Частный сервитут

Содержание

Думал — все твое, но тут наложили сервитут

Частный сервитут

Пра­во на соб­ствен­ность после реги­стра­ции прав соб­ствен­ни­ка в Госу­дар­ствен­ном Реест­ре счи­та­ет­ся неоспо­ри­мым фак­том, если сдел­ка меж­ду сто­ро­на­ми про­шла без нару­ше­ний зако­но­да­тель­ства.

Купив квар­ти­ру или заго­род­ный дом вме­сте с земель­ным участ­ком, чело­век обыч­но уве­рен, что его покой соб­ствен­ни­ка оста­нет­ся незыб­ле­мым.

Но суще­ству­ют сюр­при­зы земель­но­го зако­но­да­тель­ства, одним из кото­рых явля­ет­ся серви­тут на земель­ный уча­сток.

Сервитут на земельный участок — что это такое?

В сдел­ках с недви­жи­мо­стью обыч­но при­ни­ма­ют две сто­ро­ны, кото­рые юри­ди­че­ски оформ­ля­ют пере­ход прав соб­ствен­но­сти от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му.

Но к соб­ствен­но­сти земель­ной ино­гда име­ют при­ча­стие и тре­тьи лица, для кото­рых граж­дан­ский и земель­ный кодек­сы уста­нав­ли­ва­ют пра­во огра­ни­чен­но­го вла­де­ния на зем­лю в виде серви­ту­та.

Дадим опре­де­ле­ние про­стым язы­ком, что такое серви­тут, и когда его могут нало­жить.

Земля ваша — недра и коровы наши

Про­стой при­мер. Вы купи­ли зем­лю и постро­и­ли дом, но неожи­дан­но выяс­ни­лось, что на вашем ого­ро­де, воз­мож­но, есть нефть или обна­ру­же­ны древ­ние скиф­ские захо­ро­не­ния.

А так как нед­ра и исто­ри­че­ские объ­ек­ты — это госу­дар­ствен­ное народ­ное досто­я­ние, на уча­сток будет немед­лен­но нало­жен серви­тут, при­едут архео­ло­ги и гео­ло­ги.

Нет, дом и уча­сток никто не отни­мет, но жить при­дет­ся дол­го в атмо­сфе­ре гром­кой и сует­ной.

Рас­смот­рен­ный слу­чай, конеч­но, ред­кость, но вот более про­за­и­че­ские при­ме­ры.

  • Купи­ли дом с зем­лёй, ого­ро­ди­ли уча­сток, но ока­зы­ва­ет­ся, селяне искон­но про­во­ди­ли через него коров на паст­би­ще и про­сят сохра­нить для них это пра­во.
  • При раз­де­ле участ­ка неча­ян­но “заеха­ли” на чужую зем­лю, и сосе­ди тре­бу­ют про­ве­сти раз­ме­же­ва­ние.
  • Через вашу зем­лю реши­ли про­ве­сти газо­про­вод, уча­сток доро­ги, кана­ли­за­цию и т.д.
  • Кто-то захо­тел поохо­тить­ся в вашем лесу или поло­вить рыб­ку в вашем пру­ду.

При появ­ле­нии осно­ва­ний заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на, в роли кото­рой может высту­пить как госу­дар­ство, так и част­ные лица, име­ет пра­во ини­ци­и­ро­вать своё пра­во на серви­тут в судеб­ном поряд­ке.

Сервитут как форма обременения

С тер­ми­ном обре­ме­не­ния мы уже стал­ки­ва­лись: напри­мер, при покуп­ке ипо­те­ки вла­де­лец вхо­дит в пол­ное пра­во соб­ствен­ни­ка после сня­тия обре­ме­не­ния, в роли кото­ро­го высту­па­ет непо­га­шен­ный кре­дит. Такое же обре­ме­не­ние для хозя­и­на земель­но­го накла­ды­ва­ет серви­тут, давая тре­тьим лицам пра­во про­во­дить на земель­ном участ­ке какие-то рабо­ты, про­ез­жать в транс­пор­те, про­го­нять скот и т.д.

