель­ско­хо­зяй­ствен­ных земель явля­ют­ся субъ­ек­ты РФ и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния. Исклю­че­ние состав­ля­ют участ­ки, выстав­лен­ные на тор­гах и изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных нужд.

  • Если про­да­вец игно­ри­ру­ет пре­иму­ще­ствен­ное пра­во и про­даст уча­сток дру­го­му лицу, такая сдел­ка будет при­зна­на ничтож­на (п. 4 ст. 8 ФЗ № 101).
  • Про­да­вец обя­зан послать изве­ще­ние о сво­ем наме­ре­нии про­дать ЗУ в испол­ни­тель­ный орган субъ­ек­та РФ или МО. В изве­ще­ние долж­ны быть ука­за­ны все све­де­ния об участ­ке, его цене, сро­ке рас­че­та.
  • При отка­зе субъ­ек­та РФ или МО при­об­ре­сти дан­ный уча­сток, про­да­вец име­ет пра­во про­дать дру­го­му лицу по цене, не ниже заяв­лен­ной в изве­ще­нии.

Аренда ЗУ земель сельхозназначения

  • В арен­ду могут пере­да­вать­ся толь­ко участ­ки (в т.ч. и при­над­ле­жа­щие пай­щи­кам), про­шед­шие кадаст­ро­вый учет (п. 1 ст. 8 Феде­раль­но­го Зако­на).
  • Аренд­ный дого­вор или согла­ше­ние на нало­же­ние част­но­го серви­ту­та может быть под­пи­сан упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем доль­щи­ков, избран­ным на общем собра­нии участ­ни­ков земель­но­го пая.
  • Дого­вор уста­нав­ли­ва­ет­ся на срок от 3 до 49 лет, за исклю­че­ни­ем участ­ков под сено­кос или выпас ско­та, на кото­рых срок арен­ды — до 3 лет.
  • По окон­ча­нию сро­ка арен­ды уча­сток может быть про­дан арен­да­то­ру.
  • При про­дле­нии аренд­но­го согла­ше­ния при­о­ри­тет у арен­да­то­ра, если он не нару­шал усло­вий дого­во­ра.
  • Пло­щадь арен­ду­е­мой зем­ли не огра­ни­чи­ва­ет­ся.
  • Пра­ва по арен­де отдель­но­го пай­щи­ка могут быть пред­ме­том зало­га без согла­сия осталь­ных участ­ни­ков доле­вой соб­ствен­но­сти.

Передача в собственность государственных и муниципальных земель

Госу­дар­ствен­ные и муни­ци­паль­ные земель­ные участ­ки могут быть пере­да­ны в соб­ствен­ность доб­ро­со­вест­ным граж­да­нам и юрли­цам по окон­ча­нию сро­ка арен­ды, если они исполь­зо­ва­ли их по назна­че­нию и не нанес­ли ущер­ба зем­ле.

Пере­да­ча зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в соб­ствен­ность невоз­мож­на:

  • рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям;
  • науч­ным учре­жде­ни­ям;
  • мало­чис­лен­ным корен­ным наро­дам;
  • каза­чьим общи­нам;
  • обра­зо­ва­тель­ным с/х учре­жде­ни­ям;
  • под паст­би­ща и сено­ко­сы (п. 5 ст. 10 ФЗ).

Зем­ли с/х назна­че­ния могут пере­да­вать­ся в воз­мезд­ное и без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние.

Неис­поль­зу­е­мые госу­дар­ствен­ные и муни­ци­паль­ные земель­ные наде­лы, с момен­та реги­стра­ции кото­рых про­шло не более полу­го­да, могут быть пере­да­ны субъ­ек­та­ми РФ или МО сель­ско­хо­зяй­ствен­ным и фер­мер­ским хозяй­ствам по цене не более 15 % от их кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти. Осно­ва­ни­ем явля­ют­ся заяв­ле­ния дан­ных орга­ни­за­ций в орга­ны вла­сти с прось­бой предо­ста­вить эти участ­ки в арен­ду или поль­зо­ва­ние.

