Частный сервитут
Содержание
- 1 Думал — все твое, но тут наложили сервитут
- 1.1 Сервитут на земельный участок — что это такое?
- 1.2 Земля ваша — недра и коровы наши
- 1.3 Сервитут как форма обременения
- 1.4 Законодательная основа
- 1.5 Виды и цели сервитута
- 1.6 Как оформить сервитут
- 1.7 Документы для регистрации сервитута
- 1.8 Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация
- 1.9 А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?
- 1.10 Что делать обиженному владельцу участка
- 1.11 Сервитут не так уж страшен
- 2 Как оформить сервитут?
- 3 Что такое сервитут
- 4 Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута
- 5 Что такое частный сервитут на земельный участок?
- 6 Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
Думал — все твое, но тут наложили сервитут
Право на собственность после регистрации прав собственника в Государственном Реестре считается неоспоримым фактом, если сделка между сторонами прошла без нарушений законодательства.
Купив квартиру или загородный дом вместе с земельным участком, человек обычно уверен, что его покой собственника останется незыблемым.
Но существуют сюрпризы земельного законодательства, одним из которых является сервитут на земельный участок.
Сервитут на земельный участок — что это такое?
В сделках с недвижимостью обычно принимают две стороны, которые юридически оформляют переход прав собственности от одного человека к другому.
Но к собственности земельной иногда имеют причастие и третьи лица, для которых гражданский и земельный кодексы устанавливают право ограниченного владения на землю в виде сервитута.
Дадим определение простым языком, что такое сервитут, и когда его могут наложить.
Земля ваша — недра и коровы наши
Простой пример. Вы купили землю и построили дом, но неожиданно выяснилось, что на вашем огороде, возможно, есть нефть или обнаружены древние скифские захоронения.
А так как недра и исторические объекты — это государственное народное достояние, на участок будет немедленно наложен сервитут, приедут археологи и геологи.
Нет, дом и участок никто не отнимет, но жить придется долго в атмосфере громкой и суетной.Рассмотренный случай, конечно, редкость, но вот более прозаические примеры.
- Купили дом с землёй, огородили участок, но оказывается, селяне исконно проводили через него коров на пастбище и просят сохранить для них это право.
- При разделе участка нечаянно “заехали” на чужую землю, и соседи требуют провести размежевание.
- Через вашу землю решили провести газопровод, участок дороги, канализацию и т.д.
- Кто-то захотел поохотиться в вашем лесу или половить рыбку в вашем пруду.
При появлении оснований заинтересованная сторона, в роли которой может выступить как государство, так и частные лица, имеет право инициировать своё право на сервитут в судебном порядке.
Сервитут как форма обременения
С термином обременения мы уже сталкивались: например, при покупке ипотеки владелец входит в полное право собственника после снятия обременения, в роли которого выступает непогашенный кредит. Такое же обременение для хозяина земельного накладывает сервитут, давая третьим лицам право проводить на земельном участке какие-то работы, проезжать в транспорте, прогонять скот и т.д.
- Обладатель сервитута — это лицо, имеющее право ограниченного пользования землей.
- Собственник не утрачивает своего права на землю и по-прежнему может её продать, подарить, арендовать, но только с существующим обременением.
- Но фактически владелец участка тоже ограничивается, так как может получить убытки из-за обременения в виде прямых потерь или недополученной прибыли, а также в виде физических и моральных страданий.
- За нанесённый ущерб земельный собственник имеет право потребовать компенсацию.
- Размер потерь обычно определяется заранее и входит в оценку сервитута.
- Сервитут, как и землю, регистрируют в Росреестре, с обязательным указанием границ на кадастровом техническом плане.
Законодательная основа
Наложение сервитута регулируется статьями земельного, гражданского и налогового кодексов:
- Ст. 23 ЗК вводит понятия и цели сервитута:
- частного и публичного;
- городского и сельского;
- водного /лесного;
- срочного и постоянного.