  • Обла­да­тель серви­ту­та — это лицо, име­ю­щее пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния зем­лей.
  • Соб­ствен­ник не утра­чи­ва­ет сво­е­го пра­ва на зем­лю и по-преж­не­му может её про­дать, пода­рить, арен­до­вать, но толь­ко с суще­ству­ю­щим обре­ме­не­ни­ем.
  • Но фак­ти­че­ски вла­де­лец участ­ка тоже огра­ни­чи­ва­ет­ся, так как может полу­чить убыт­ки из-за обре­ме­не­ния в виде пря­мых потерь или недо­по­лу­чен­ной при­бы­ли, а так­же в виде физи­че­ских и мораль­ных стра­да­ний.
  • За нане­сён­ный ущерб земель­ный соб­ствен­ник име­ет пра­во потре­бо­вать ком­пен­са­цию.
  • Раз­мер потерь обыч­но опре­де­ля­ет­ся зара­нее и вхо­дит в оцен­ку серви­ту­та.
  • Серви­тут, как и зем­лю, реги­стри­ру­ют в Росре­ест­ре, с обя­за­тель­ным ука­за­ни­ем гра­ниц на кадаст­ро­вом тех­ни­че­ском плане.

Законодательная основа

Нало­же­ние серви­ту­та регу­ли­ру­ет­ся ста­тья­ми земель­но­го, граж­дан­ско­го и нало­го­во­го кодек­сов:

  • Ст. 23 ЗК вво­дит поня­тия и цели серви­ту­та:
    • част­но­го и пуб­лич­но­го;
    • город­ско­го и сель­ско­го;
    • вод­но­го /лесного;
    • сроч­но­го и посто­ян­но­го.
  • Ст. 274 ГК опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся серви­тут, поря­док уста­нов­ки и опла­ту земель­но­го обре­ме­не­ния.
  • Ст. 333.33, п. 31, НК — раз­мер госу­дар­ствен­ной пошли­ны.

Вни­ма­ние: пра­во на серви­тут, в осо­бен­но­сти, част­ный — не бес­плат­ное.

Виды и цели сервитута

  • Част­ный серви­тут земель­но­го участ­ка заклю­ча­ет­ся как доб­ро­воль­ное согла­ше­ние меж­ду част­ны­ми лица­ми или в судеб­ном поряд­ке.
  • Пуб­лич­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся зако­но­да­тель­ным путём: напри­мер, пра­ви­тель­ство реши­ло стро­ить новую вет­ку мет­ро через част­ные земель­ные участ­ки, дей­ствуя в инте­ре­сах насе­ле­ния и при­няв реше­ние после пуб­лич­ных деба­тов, обсуж­де­ний и слу­ша­ний.
  • Город­ской серви­тут даёт раз­ре­ше­ние или запрет: напри­мер, запре­ща­ет­ся воз­во­дить построй­ку во дво­ре, так как она загро­мож­да­ет тер­ри­то­рию; даёт­ся раз­ре­ше­ние на при­строй­ку ман­сар­ды навер­ху, соеди­не­ние двух зда­ний и т.д.
  • Сель­ский — на исполь­зо­ва­ние части тер­ри­то­рии для стро­и­тель­ства колод­цев, водо­про­во­дов, кана­ли­за­ций и др. с/х ком­му­ни­ка­ций, в каче­стве доро­ги для про­ез­да транс­пор­та или про­го­на ско­та, пере­не­се­ния гра­ни­цы земель­ных участ­ков и т.д.
  • Вод­ный и лес­ной раз­ре­ша­ет поль­зо­ва­ние ресур­са­ми (напри­мер, раз­ре­ша­ет­ся рыба­чить, поить скот, охо­тить­ся).
  • Сроч­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся на опре­де­лен­ное вре­мя, по исте­че­нию кото­ро­го бре­мя сни­ма­ет­ся.
  • Посто­ян­ный серви­тут — этот вид обре­ме­не­ния накла­ды­ва­ет­ся навсе­гда (напри­мер, про­ло­жи­ли дорогу/газопровод).

Цели обре­ме­не­ния:

  • стро­и­тель­ство линей­ных объ­ек­тов (газо­про­во­ды, доро­ги, линии свя­зи, дорож­ные зна­ки);
  • гео­де­зи­че­ские, ирри­га­ци­он­ные рабо­ты;
  • раз­ра­бот­ка недр, рас­коп­ки, иссле­до­ва­ния;
  • устрой­ство про­хо­дов живот­ных к водо­пою и про­ез­дов для транс­пор­та в сель­ской мест­но­сти;
  • раз­ме­же­ва­ние сосед­ских участ­ков;
  • раз­ре­ше­ние на охо­ту и рыбал­ку в част­ных лес­ных уго­дьях и водо­ё­мах.