Наследование земельных участков

Насле­до­ва­ние ЗУ из земель сель­хоз­на­зна­че­ния не явля­ет­ся при­о­ри­тет­ным пра­вом. Уна­сле­до­вать надел мож­но, но сохра­нить пра­во соб­ствен­но­сти будет невоз­мож­но, если:

  • наслед­ник — ино­стран­ный граж­да­нин или лицо без граж­дан­ства;
  • мак­си­маль­ный раз­мер участ­ка боль­ше допу­сти­мо­го.

В этих слу­ча­ях наслед­ник будет обя­зан про­из­ве­сти отчуж­де­ние земель­но­го участ­ка в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми ст. 5 ФЗ № 101.

Обо­рот земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния, регла­мен­ти­ру­е­мый дан­ным зако­ном, отли­ча­ет­ся от сде­лок с земель­ны­ми участ­ка­ми, предо­став­ля­е­мым граж­да­нам под садо­вод­ство, ого­род­ни­че­ство и веде­ние лич­но­го хозяй­ства. Хотя и в том, и в дру­гом слу­чае исполь­зу­ет­ся оди­на­ко­вая кате­го­рия земель.

Читать пол­ное содер­жа­ние Феде­раль­но­го Зако­на № 101 — ФЗ об обо­ро­те земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/zakony/fz-ob-oborote-zemel.html

Новые законы о земельных участках в 2020 году

Федеральный закон о земельных паях

Все собственники земельных участков, которые не прошли межевание, в одночасье стали просто пользователями, которые могут только использовать участок для своих нужд.

Продать, подарить, вписать участок в наследство, заложить его в банке и т.д., теперь нельзя, пока запись об участке не появится в едином госреестре недвижимости.

А эта запись может появиться только после процедуры межевания.

Согласно нововведениям в земельное законодательство земельные участки подлежат обязательной регистрации в ЕГРН. Если собственника не могут найти в реестрах на протяжении пяти лет, его землю могут признать бесхозяйной, и тогда она отойдёт государству.

Многие приобретали недвижимость ещё при советской власти, и далеко не все наши дедушки и бабушки позаботились о постановке земельного участка на регистрационный учёт.

Поэтому для тех, кто получил такие земли по наследству, дарению или иным способом должны обязательно поставить её на регистрационный учёт, чтобы не потерять своё право собственности.

Новый закон о земельных участках 2020

Следует поспешить узаконить свои права на владение тем или иным земельным наделом, ведь с первых чисел января 2020 года парламент планирует установить беспрекословный запрет на распоряжение теми участками, в отношении которых не было проведено межевание. Соответственно, если межевание до 2020 года не было оформлено, то любому физическому лицу будет официально запрещено распоряжаться землей.

Изменения в земельном законодательстве с января 2020 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2020 года, наделали много шума. Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения?

Особенности нового закона по межеванию земельного участка бесплатно в 2020 году

Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2020 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет. Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников.

Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога.

Как сделать межевание земельного участка в 2020 году

Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2020 года? Кадастровым инженером принимается обращение землепользователя, и на основании полученной от собственника документации проводится межевание.

Потом информацию о результатах межевания исполнитель кадастровых работ должен принести в Росреестр, чтобы внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости, либо эти сведения самостоятельно предъявляет муниципалитет в Росреестр в форме карты-плана (итоговая документация комплексных работ).

Так или иначе, необходимая информация будет внесена в кадастр без участия собственника, если он обратится к исполнителю комплексных работ и предоставит необходимые данные.

Рекомендуем прочесть: Налог на выигрыш в лотерею в россии

Каждый гражданин России при оформлении любого вида земельного участка обязательно должен зарегистрировать его в кадровом регистре.

Но эту операцию невозможно провести, если отсутствует специальный межевой план на участок.

Как это было и раньше, такой план нужен для обозначения чётких границ и координат местонахождения территории, однако межевой план с 1 января 2020 года будет несколько изменён.

Что такое межевание земельного участка по новому закону 2020 года

Заказчиком комплексных кадастровых работ может выступать муниципальное образование или Министерство имущественных отношений региона. Уточнить, включен ли его участок в проект межевых работ, собственник может, обратившись в одну из этих структур. Запрос лучше оформить в письменном виде.