- Ст. 274 ГК определяет, в каких случаях устанавливается сервитут, порядок установки и оплату земельного обременения.
- Ст. 333.33, п. 31, НК — размер государственной пошлины.
Внимание: право на сервитут, в особенности, частный — не бесплатное.
Виды и цели сервитута
- Частный сервитут земельного участка заключается как добровольное соглашение между частными лицами или в судебном порядке.
- Публичный сервитут накладывается законодательным путём: например, правительство решило строить новую ветку метро через частные земельные участки, действуя в интересах населения и приняв решение после публичных дебатов, обсуждений и слушаний.
- Городской сервитут даёт разрешение или запрет: например, запрещается возводить постройку во дворе, так как она загромождает территорию; даётся разрешение на пристройку мансарды наверху, соединение двух зданий и т.д.
- Сельский — на использование части территории для строительства колодцев, водопроводов, канализаций и др. с/х коммуникаций, в качестве дороги для проезда транспорта или прогона скота, перенесения границы земельных участков и т.д.
- Водный и лесной разрешает пользование ресурсами (например, разрешается рыбачить, поить скот, охотиться).
- Срочный сервитут накладывается на определенное время, по истечению которого бремя снимается.
- Постоянный сервитут — этот вид обременения накладывается навсегда (например, проложили дорогу/газопровод).
Цели обременения:
- строительство линейных объектов (газопроводы, дороги, линии связи, дорожные знаки);
- геодезические, ирригационные работы;
- разработка недр, раскопки, исследования;
- устройство проходов животных к водопою и проездов для транспорта в сельской местности;
- размежевание соседских участков;
- разрешение на охоту и рыбалку в частных лесных угодьях и водоёмах.
Как оформить сервитут
Инициативной стороной всегда выступают те, кто хочет установить сервитут. Первоначально этим лицам (как частным, так и государственным органам) необходимо обратиться к владельцу земельного участка.
Есть три способа оформления земельного обременения:
- Первый (самый простой) — на основе добровольного соглашения: в этом случае можно сразу (самостоятельно или при помощи профессиональных юристов) составить договор на сервитут и зарегистрировать его в Росреестре.
- Второй способ конфликтный — через суд:
- заинтересованное лицо, получив отказ от собственника, обращается с претензией в органы муниципальной власти;
- рассмотрев жалобу, администрация со своей резолюцией перенаправляет дело в суд;
- судебные органы выносят положительное или отрицательное решение;
- если на сервитут дано добро, он регистрируется в Росреестра и с этого момента считается установленным.
- Третий способ законодательный: государство сказало “надо”, провело опросы населения, подготовило законодательные акты и нормативы — и сервитут на землю наложен, только и в этом случае должны быть оформлены регистрация и подробный кадастровый план, демонстрирующий границы участка с обременением.
Документы для регистрации сервитута
Обременение регистрируется на основании следующих документов:
- паспорта сторон;
- заявление лица-инициатора;
- свидетельство права собственности на участок;
- добровольное соглашение сторон или принудительное постановление суда: в них указывается основание и цели обременения, сроки, оценка сервитута;
- кадастровый паспорт с границами участка ограниченного пользования;
- документ, подтверждающий уплату пошлины.
Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация
Так как владелец участка неизбежно терпит обременение, свои возможные потери от невозможности пользоваться землёй в полной мере, он заранее оценивает и указывает в договоре.
В оценку входят:
- издержки, понесенные от обременения (например, потеря части строений или оборудования);
- уменьшение ожидаемой прибыли (размер участка уменьшился, а значит меньшей будет выгода);
- убыток в сделке из-за обременения (владелец вынужден продать землю дешевле).
Полноценная оценка возможна при частном сервитуте — при публичном сервитуте вопрос остается сложным: например, если дело государственной важности, владельцу участка вряд ли заплатят деньги, но могут предоставить другой земельный участок.