Как оформить сервитут

Ини­ци­а­тив­ной сто­ро­ной все­гда высту­па­ют те, кто хочет уста­но­вить серви­тут. Пер­во­на­чаль­но этим лицам (как част­ным, так и госу­дар­ствен­ным орга­нам) необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к вла­дель­цу земель­но­го участ­ка.

Есть три спо­со­ба оформ­ле­ния земель­но­го обре­ме­не­ния:

  • Пер­вый (самый про­стой) — на осно­ве доб­ро­воль­но­го согла­ше­ния: в этом слу­чае мож­но сра­зу (само­сто­я­тель­но или при помо­щи про­фес­си­о­наль­ных юри­стов) соста­вить дого­вор на серви­тут и заре­ги­стри­ро­вать его в Росре­ест­ре.
  • Вто­рой спо­соб кон­фликт­ный — через суд:
    • заин­те­ре­со­ван­ное лицо, полу­чив отказ от соб­ствен­ни­ка, обра­ща­ет­ся с пре­тен­зи­ей в орга­ны муни­ци­паль­ной вла­сти;
    • рас­смот­рев жало­бу, адми­ни­стра­ция со сво­ей резо­лю­ци­ей пере­на­прав­ля­ет дело в суд;
    • судеб­ные орга­ны выно­сят поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное реше­ние;
    • если на серви­тут дано доб­ро, он реги­стри­ру­ет­ся в Росре­ест­ра и с это­го момен­та счи­та­ет­ся уста­нов­лен­ным.
  • Тре­тий спо­соб зако­но­да­тель­ный: госу­дар­ство ска­за­ло “надо”, про­ве­ло опро­сы насе­ле­ния, под­го­то­ви­ло зако­но­да­тель­ные акты и нор­ма­ти­вы — и серви­тут на зем­лю нало­жен, толь­ко и в этом слу­чае долж­ны быть оформ­ле­ны реги­стра­ция и подроб­ный кадаст­ро­вый план, демон­стри­ру­ю­щий гра­ни­цы участ­ка с обре­ме­не­ни­ем.

Документы для регистрации сервитута

Обре­ме­не­ние реги­стри­ру­ет­ся на осно­ва­нии сле­ду­ю­щих доку­мен­тов:

  • пас­пор­та сто­рон;
  • заяв­ле­ние лица-ини­ци­а­то­ра;
  • сви­де­тель­ство пра­ва соб­ствен­но­сти на уча­сток;
  • доб­ро­воль­ное согла­ше­ние сто­рон или при­ну­ди­тель­ное поста­нов­ле­ние суда: в них ука­зы­ва­ет­ся осно­ва­ние и цели обре­ме­не­ния, сро­ки, оцен­ка серви­ту­та;
  • кадаст­ро­вый пас­порт с гра­ни­ца­ми участ­ка огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния;
  • доку­мент, под­твер­жда­ю­щий упла­ту пошли­ны.

Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация

Так как вла­де­лец участ­ка неиз­беж­но тер­пит обре­ме­не­ние, свои воз­мож­ные поте­ри от невоз­мож­но­сти поль­зо­вать­ся зем­лёй в пол­ной мере, он зара­нее оце­ни­ва­ет и ука­зы­ва­ет в дого­во­ре.

В оцен­ку вхо­дят:

  • издерж­ки, поне­сен­ные от обре­ме­не­ния (напри­мер, поте­ря части стро­е­ний или обо­ру­до­ва­ния);
  • умень­ше­ние ожи­да­е­мой при­бы­ли (раз­мер участ­ка умень­шил­ся, а зна­чит мень­шей будет выго­да);
  • убы­ток в сдел­ке из-за обре­ме­не­ния (вла­де­лец вынуж­ден про­дать зем­лю дешев­ле).

Пол­но­цен­ная оцен­ка воз­мож­на при част­ном серви­ту­те — при пуб­лич­ном серви­ту­те вопрос оста­ет­ся слож­ным: напри­мер, если дело госу­дар­ствен­ной важ­но­сти, вла­дель­цу участ­ка вряд ли запла­тят день­ги, но могут предо­ста­вить дру­гой земель­ный уча­сток.