С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2020 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.

Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.

По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.

Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Новые изменения в законе о земельных участках 2020 года

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Рекомендуем прочесть: Перевозка детей в автомобиле с 1 июня 2020 года на переднем сиденье

Алгоритм межевания земельного участка в 2020 году

Процедура межевания может проводиться только квалифицированными специалистами, который должен иметь лицензию. Выбор компании осуществляется на основании следующих признаков: наличие аттестации, количество аттестованных инженеров (их должно быть более трех человек) и сведения об инженере в Росреестре.

передается во владение или пользование другому гражданину (сюда включены и территории муниципальных или государственных властей);

который перераспределяется в зависимости от каких-либо обстоятельств;

который должен разделяться, передаваться или объединяться.

Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно

​Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2020 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр.

Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН.

Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.

Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.

Новый закон о садоводстве с 1 января 2020 года

Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2020 года считаются садовыми земельными участками.

До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

Межевание земельного участка бесплатно новый закон 2020 в крыму

Подготовить документы. В большинстве случаев достаточно выписки из ЕГРН и паспорта. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам. Про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);

Как уже было замечено, мероприятие должно осуществляться специализированными компаниями или предпринимателями, имеющими официальное разрешение на занятие такой деятельностью.

Поскольку оборудование и сама лицензия имеют высокую стоимость, процедура межевки, чаще всего, носит платный характер и стоимость ее весьма внушительна.

Для многих землевладельцев это становится существенным препятствием при исполнении требований закона.

Межевание земельного участка до 2020 года: закон

Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление.

По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.

Источник: https://www.law40.ru/zemelnoe-pravo/2020-05-14/novye-zakony-o-zemelnykh-uchastkakh-v-2020-godu

Закон о земельных паях – сельхозназначения, о наследстве, в России, в 2020 году

Федеральный закон о земельных паях

Российская правовая база регулирует все операции, которые осуществляются над земельными паями. А это купля-продажа, аренда, получение земель в наследство и другое.

Правовая база в России

Закон о владении земельными паями, а именно «О реорганизации колхозов и совхозов» был выдан Президентом РФ в 1991 году в декабре.

В нем идет речь о закреплении отдельных земельных паев за отдельными лицами.

В качестве владельцев этих паев выступали, как правило, работники и бывшие владельцы совхозов и колхозов, а также социальные служащие, которые работали неподалеку от данных объектов.

С тех пор часть земель страны находится в свободном владении граждан и полностью принадлежит им.

Об обороте земель

Правовое регулирование земель на территории Российской Федерации в первую очередь базируется на Земельном кодексе, но и тот отправляет нас к закону, принятому в 2002 году, а именно ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Он также является одним из основоположных законов, которые регулируют распределение и назначение земель под сельское хозяйство.

После переворота, который произошел ранее, во время которого колхозы и совхозы потеряли более 10% всех своих земель, стали появляться различные обьединения, сообщества и кооперативы земельной собственности и сельского хозяйства.

За ними стали закреплять все права на бессрочное использование территорий бывших колхозов. Это право было выдано исключительно на пользование несельскохозяйственными угодьями. Но почему так?

Каждая страна пытается защитить сельскохозяйственные угодья, Россия в этом не стала исключением.

Для этого был придуман ряд ограничений по установлению права собственности на эти территории.

Около половины из принятых 14 позиций используются и в Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Эти пункты таковы:

  1. Невозможность изменять целевое назначение земли.
  2. Запрет на приватизацию определенных территорий (например, на территории, которые заняты оленьими пастбищами и другое).
  3. Запрет на использование и приватизацию иностранными лицами.
  4. Установка ограничения на границы.
  5. Установка перечня лиц, которые не могут приватизировать земли сельскохозяйственного назначения.
  6. Неиспользуемые по праву земли изымаются.

Закон о земельных паях

Закон «О земельных» паях регулирует использование и приобретение земель сельскохозяйственного назначения, а также передающиеся по наследству территории земельных паев.

Сельхозназначения

После расформирования колхозов, о которых говорилось выше, остались земли, которые не были отнесены ни к одной форме собственности.