Размеры государственной пошлины устанавливаются:
- 3000 руб. для физических лиц;
- 6000 — юридических лиц и организаций.
Компенсация за материальный и моральный ущерб выплачивается собственнику, который сумел доказать, что условия сервитута были нарушены, и потери от обременения оказались больше.
А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?
Ограничивает право собственника возможность наложения сервитута по решению суда на его земельный участок по инициативе других лиц или государства.
По закону сервитут можно установить на любой земельный участок (при наличии оснований), так как земля по сути — государственное достояние, и право собственности на ней достаточно условно.
Спасает то, что в большинстве случаев людям редко приходится сталкиваться с земельным бременем в течение всей своей жизни в своём загородном доме.
Но что делать, если собственник не согласен с решением суда установить сервитут или понёс убытки, превышающие сумму, указанную в оценке?
Что делать обиженному владельцу участка
Владелец земельного участка имеет право:
- обжаловать решение суда (но если результат обжалования останется отрицательным для собственника, сервитут все равно будет наложен);
- потребовать снять сервитут, обратившись в государственные органы, если у него появились не предусмотренные ограничения пользования землёй;
- предъявить иск, в котором указывается цена реальных материальных и моральных издержек;
- потребовать замены земельного участка на равноценный.
Сервитут не так уж страшен
Сервитут на земельный участок — редкое, хоть и не всегда приятное явление для собственника. Но в большинстве случаев, особенно в сёлах, соглашения заключаются добровольно, и дело обходится без суда.
Нередко собственникам земли сервитут выгоден: они могут, например, пользоваться водопроводом, канализацией, телефонной линией сами, плюс получают деньги за оформление обременения.
Также собственник, продавая сервитут на своей земле, например, на прогон скота, может в свою очередь купить для себя право ограниченного пользования на чужих участках: допустим, сбор фруктов в чужом саду или ловлю рыбки в чьем-то пруду.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/servitut-na-zemelnyj-ucastok.html
Как оформить сервитут?
Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.
1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?
Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.
Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).
Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.
Например:
- Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
- На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
- При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.
2. Сервитуты: понятие и виды
Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.
Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).
Данное обременение может быть установлено несколькими способами:
- по договоренности сторон (по соглашению);
- решением суда;
- по решению органов власти.
В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.
Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ).
По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).
Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.
Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.
В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.
Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ).
Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).
Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).
По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.
3. Соглашение об установлении сервитута
Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ).
При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):
- кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
- при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
- сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
- цели и основания установления данного обременения;
- срок действия ;
- размер платы;
- права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;
а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:
- вносить плату;
- после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.
Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).
4. Регистрация сервитута
Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:
Государственная пошлина составит:
- для юридических лиц – 6 000 руб.;
- для физических – 1 500 руб.
Вместе с заявлением предоставляются:
- документы, которые подтверждают полномочия представителя.
- соглашение либо решение суда.
Также при регистрации необходимо учитывать следующее:
- Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
- Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
- Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно сгосударственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой планна образование части земельного участка).
- Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом!
Вам также может быть интересно:
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)
Оплатить государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимость: что важно знать?
Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-ustanovit-servitut/
Что такое сервитут
Сервитут на земельный участок – это возможность ограниченного пользования землей, принадлежащей другому собственнику.
Гражданский кодекс дает такую возможность хозяевам недвижимости или земли, которым требуется проход или проезд к их имуществу через соседний земельный участок при условии, что другой возможности для прохода или проезда у них нет.
Аналогично, такая возможность есть у граждан, которым необходим проход к берегу водоема или к другой публичной территории.
Многие россияне имеют в собственности землю. Далеко не все они знают о том, что такое сервитут, и какое отношение он имеет лично к ним.
Незнание приводит к тому, что одни землевладельцы уверены в том, что на их территорию незаконно посягают посторонние, другие — воюют с первыми.