Раз­ме­ры госу­дар­ствен­ной пошли­ны уста­нав­ли­ва­ют­ся:

  • 3000 руб. для физи­че­ских лиц;
  • 6000 — юри­ди­че­ских лиц и орга­ни­за­ций.

Ком­пен­са­ция за мате­ри­аль­ный и мораль­ный ущерб выпла­чи­ва­ет­ся соб­ствен­ни­ку, кото­рый сумел дока­зать, что усло­вия серви­ту­та были нару­ше­ны, и поте­ри от обре­ме­не­ния ока­за­лись боль­ше.

А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?

Огра­ни­чи­ва­ет пра­во соб­ствен­ни­ка воз­мож­ность нало­же­ния серви­ту­та по реше­нию суда на его земель­ный уча­сток по ини­ци­а­ти­ве дру­гих лиц или госу­дар­ства.

По зако­ну серви­тут мож­но уста­но­вить на любой земель­ный уча­сток (при нали­чии осно­ва­ний), так как зем­ля по сути — госу­дар­ствен­ное досто­я­ние, и пра­во соб­ствен­но­сти на ней доста­точ­но услов­но.

Спа­са­ет то, что в боль­шин­стве слу­ча­ев людям ред­ко при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с земель­ным бре­ме­нем в тече­ние всей сво­ей жиз­ни в сво­ём заго­род­ном доме.

Но что делать, если соб­ствен­ник не согла­сен с реше­ни­ем суда уста­но­вить серви­тут или понёс убыт­ки, пре­вы­ша­ю­щие сум­му, ука­зан­ную в оцен­ке?

Что делать обиженному владельцу участка

Вла­де­лец земель­но­го участ­ка име­ет пра­во:

  • обжа­ло­вать реше­ние суда (но если резуль­тат обжа­ло­ва­ния оста­нет­ся отри­ца­тель­ным для соб­ствен­ни­ка, серви­тут все рав­но будет нало­жен);
  • потре­бо­вать снять серви­тут, обра­тив­шись в госу­дар­ствен­ные орга­ны, если у него появи­лись не преду­смот­рен­ные огра­ни­че­ния поль­зо­ва­ния зем­лёй;
  • предъ­явить иск, в кото­ром ука­зы­ва­ет­ся цена реаль­ных мате­ри­аль­ных и мораль­ных издер­жек;
  • потре­бо­вать заме­ны земель­но­го участ­ка на рав­но­цен­ный.

Сервитут не так уж страшен

Серви­тут на земель­ный уча­сток — ред­кое, хоть и не все­гда при­ят­ное явле­ние для соб­ствен­ни­ка. Но в боль­шин­стве слу­ча­ев, осо­бен­но в сёлах, согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся доб­ро­воль­но, и дело обхо­дит­ся без суда.

Неред­ко соб­ствен­ни­кам зем­ли серви­тут выго­ден: они могут, напри­мер, поль­зо­вать­ся водо­про­во­дом, кана­ли­за­ци­ей, теле­фон­ной лини­ей сами, плюс полу­ча­ют день­ги за оформ­ле­ние обре­ме­не­ния.

Так­же соб­ствен­ник, про­да­вая серви­тут на сво­ей зем­ле, напри­мер, на про­гон ско­та, может в свою оче­редь купить для себя пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния на чужих участ­ках: допу­стим, сбор фрук­тов в чужом саду или лов­лю рыб­ки в чьем-то пру­ду.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/servitut-na-zemelnyj-ucastok.html

Как оформить сервитут?

Частный сервитут

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.

Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.

В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия ;
  • размер платы;
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  • вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
  • Государственная пошлина составит:

    • для юридических лиц – 6 000 руб.;
    • для физических – 1 500 руб.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
    • соглашение либо решение суда.

    Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

    1. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
    2. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
    3. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно сгосударственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой планна образование части земельного участка).
    4. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории. 

    Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом!

    Вам также может быть интересно:

    Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

    Оплатить государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимость: что важно знать?

    Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-ustanovit-servitut/

    Что такое сервитут

    Частный сервитут

    Сервитут на земельный участок – это возможность ограниченного пользования землей, принадлежащей другому собственнику.