Часть земель была передана к колективной собственности, которую тогда же и отменили, куда же пропали эти земли и куда их следует отнести? С юридической точки зрения эта категория земель не имеет определенного статуса. Их называют «неистребованными паями».

Такие земли регулируются также Законом «О земельных паях».

Исходя из трактовки данного юридического акта, можно прийти к выводу, что при аренде или договоре о купле-продаже таких земель, мы имеем дело с необычной территорией паев, которые не имеют точно очерченных границ и размеров, а являются особой территорией, которая не считается недвижимостью.

Закон «О земельных паях» устанавливает также и правила аренды или купли-продажи всех паев на территории страны.

После покупки или аренды вы получаете сертификат.

Аукционы на сегодняшний день проводятся очень редко, а точнее, практически не проводятся никогда, ведь земельные паи не считаются ни государственной, ни коммунальной собственностью.

Приобретение участка

Владение паями легко установить, получив сертификат и все права.

Установление права собственности земельным паем возможно при покупке или аренде территории.

Купля-продажа

Практически каждый собственник земельного пая является не наследственным, а приобретенным владельцем земли сельскохозяйственного назначения.

Как правило, земельные паи покупают люди, которые занимаются фермерством для выращивания на этой территории различных сельскохозяйственных культур.

Покупка земельного пая на законных основаниях возможна и в России. Но, как правило, мало кто продает цельные земельные паи, ведь обычно их разделяют на доли, чтобы продать подороже.

Разделить пай можно в соответствии с правом собственности, которое определяется Законом «О земельных паях».

Сертификат, который имеет каждый владелец, можно использовать для деления, в результате которого появится не один пай, а сразу несколько, но с меньшими территориями в соответствии с пропорциями выполненного деления.

Тут представлен образец договора купли-продажи земельного пая.

Аренда

Закон говорит о том, что аренда является абсолютно законным способом получения права собственности.

Аренда паев, как правило, происходит в совокупности, то есть выдается не только один пай в отдельности, а сразу несколько.

Это удобно в первую очередь непосредственно для самого арендатора, а также для арендодателя, ведь они получают документ сразу на комплекс паев, а не на каждый по отдельности.

Если же понадобится отделение пая, то договор регистрации придется перезаключать для паев по отдельности, чтобы выделить один из них.

Здесь представлен образец договора аренды земельного пая.

Наследование

Территории сельхозназначения могут быть получены в собственность того или иного лица и путем наследственным, при этом в соответствии с законодательством, эти земли можно изымать, передавать далее по наследству или продавать.

Тут можно скачать образец заявления на принятие земельного пая в наследство.

Также имеет место быть и бартер, что означает обмен территорией с возможностью доплаты.

При этом территории, которыми обмениваются, не обязательно должны быть равны по размеру, ведь главное, чтобы выполнялся договор: обе стороны дают друг другу какую-то землю.

Последующее оформление

Оформить пай как собственность, которая вам принадлежит, можно в соответствии с законом Россиийской Федерации.

После покупки земельные паи сельхозназначения, как гласит закон, должны быть оформлены по месту жительства в комитете.

В этом же органе вы сможете получить сертификат владельца, который подтвердит ваши права на этот участок.

Права собственника надела

Гражданский и Земельный кодексы России говорят о том, что собственник надела имеет право на:

  1. Использование земельного пая в соответствии с правом собственности в собственных нуждах и целях.
  2. Возведение жилищных построений или выполнение любых работ на территории участка земли, который ему принадлежит.
  3. Проведение мелиоративных работ.
  4. Осуществление всех других прав по законодательству.

Другие лица, которые не являются собственниками земельных паев, также вправе осуществлять вышеуказанное с территориями, но при этом право собственности отсутствует и не выполняется.

Поэтому все действия должны регулироваться подписанным договором между сторонами или договором аренды на пай.

Земельные паи появились как следствие раздела колхозов и совхозов. К 2020 году они, как правило, передаются в наследство или берутся в аренду целиком или частями.

Купля-продажа земельных паев является более редким явлением, но оно также имеет место быть на сегодняшний день.

На видео о праве граждан на долю земли

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://77metrov.ru/zakon-o-zemelnyh-pajah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.