На самом же деле сервитут – это официальное разрешение, которое выдает уполномоченный государственный орган лицу (назовем его заинтересованным лицом), нуждающемуся в проходе и/или проезде через соседнюю территорию.
Пример
Для наилучшего понимания можно рассмотреть пример из жизни.
Через участок гражданина К. проходит дорога к складу гражданина Б. Существует и другой способ добраться до склада, но для этого Б. придется проделать путь длиной в несколько километров, к тому же он проходит через болото.
Во время таяния снега болото переполняется, и переправа становится опасной для жизни. В связи с этим гражданин Б. обратился к К.
с письменным предложением установить в его огороде сервитут, который бы дал право всем заинтересованным лицам использовать его часть для прохода.
Б. и К. заключили письменное соглашение, на основании которого К. обязался не чинить препятствий владельцу склада. Последний, в свою очередь, обязался не ходить без необходимости по чужому огороду.
Виды сервитута
В зависимости от статуса субъектов сервитут бывает:
- Частным. В нем сторонами являются частные лица. Он возникает на основе обоюдного соглашения или решения суда (если стороны не достигла такого соглашения). Частный сервитут устанавливается исключительно в интересах физических лиц и/или коммерческих компаний, которым требуется проход или проезд.
- Публичным. На одной из его сторон всегда выступает государство. В отличие от частного публичный сервитут устанавливается по требованию государственных органов, в том числе, местных муниципалитетов. Его основанием является специальное постановление.
В зависимости от срока действия прав на ограниченное пользование чужой землей делится на:
- Срочное, действующее в течение определенного периода.
- Бессрочное. Его действие не ограничивается во времени. Заинтересованное лицо может пользоваться им до тех пор, пока есть необходимость.
Также сервитуты бывают городскими, сельскими, водными, лесными и вещными. Однако чаще всего на практике применяются земельные сервитуты. Порядку их оформления посвящен следующий раздел.
Более подробно случаи, когда может быть оформлен сервитут, перечислены ниже в разделе «В каком случае необходим сервитут»
Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО: |
Как оформить частный сервитут
Как мы уже сказали, частный сервитут оформляется соглашением собственника земельного участка и заинтересованного лица. Чтобы заключить такое соглашение, заинтересованное лицо направляет в адрес второй стороны письменное предложение об установлении права ограниченного использования земли. Если владелец участка откажется, заинтересованное лицо может обратиться в суд.
Если вопрос будет решен добровольно, потребуется новый кадастровый план, где указаны границы сервитута. Его составлением занимается кадастровый инженер. После изготовления и утверждения плана, участники подписывают соглашение.
В нем указывается:
- ФИО, адреса и паспортные данные того, кто предоставляет сервитут и того, кто его получает;
- адрес участка с описанием границ;
- обстоятельства, в силу которых необходимо установление сервитута;
- срок его действия;
- права и обязательства участников;
- положение об оплате (если хозяин требует вознаграждение);
- подписи обеих сторон.
Соглашение должно быть зарегистрировано в Росреестре. Только после этого заинтересованное лицо получит право им пользоваться. Для регистрации соглашения можно обратиться в ближайший МФЦ.
Частный сервитут переходит по наследству, но не может быть продан или каким-то другим образом отчужден.
Как оформить публичный сервитут
В случае с публичным сервитутом заинтересованным лицом является государственный орган. Его представитель обращается с соответствующим заявлением в местные органы власти. Одновременно с этим оформляется новый кадастровый план с границами сервитута.
Затем муниципалитет назначает общественные слушания. В них участвуют жители прилегающих территорий, представители заинтересованного лица и собственник участка.
По результатам слушаний выносится решение об установлении обременения на конкретном земельном участке. Копия этого решения направляется собственнику обременяемой территории. Это решение, так же, как и добровольное соглашение, передается на регистрацию в Росреестр.
Главное отличие публичного сервитута от частного состоит в том, что хозяин участка не имеет права от него отказаться, поскольку обременение устанавливается в социально значимых целях.