    Гражданский кодекс дает такую возможность хозяевам недвижимости или земли, которым требуется проход или проезд к их имуществу через соседний земельный участок при условии, что другой возможности для прохода или проезда у них нет.

    Аналогично, такая возможность есть у граждан, которым необходим проход к берегу водоема или к другой публичной территории.

    Многие россияне имеют в собственности землю. Далеко не все они знают о том, что такое сервитут, и какое отношение он имеет лично к ним.

    Незнание приводит к тому, что одни землевладельцы уверены в том, что на их территорию незаконно посягают посторонние, другие — воюют с первыми.

    На самом же деле сервитут – это официальное разрешение, которое выдает уполномоченный государственный орган лицу (назовем его заинтересованным лицом), нуждающемуся в проходе и/или проезде через соседнюю территорию.

    Пример

    Для наилучшего понимания можно рассмотреть пример из жизни.

    Через участок гражданина К. проходит дорога к складу гражданина Б. Существует и другой способ добраться до склада, но для этого Б. придется проделать путь длиной в несколько километров, к тому же он проходит через болото.

    Во время таяния снега болото переполняется, и переправа становится опасной для жизни. В связи с этим гражданин Б. обратился к К.

    с письменным предложением установить в его огороде сервитут, который бы дал право всем заинтересованным лицам использовать его часть для прохода.

    Б. и К. заключили письменное соглашение, на основании которого К. обязался не чинить препятствий владельцу склада. Последний, в свою очередь, обязался не ходить без необходимости по чужому огороду. 

    Виды сервитута

    В зависимости от статуса субъектов сервитут бывает:

    1. Частным. В нем сторонами являются частные лица. Он возникает на основе обоюдного соглашения или решения суда (если стороны не достигла такого соглашения). Частный сервитут устанавливается исключительно в интересах физических лиц и/или коммерческих компаний, которым требуется проход или проезд.
    2. Публичным. На одной из его сторон всегда выступает государство. В отличие от частного публичный сервитут устанавливается по требованию государственных органов, в том числе, местных муниципалитетов. Его основанием является специальное постановление.

    В зависимости от срока действия прав на ограниченное пользование чужой землей делится на:

    1. Срочное, действующее в течение определенного периода.
    2. Бессрочное. Его действие не ограничивается во времени. Заинтересованное лицо может пользоваться им до тех пор, пока есть необходимость.

    Также сервитуты бывают городскими, сельскими, водными, лесными и вещными. Однако чаще всего на практике применяются земельные сервитуты. Порядку их оформления посвящен следующий раздел.

    Более подробно случаи, когда может быть оформлен сервитут, перечислены ниже в разделе «В каком случае необходим сервитут»

    Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:

    Как оформить частный сервитут

    Как мы уже сказали, частный сервитут оформляется соглашением собственника земельного участка и заинтересованного лица. Чтобы заключить такое соглашение, заинтересованное лицо направляет в адрес второй стороны письменное предложение об установлении права ограниченного использования земли. Если владелец участка откажется, заинтересованное лицо может обратиться в суд.

    Если вопрос будет решен добровольно, потребуется новый кадастровый план, где указаны границы сервитута. Его составлением занимается кадастровый инженер. После изготовления и утверждения плана, участники подписывают соглашение.

    В нем указывается:

    • ФИО, адреса и паспортные данные того, кто предоставляет сервитут и того, кто его получает;
    • адрес участка с описанием границ;
    • обстоятельства, в силу которых необходимо установление сервитута;
    • срок его действия;
    • права и обязательства участников;
    • положение об оплате (если хозяин требует вознаграждение);
    • подписи обеих сторон.

    Соглашение должно быть зарегистрировано в Росреестре. Только после этого заинтересованное лицо получит право им пользоваться. Для регистрации соглашения можно обратиться в ближайший МФЦ.

    Частный сервитут переходит по наследству, но не может быть продан или каким-то другим образом отчужден.

      Как оформить публичный сервитут

    В случае с публичным сервитутом заинтересованным лицом является государственный орган. Его представитель обращается с соответствующим заявлением в местные органы власти. Одновременно с этим оформляется новый кадастровый план с границами сервитута.

    Затем муниципалитет назначает общественные слушания. В них участвуют жители прилегающих территорий, представители заинтересованного лица и собственник участка.

    По результатам слушаний выносится решение об установлении обременения на конкретном земельном участке. Копия этого решения направляется собственнику обременяемой территории. Это решение, так же, как и добровольное соглашение, передается на регистрацию в Росреестр.

    Главное отличие публичного сервитута от частного состоит в том, что хозяин участка не имеет права от него отказаться, поскольку обременение устанавливается в социально значимых целях. 

    Важно! Наличие частного и публичного сервитута не ограничивает и не умаляет права собственника в отношении участка. Он также свободно может продать его, подарить, сдать в аренду. Участок отчуждается вместе с сервитутом, поэтому согласие заинтересованного лица для того, чтобы совершить сделку, хозяину не требуется.

    В каком случае необходим сервитут

    Обременение устанавливается, когда имеется необходимость в:

    1. организации прохода, проезда через обременяемый участок;
    2. монтаже линий электропередач, телекоммуникаций, труб и т.п.;
    3. землеустроительных, дренажных работах;
    4. прогоне сельскохозяйственных животных к местам выпаса;
    5. заборе воды для бытовых и технических нужд;
    6. открытии общественного доступа к прибрежной зоне, местам купания, пляжам;
    7. уборке сена, охоте, рыболовстве;
    8. проведении научных, проектных, изыскательских мероприятий.

    Приведенный перечень является исчерпывающим. Это означает, что ни частные лица, ни государственные органы не имеют права требовать установления сервитута на земельные участки по каким-то другим основаниям. 

    Нужно ли за него платить

    Собственник обремененной территории имеет право требовать от заинтересованного лица соразмерной денежной компенсации. Между сторонами возникают своеобразные арендные отношения.

    В них хозяин земли выступает арендодателем, а держатель сервитута – арендатором. Арендодатель, предоставляющий в частичное пользование свою собственность, вправе рассчитывать на материальное вознаграждение.

    Арендатор, в свою очередь, не может отказать в предоставлении такой платы.

    Если сервитут частный, предъявлять требования оплаты следует к собственнику объекта (например, колодца или скважины), из-за которого на участке установлено обременение. При публичном сервитуте платить должна государственная организация, в интересах которой создан сервитут.

    Вознаграждение может вноситься единовременным платежом или частями, в течение всего срока действия обременения. Порядок оплаты определяется в соглашении или нормативном акте государственного органа.

    Дополнительно нужно сказать о соразмерности. В гражданском и земельном законодательстве содержится указание на то, что собственник земли имеет право на соразмерную выплату. Понятие соразмерной выплаты предполагает, что сумма вознаграждения должна соответствовать убыткам, которые лицо несет из-за того, что частью его земли пользуются посторонние.

    Если между сторонами возникает спор относительно суммы вознаграждения, они могут передать его на рассмотрение в суд.

    Сервитут с юридической точки зрения

    С юридической точки зрения сервитутом земельного участка выступает отдельный вид прав на временное пользование чужой собственностью, выступающий обременением для этой собственности.

    Однако, в отличие от обременения в общепринятом юридическим смысле, сервитут не ограничивает собственника в вопросах продажи, в отличие от обычного обременения (залог, арест и т.п.

    ), которое запрещает совершение любых операций с арестованным имуществом.

    При возникновении сервитута из чужого права собственности не выделяется никаких новых правомочий. Это значит, что держатель сервитута (заинтересованное лицо) не может его отчуждать, поскольку он лишь частично пользуется чужим имуществом в строго определенных целях. Никакой другой возможности сервитутное право ему не дает. 

    В случае отчуждения участка сервитут переходит с ним к новому собственнику и перерегистрируется вместе с основным объектом. Держатель сервитута остается прежним.  

    Заключение

    Сегодня частные сервитуты – явление довольно редкое. Люди не знают о том, что это самый цивилизованный и взаимовыгодный способ решить проблему трудного доступа к объектам собственности. Особенно такая проблема актуальна для сельских местностей, где при возведении домов и прочих построек нередко нарушаются требования градостроительства.

    Куда чаще встречается явление публичного земельного сервитута. Будь то строительство муниципального жилья, новых дорог, монтаж трубопроводов – везде государство так или иначе затрагивает чужие наделы.