Важно! Наличие частного и публичного сервитута не ограничивает и не умаляет права собственника в отношении участка. Он также свободно может продать его, подарить, сдать в аренду. Участок отчуждается вместе с сервитутом, поэтому согласие заинтересованного лица для того, чтобы совершить сделку, хозяину не требуется.
В каком случае необходим сервитут
Обременение устанавливается, когда имеется необходимость в:
- организации прохода, проезда через обременяемый участок;
- монтаже линий электропередач, телекоммуникаций, труб и т.п.;
- землеустроительных, дренажных работах;
- прогоне сельскохозяйственных животных к местам выпаса;
- заборе воды для бытовых и технических нужд;
- открытии общественного доступа к прибрежной зоне, местам купания, пляжам;
- уборке сена, охоте, рыболовстве;
- проведении научных, проектных, изыскательских мероприятий.
Приведенный перечень является исчерпывающим. Это означает, что ни частные лица, ни государственные органы не имеют права требовать установления сервитута на земельные участки по каким-то другим основаниям.
Нужно ли за него платить
Собственник обремененной территории имеет право требовать от заинтересованного лица соразмерной денежной компенсации. Между сторонами возникают своеобразные арендные отношения.
В них хозяин земли выступает арендодателем, а держатель сервитута – арендатором. Арендодатель, предоставляющий в частичное пользование свою собственность, вправе рассчитывать на материальное вознаграждение.
Арендатор, в свою очередь, не может отказать в предоставлении такой платы.
Если сервитут частный, предъявлять требования оплаты следует к собственнику объекта (например, колодца или скважины), из-за которого на участке установлено обременение. При публичном сервитуте платить должна государственная организация, в интересах которой создан сервитут.
Вознаграждение может вноситься единовременным платежом или частями, в течение всего срока действия обременения. Порядок оплаты определяется в соглашении или нормативном акте государственного органа.Дополнительно нужно сказать о соразмерности. В гражданском и земельном законодательстве содержится указание на то, что собственник земли имеет право на соразмерную выплату. Понятие соразмерной выплаты предполагает, что сумма вознаграждения должна соответствовать убыткам, которые лицо несет из-за того, что частью его земли пользуются посторонние.
Если между сторонами возникает спор относительно суммы вознаграждения, они могут передать его на рассмотрение в суд.
Сервитут с юридической точки зрения
С юридической точки зрения сервитутом земельного участка выступает отдельный вид прав на временное пользование чужой собственностью, выступающий обременением для этой собственности.
Однако, в отличие от обременения в общепринятом юридическим смысле, сервитут не ограничивает собственника в вопросах продажи, в отличие от обычного обременения (залог, арест и т.п.
), которое запрещает совершение любых операций с арестованным имуществом.
При возникновении сервитута из чужого права собственности не выделяется никаких новых правомочий. Это значит, что держатель сервитута (заинтересованное лицо) не может его отчуждать, поскольку он лишь частично пользуется чужим имуществом в строго определенных целях. Никакой другой возможности сервитутное право ему не дает.
В случае отчуждения участка сервитут переходит с ним к новому собственнику и перерегистрируется вместе с основным объектом. Держатель сервитута остается прежним.
Заключение
Сегодня частные сервитуты – явление довольно редкое. Люди не знают о том, что это самый цивилизованный и взаимовыгодный способ решить проблему трудного доступа к объектам собственности. Особенно такая проблема актуальна для сельских местностей, где при возведении домов и прочих построек нередко нарушаются требования градостроительства.
Куда чаще встречается явление публичного земельного сервитута. Будь то строительство муниципального жилья, новых дорог, монтаж трубопроводов – везде государство так или иначе затрагивает чужие наделы.
При этом власти частенько «забывают» о том, что владельцы земли могут оформить официальный сервитут и получать за него деньги.
Знайте свои права и требуйте их соблюдения!