    При этом власти частенько «забывают» о том, что владельцы земли могут оформить официальный сервитут и получать за него деньги.  

    Знайте свои права и требуйте их соблюдения!

    Источник: https://mfcgos.ru/statyi/chto-takoe-servitut

    Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута

    Частный сервитут

    Согласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.

    Данная позиция отражается в Письме Росреестра от 25.03.2019 № 01-02960-ГЕ.

    Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

    Сервитуты устанавливаются:

    • по соглашению между собственником участка и соседями – частный;
    • по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо – публичный.

    Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

    Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

    В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается – спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

    Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

    Публичный же  сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий.

    Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

    Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

    Цели установления публичного сервитута различны. Например:

    • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
    • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
    • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
    • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
    • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

    В Земельном кодексе содержится целая глава –  V.7 об установлении публичного сервитута, в которая  отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута.  Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.

    Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей.

    Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

    Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

    В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.

    Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени.

    Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

    Можно сказать, что публичный сервитут – право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

    Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст.

    276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.

    Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

    Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/servitut-publichnyi-ili-chastnyi-registraciia-publichnogo-servituta-5d78896c2fda8600ad99a19e

    Что такое частный сервитут на земельный участок?

    Частный сервитут

    Сервитут – это право частичного пользования чужой недвижимостью.

    Определение

    Законом определены частные (ЧС) и публичные (ПС) сервитуты.

    Частный сервитут устанавливается в пользу одного лица. Особенно часто такой сервитут используется во взаимоотношениях собственников участков земли. Это зафиксировано в ст. 274 – 276 ГК и в ст. 23 ЗК.

    При этом ГК не разделяет типы сервитутов. В ЗК прямо приведено деление сервитутов на частный и публичный, что зависит от того, в пользу каких лиц они устанавливаются.

    ЗК не раскрывает понятия частного сервитута, а только отсылает к ГК.

    В частности, в ст. 274 говорится о том, что собственник участка при необходимости может потребовать установления сервитута на соседний участок.

    В той же статье перечислены некоторые причины, по которым может быть установлен сервитут.

    К ним относится необходимость прохода или проезда на соседний (господствующий) участок, обеспечение возможности ремонта или строительства на соседнем участке и решение других задач, которые не могут быть выполнены без сервитута.

    Установление сервитута не лишает владельца участка прав собственности. Он может потребовать с пользователя сервитутом плату за его использование. Обременение участка в виде сервитута не пропадает при переходе участка к другому хозяину.

    На основании общих положений, приведенных в ГК и ЗК, решаются вопросы об установке сервитутов в других законах и правительственных актах. Например, в п.

    23(з) «Правил выдачи разрешений на строительство», утвержденных правительственным Постановлением № 221, говорится о необходимости включения в решения данных о частных сервитутов.

    Аналогичные требования имеются в законах № 113-ФЗ «О мелиорации», № 126-ФЗ «О связи» и в других нормативных актах.

    Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон. В случае отказа владельца участка, на который надо установить сервитут, вопрос решается в суде.

    Пример частного сервитута

    В суде города Бугульмы рассматривался иск гр. Ж. к гр. М., в котором Ж. требовала отменить частный сервитут, который был установлен судебным решением в пользу М.

    Основанием для этого Ж. считала то, что данным сервитутом М. не пользуется.

    Ответчик исковые требования не признал и заявил, что сервитут был установлен судом и зарегистрирован. М. отметил также, что он пользуется сервитутом для обслуживания строения на своем участке.

    Суд установил:

    1. Сервитут может быть прекращен из-за пропадания причин его установки (ст. 276 ГК).
    2. Более ранним решением судом г. Бугульмы для прохода и обслуживания дома на принадлежащем М. участке был установлен постоянный сервитут на участке, собственником которого является Ж. При принятии этого решения было доказано, что иного пути для прохода на участок М. не существует.
    3. Доказательств того, что М. не пользуется сервитутом, суд не нашел.
    4. Ответчик заявил, что он продолжает пользоваться сервитутом для обслуживания дома.
    5. Поскольку необходимость в установленном сервитуте не отпала, в иске гр. Ж. было отказано.

    Соглашение

    Частный сервитут может быть установлен в добровольном или принудительном порядке. Принудительным образом такой сервитут  устанавливается по решению суда в случае отсутствия договоренности владельцев господствующего и подчиненного участков. Если такая договоренность появляется, то сервитут устанавливается на основе соглашения (п.3 ст. 274 ГК).

    Соглашение никак не регламентируется в современном законодательстве РФ. В частности, в ГК отсутствуют какие-либо требования к соглашению.

    В то же время соглашение должно представлять собой письменный документ, подписанный обеими сторонами. Иначе добровольно установить ЧС невозможно. Примером служит дело арбитражного суда, в котором оспаривалось установление частного сервитута постановлением мэра города. Суд пришел к выводу, что такое постановление мэра не может служить основанием для данного сервитута.

    Действующие законы имеют перечень необходимых пунктов в соглашении только для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (ст. 39.25 ЗК). Примером рекомендуемой формы соглашения является Письмо МЭР № 23-3607 (2009 г.). По этой рекомендации соглашение об установлении ЧС должно содержать:

    1. Сведения о сторонах соглашения.
    2. Информацию о подчиненном участке (кадастровый номер, адрес, площадь).
    3. Цель установления ЧС.
    4. Область действия сервитута на участке.
    5. Размер платы и порядок ее внесения.
    6. Другие права и обязанности сторон.

    Бланк соглашения о сервитуте можно скачать здесь.

    Поскольку перечень документов для принятия решения об установлении частного сервитута не установлен, считается, что для заключения соглашения, как минимум, нужны:

    • правоподтверждающий документ на участок для лица, для которого устанавливается сервитут;
    • документ с указанием пределов действия сервитута (выписка из ЕГРН, в которой содержатся сведения о части участка на который действует сервитут).

    Участники соглашения

    Участниками соглашения по частному сервитуту являются:

    • лицо, требующее установки сервитута на соседний участок (сервитуарий);
    • лицо, являющееся собственником соседнего участка.

    В качестве лица, обремененного сервитутом, может выступать только собственник участка или другой недвижимости.

    В качестве сервитуария может выступать лицо, обладающее участком на праве собственности, пожизненного владения. Если частный сервитут устанавливается на здание или сооружение, то сервитуарием может быть собственник здания, сооружения, а также лицо, имеющее права ведения хозяйства и управления этим объектом (ст. 294, 296 ГК)

    Определение платы

    В общем виде в соглашение о сервитуте входит пункт о соразмерной плате за пользование участком, что устанавливается п.5 ст. 274 ГК. Плата за сервитут во многом зависит от вида использования служащего участка.

    Соразмерная плата за сервитут может быть определена различными способами:

    1. С помощью экспертной оценки.
    2. Использованием «Методических рекомендаций по оценке платы за сервитут» Росземкадастра. Хотя этот документ не является официальным, тем не менее, он часто используется на практике. В соответствии с этой методикой плата за сервитут приравнивается к убыткам, которые получил владелец служащего участка из-за введения сервитута.
    3. Когда в качестве платы за сервитут принимается выгода, которую мог бы получить владелец служащего участка при отсутствии сервитута (например, при сдаче в аренду используемой для прохода и проезда части участка). Такое мнение имеет Президиум ВАС.

    Правила заполнения соглашения

    На практике при составлении соглашения о сервитуте желательно учитывать все возможные обстоятельства. В частности, в соглашение необходимо включить следующие вопросы:

    1. Предмет соглашения. В данном пункте необходимо указать те права, которые будут предоставлены сервитуарию, и указать данные участка, на который будет установлен сервитут (кадастровый номер, адрес). На плане желательно отметить место на участке, где будет реализован сервитут.
    2. Цели установления договора. Например, проезд или проход по участку, устройство трубопровода или линии электропередачи.
    3. Сфера действия соглашения. Права и обязанности сторон.
    4. Плата. Можно установить в соответствии с одним из способов, указанных выше.
    5. Ответственность сторон.
    6. Срок действия соглашения.
    7. Реквизиты сторон.

    Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/chastnom.html

    Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

    Частный сервитут

    СТ 23 ЗК РФ

    1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

    2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

    3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

    4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

    1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

    2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

    3) проведения дренажных работ на земельном участке;

    4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

    8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

    5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

    Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

    6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

    7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

    Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

    Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

    9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

    10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

    44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

    3 настоящего Кодекса.

    11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

    12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

    13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

    15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

    16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

    17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

    18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

    19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

    Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.