Источник: https://mfcgos.ru/statyi/chto-takoe-servitut
Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута
Согласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.
Данная позиция отражается в Письме Росреестра от 25.03.2019 № 01-02960-ГЕ.
Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.
Сервитуты устанавливаются:
- по соглашению между собственником участка и соседями – частный;
- по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо – публичный.
Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.
В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается – спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.
Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.Публичный же сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий.
Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Цели установления публичного сервитута различны. Например:
- размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
- для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
- складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
- проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.
В Земельном кодексе содержится целая глава – V.7 об установлении публичного сервитута, в которая отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута. Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.
Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей.
Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.
Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.
В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.
Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени.
Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.
Можно сказать, что публичный сервитут – право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).
Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст.
276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.
Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».
Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/servitut-publichnyi-ili-chastnyi-registraciia-publichnogo-servituta-5d78896c2fda8600ad99a19e
Что такое частный сервитут на земельный участок?
Сервитут – это право частичного пользования чужой недвижимостью.
Определение
Законом определены частные (ЧС) и публичные (ПС) сервитуты.
Частный сервитут устанавливается в пользу одного лица. Особенно часто такой сервитут используется во взаимоотношениях собственников участков земли. Это зафиксировано в ст. 274 – 276 ГК и в ст. 23 ЗК.
При этом ГК не разделяет типы сервитутов. В ЗК прямо приведено деление сервитутов на частный и публичный, что зависит от того, в пользу каких лиц они устанавливаются.
ЗК не раскрывает понятия частного сервитута, а только отсылает к ГК.
В частности, в ст. 274 говорится о том, что собственник участка при необходимости может потребовать установления сервитута на соседний участок.
В той же статье перечислены некоторые причины, по которым может быть установлен сервитут.
К ним относится необходимость прохода или проезда на соседний (господствующий) участок, обеспечение возможности ремонта или строительства на соседнем участке и решение других задач, которые не могут быть выполнены без сервитута.
Установление сервитута не лишает владельца участка прав собственности. Он может потребовать с пользователя сервитутом плату за его использование. Обременение участка в виде сервитута не пропадает при переходе участка к другому хозяину.
На основании общих положений, приведенных в ГК и ЗК, решаются вопросы об установке сервитутов в других законах и правительственных актах. Например, в п.
23(з) «Правил выдачи разрешений на строительство», утвержденных правительственным Постановлением № 221, говорится о необходимости включения в решения данных о частных сервитутов.Аналогичные требования имеются в законах № 113-ФЗ «О мелиорации», № 126-ФЗ «О связи» и в других нормативных актах.
Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон. В случае отказа владельца участка, на который надо установить сервитут, вопрос решается в суде.
Пример частного сервитута
В суде города Бугульмы рассматривался иск гр. Ж. к гр. М., в котором Ж. требовала отменить частный сервитут, который был установлен судебным решением в пользу М.
Основанием для этого Ж. считала то, что данным сервитутом М. не пользуется.
Ответчик исковые требования не признал и заявил, что сервитут был установлен судом и зарегистрирован. М. отметил также, что он пользуется сервитутом для обслуживания строения на своем участке.
Суд установил:
- Сервитут может быть прекращен из-за пропадания причин его установки (ст. 276 ГК).
- Более ранним решением судом г. Бугульмы для прохода и обслуживания дома на принадлежащем М. участке был установлен постоянный сервитут на участке, собственником которого является Ж. При принятии этого решения было доказано, что иного пути для прохода на участок М. не существует.
- Доказательств того, что М. не пользуется сервитутом, суд не нашел.
- Ответчик заявил, что он продолжает пользоваться сервитутом для обслуживания дома.
- Поскольку необходимость в установленном сервитуте не отпала, в иске гр. Ж. было отказано.
Соглашение
Частный сервитут может быть установлен в добровольном или принудительном порядке. Принудительным образом такой сервитут устанавливается по решению суда в случае отсутствия договоренности владельцев господствующего и подчиненного участков. Если такая договоренность появляется, то сервитут устанавливается на основе соглашения (п.3 ст. 274 ГК).
Соглашение никак не регламентируется в современном законодательстве РФ. В частности, в ГК отсутствуют какие-либо требования к соглашению.
В то же время соглашение должно представлять собой письменный документ, подписанный обеими сторонами. Иначе добровольно установить ЧС невозможно. Примером служит дело арбитражного суда, в котором оспаривалось установление частного сервитута постановлением мэра города. Суд пришел к выводу, что такое постановление мэра не может служить основанием для данного сервитута.
Действующие законы имеют перечень необходимых пунктов в соглашении только для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (ст. 39.25 ЗК). Примером рекомендуемой формы соглашения является Письмо МЭР № 23-3607 (2009 г.). По этой рекомендации соглашение об установлении ЧС должно содержать:
- Сведения о сторонах соглашения.
- Информацию о подчиненном участке (кадастровый номер, адрес, площадь).
- Цель установления ЧС.
- Область действия сервитута на участке.
- Размер платы и порядок ее внесения.
- Другие права и обязанности сторон.
Бланк соглашения о сервитуте можно скачать здесь.
Поскольку перечень документов для принятия решения об установлении частного сервитута не установлен, считается, что для заключения соглашения, как минимум, нужны:
- правоподтверждающий документ на участок для лица, для которого устанавливается сервитут;
- документ с указанием пределов действия сервитута (выписка из ЕГРН, в которой содержатся сведения о части участка на который действует сервитут).
Участники соглашения
Участниками соглашения по частному сервитуту являются:
- лицо, требующее установки сервитута на соседний участок (сервитуарий);
- лицо, являющееся собственником соседнего участка.
В качестве лица, обремененного сервитутом, может выступать только собственник участка или другой недвижимости.
В качестве сервитуария может выступать лицо, обладающее участком на праве собственности, пожизненного владения. Если частный сервитут устанавливается на здание или сооружение, то сервитуарием может быть собственник здания, сооружения, а также лицо, имеющее права ведения хозяйства и управления этим объектом (ст. 294, 296 ГК)
Определение платы
В общем виде в соглашение о сервитуте входит пункт о соразмерной плате за пользование участком, что устанавливается п.5 ст. 274 ГК. Плата за сервитут во многом зависит от вида использования служащего участка.
Соразмерная плата за сервитут может быть определена различными способами:
- С помощью экспертной оценки.
- Использованием «Методических рекомендаций по оценке платы за сервитут» Росземкадастра. Хотя этот документ не является официальным, тем не менее, он часто используется на практике. В соответствии с этой методикой плата за сервитут приравнивается к убыткам, которые получил владелец служащего участка из-за введения сервитута.
- Когда в качестве платы за сервитут принимается выгода, которую мог бы получить владелец служащего участка при отсутствии сервитута (например, при сдаче в аренду используемой для прохода и проезда части участка). Такое мнение имеет Президиум ВАС.
Правила заполнения соглашения
На практике при составлении соглашения о сервитуте желательно учитывать все возможные обстоятельства. В частности, в соглашение необходимо включить следующие вопросы:
- Предмет соглашения. В данном пункте необходимо указать те права, которые будут предоставлены сервитуарию, и указать данные участка, на который будет установлен сервитут (кадастровый номер, адрес). На плане желательно отметить место на участке, где будет реализован сервитут.
- Цели установления договора. Например, проезд или проход по участку, устройство трубопровода или линии электропередачи.
- Сфера действия соглашения. Права и обязанности сторон.
- Плата. Можно установить в соответствии с одним из способов, указанных выше.
- Ответственность сторон.
- Срок действия соглашения.
- Реквизиты сторон.
Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/chastnom.html
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
СТ 23 ЗК РФ
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.
3 настоящего Кодекса.
11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf