Церковный развод

Содержание

Православный развод

Церковный развод

Если в поисковой системе в строку запроса ввести слово «развод», вы получите массу рекомендаций, как развестись, узнаете всё о процедуре, разделе имущества, статистике.

Вы найдете статьи вроде «10 признаков того, что вы скоро разведетесь» или даже правила хорошего тона при разводе. Большинство статей будут начинаться со слов, что развод — это ужас и катастрофа, затем, возможно, будет приведена шокирующая статистика.

Но дальше в легкой и непринужденной форме вам будут предложены довольно занятные советы.

В одной из статей я увидела такие признаки приближающегося развода как необъяснимо хорошее поведение супруга, неодобрение одной стороной увлечений другой, а также ссоры из-за мелочей.

Изучив ещё пару материалов на эту тему, я вдруг поняла, что по современным светским представлениям уже давным-давно должна быть в разводе, но что-то пошло не так. Провести 10 лет в браке с одним мужчиной и не планировать раздел имущества — у многих моих нецерковных знакомых это вызывает плохо скрываемое удивление.

По правде сказать, мало кто из них сохранил первый брак, потому что развод в нашем обществе стал делом не только не осуждаемым, но и одобряемым, местами модным и вполне привычным. Но…

Что говорит Иисус о разводе?

О том, что сначала не было так, нам говорит Господь, отвечая на вопрос фарисеев о допустимости развода:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:3-9).

Позиция Господа настолько строга, что даже самые ближайшие его ученики сказанного вместить не могут: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Что говорит Церковь о разводе

Действительно, для последователей Христа единственной причиной для развода может быть прелюбодеяние супруга. 2000 лет спустя после слов Господа в Основах социальной концепции РПЦ именно они будут основанием для формулирования не менее строгой позиции Церкви по вопросу расторжения брака:

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям… Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Выглядит сурово, не так ли? Но разве есть семьи, в которых не случается кризисов? Разве бывает семейная жизнь без конфликтов? Современная действительность диктует нам: если супруг не оправдал твоих высоких ожиданий — разведись с ним.

Зачем предпринимать усилия и работать над отношениями? Можно просто закончить этот роман, потому что он больше не радует, и перейти к следующему.

Но насколько долгой будет эта радость нового романа? И где гарантия того, что человеку, не желающему работать над отношениями и над собой, через несколько лет не захочется вновь убежать? Церковь предлагает нам вести себя в семейных конфликтах иначе и, конечно, предлагает свою помощь:

«В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод».

Такая позиция совершенно не соответствует современному взгляду на вещи. Она предполагает приложение усилий, принятие на себя ответственности за свой брак и свою семью. А это совсем не соответствует идее получения сиюминутной выгоды и удовольствия, доминирующей в светском сознании.

А если семейная жизнь превратилась в кошмар?

На сказанном выше можно было бы остановиться. Господь повелел не разводиться, и да будет так. Но человеческая природа настолько богата пороками, и довольно опасными, что их разрушительную силу игнорировать просто невозможно.

Алкоголизм, наркомания, семейное насилие — это как раз те ситуации, когда развод, возможно, является меньшим злом, чем оставление страдающей стороны и детей в опасности. И Церковь не отрицает их существования и гибельных последствий.

В Основах социальной концепции РПЦ есть отсылка к определению «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятому в 1918 году Поместным Собором.

Тогда в качестве причин для развода (помимо супружеской измены) рассматривались вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. Наше время внесло в этот перечень свои коррективы. Теперь к достаточным основаниям для развода относятся также СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Несколько слов о церковном разводе и втором браке

В любом случае развод — это катастрофа, которую нельзя устраивать по прихоти или из каприза. Это крайняя мера, которая во многом сопряжена с безопасностью для жизни и здоровья (как телесного, так и душевного) членов семьи.

Если брак распадается, Церковь, как и в случае любого проявления греховной природы человека, призывает его к покаянию. И после покаяния и выполнения епитимьи допускает второй брак даже той стороне, которая была виновна в разрушении первого.

Именно в связи с вступлением во второй брак возникает вопрос о так называемом «церковном разводе», который заключается в признании церковного брака утратившим силу.

Если мы снова обратимся к Основам социальной концепции, то увидим, что Церковь допускает церковный развод в ситуациях, когда распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным.

Итак, развод — это грех, за которым должно следовать покаяние, и допускается он только по очень серьезным причинам. В остальных случаях Церковь призывает нас стараться сохранить брак и предлагает свою помощь в этом не всегда легком деле.

Анна Бондарчук (@anna.bondartschuk)

Источник: https://www.vera21.ru/pravoslavnyj-razvod/

Церковный развод: рассказываем, как расторгнуть брак после венчания

Церковный развод

В настоящее время в православии влюбленные люди иногда решают скрепить свой союз перед Богом и проводят обряд венчания. Но что делать, если семья распалась? Можно ли развенчаться?

Венчание – это церковный обряд бракосочетания. Провести его можно лишь в том случае, если брак зарегистрирован в ЗАГСе. А что делать, если семья распалась? Что такое церковный развод и существует ли он в принципе, отвечает Алексей Колыванов, священник, проректор по учебной работе Оренбургской Духовной Семинарии.

Возможен ли развод после венчания?

К сожалению, разводы случаются. Хотя создание семьи – это один раз и на всю жизнь. Господь Иисус Христос в Евангелие, в Священном писании не раз это подчеркивает: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Однако сам Господь Иисус Христос в Евангелие указывает на единственную причину для развода – измена, прелюбодеяние.

Сейчас список причин для церковного развода несколько расширился. В основах социальной концепции русской православной церкви – это официальный церковный документ — указано несколько причин для церковного расторжения брака. К ним относят: хронический алкоголизм, подтвержденный врачами; прямую угрозу жизни супруга, супруги или детей и так далее.

Поэтому возможен повторный церковный брак в качестве некоторого исключения из правил.

Что такое развенчание?

Такого понятия, как «развенчание» или «развенчивание» в принципе нет.  Есть благословение на повторный брак. Часто люди приходят в церковь именно с просьбой развенчать их.

Священнослужители объясняют: если люди решили прекратить свою семейную жизнь их официальный развод, совершенный в ЗАГСе, можно сказать, автоматически является развенчанием. Если люди не живут вместе и это официально оформлено, значит, факт венчания на них дополнительных обязанностей не налагает.

Они сами разрушили свой брак и больше не муж и жена ни перед людьми, ни перед Богом. При желании венчаться во второй раз, необходимо: зарегистрировать брак в ЗАГСе и прийти в тот храм, который обычно посещают, и обратиться к священнику.

Если ситуация не является какой-то неоднозначной, то сам церковнослужитель может принять решение о возможности их венчания. Это бывает в случаях, если нет разногласий между супругами, если пришла невиновная сторона, если все вопросы и проблемы с предыдущим браком решены.

Если же приходской священник не может решить этот вопрос, тогда его решают в Епархиальном управлении. В Оренбурге оно находится на Советской, 43. Там всегда есть дежурный священник. Ежедневно с 10.00 до 12.00 он занимается подобными вопросами.

Нужно прийти вдвоем, взять с собой документы о расторжении прошлого брака и заключении нового. В ходе анализа этих документов и в ходе беседы выясняется  возможность или невозможность заключения повторного церковного брака. Недавно был принят общецерковный документ о венчании, где указывается, что допускается максимум 3 церковных брака. При этом учитываются и те браки, которые не были освещены таинством венчания.

Алексей Колыванов

Сколько времени должно пройти с момента развода до повторного венчания?

Четкого ограничения нет. Но случаи бывают разные. Одна ситуация, если люди 10 лет прожили во втором браке и решили повенчаться. Другая – если прошло 2 недели после развода. Вторая ситуация вызывает сомнения. Обычно рекомендуют повременить.

Отличается ли второе венчание от первого?

Отличаются чины венчания. Есть первый и второй чины. Если над людьми уже ранее совершалось таинство венчания, то второй раз оно совершается по чину, который включает в себя покаянную молитву.

Господь в Евангелие говорит, что всякий, кто женится на разведенном, тот прелюбодействует. Повторные браки совершаются, прежде всего, по немощи человеческой, а не по воле Божьей.

Поэтому в молитвослов включается ряд покаянных молитв, чтобы люди понимали этот момент.

А если брак является повторным только для одного из супругов?

Как правило, в этом случае возможно снисхождение и таинство проводится по первому чину. Однако встречается мнение, что нужно поступать по строгости и если это второй брак хотя бы для одного, нужно употреблять второй чин венчания.

По словам отца Алексея в практики ни так часто совершаются повторные церковные браки. Сейчас вообще венчаний ни так много, по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. В среднестатистическом храме нашего города совершается 3-5 венчаний в месяц.

Это очень мало, по сравнению с количеством регистраций брака и  количеством крещений.

Татьяна Гайдук

http://orenweek.ru/41205/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a9e246457906a3f350e0bf9/cerkovnyi-razvod-rasskazyvaem-kak-rastorgnut-brak-posle-venchaniia-5c308f9b9175d500aabd5b29

Развод по-христиански?

Церковный развод

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние.

Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться.

Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9).

Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины.

То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям.

К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании.

Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным.

Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали.

И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33).

Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно.

Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени.

Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей.

И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию.

Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства.

Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга.

Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению.

Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала.

То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга.

Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью.

Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются.

Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены).

В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило.

Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла.

В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Как пережить измену?

Источник: https://www.pravmir.ru/razvod-po-xristianski/

Что нужно для процедуры развенчания церковного брака и как она проходит?

Церковный развод

Проведение обряда венчания после регистрации брака в ЗАГСе становится все популярней среди новобрачных. Некоторые пары решаются на это таинство из-за красоты самой церемонии. Другие осознают всю серьезность происходящего и верят, что соединяют свои души в одно целое перед лицом Господа навеки.

Как это ни печально, но ни одни, ни другие не застрахованы от распада брака. Если обвенчанная пара решила развестись, то обоим супругам необходимо знать все нюансы расторжения Церковного союза на Небесах. Об этом и пойдет речь в этой статье.

Можно ли развенчаться с бывшим мужем/женой, если брак распался?

Неисповедимы пути Господни. Ни одна пара новобрачных не может предугадать свою судьбу. В день свадьбы преобладающее большинство «новоиспеченных» супругов уверены, что пройдут земной путь рука об руку до самой смерти. К сожалению, не всегда этим мечтам суждено исполниться.

Настает день, когда приходит понимание, что семья окончательно распалась, и путей восстановления союза нет. Расторжение брака становится единственным способом избавления от совместного тягостного сосуществования.

Развод — процедура неприятная и для многих болезненная. Особенно это касается тех случаев, когда один из супругов против расставания. В суде инициатору развода придется предоставлять не самые приглядные факты супружеской жизни, чтобы добиться скорейшего расторжения брака.

Несмотря на то, что процедура закона позволяет сделать небольшую отсрочку для развода, по регламенту она не может быть более трех месяцев. А что же церковь? Как она смотрит на разведение двух обвенчанных супругов? Церковь не выполняет таинств с «разрушительным» смыслом, поэтому процедуры по развенчиванию уже соединенных двух душ в одно целое нет.

Даже получив официальное свидетельство о разводе в ЗАГСе или суде, ни у одного из супругов нет возможности получить расторжение церковного брака. Таким образом, уже разведенная пара перед государством будет оставаться мужем и женой перед Богом. Единственной причиной развенчания предыдущего союза может стать новый брак.

Для проведения повторного таинства необходимо получить благословение у епархиального архиерея, которое дается только в исключительных случаях:

  1. смерть одного из супругов;
  2. неизлечимая болезнь супруга, предоставляющая угрозу жизни детей (СПИД, сифилис и тому подобное);
  3. неспособность к продолжению рода;
  4. факт плотской измены одного из супругов;
  5. один из супругов изменил православное верование на другое;
  6. аборт жены без медицинской необходимости;
  7. один из супругов пропал без вести;
  8. рукоприкладство;
  9. неизлечимые алкоголизм или наркомания;
  10. брак одного из супругов с другим человеком.

Личная беседа со священнослужителем должна быть достаточно открытой и доверительной. Не следует утаивать постыдные причины расставания с бывшим супругом. Священники придерживаются правила тайны исповеди, поэтому ваш рассказ останется только между вами.

Весомые основания развода с бывшим супругом не станут препятствием для венчания с новым мужем/женой. Желательно сообщить священнослужителю о том, какие ошибки осознали в своем предыдущем союзе и не повторите в следующем.

Кроме благословения священнослужителя необходимо подать перечень требуемых документов. Рассмотрев все нюансы прошения о повторном венчании, архиерей предоставит ответ.

По той причине, что для развода супругов на Небесах Церковь не проводит никаких обрядов и не выдает соответствующих документов, согласие второго супруга не требуется. Развенчание предыдущего брака происходит во время венчания последующего брака, на котором должны присутствовать только будущие супруги. Единственное, что необходимо для повторного венчания — благословение.

Что нужно сделать, чтобы оформить развод в православной церкви?

Зная о сложностях повторного венчания, некоторые брачующиеся решают утаить факт проведенного церковного таинства во время предыдущего заключения союза.

Для истинно верующих людей это совершенно недопустимо. Обряд венчания призывает Божье благословение на создающуюся семью.

Заведомо пойти на ложь и не признаться священнослужителям о проведенном венчании ранее, значит, согрешить.

Такие необдуманные поступки неприемлемы для людей, стремящихся получить Божью милость и жить по законам Господа. Оформление разрешения на повторное венчание с будущим спутником жизни предусматривает развенчание с бывшим супругом.

Церковь выполняет только созидательные действия, поэтому не использует такое понятие как «развенчание». Несмотря на это, в прошении на повторное венчание указывается просьба в благословении на расторжение предыдущего церковного брака.

Как правильно написать прошение о расторжении церковного брака?

Прошение нужно правильно оформить и подать правящему епархиальному архиерею. Лучше всего самолично отправиться в храм и узнать обо всех нюансах бракоразводной процедуры. На месте вам могут предоставить образец прошения и расскажут о пакете необходимых документов.

Форма прошения выглядит следующим образом:

  1. в правом верхнем углу указывается, кому направляется прошение (Его Преосвященству Преосвященнейшему (Имя). Ниже этого пишутся данные просителя — ФИО, адрес и контактный телефон;
  2. по центру следующей строки указывается вид письма — «Прошение»;
  3. далее, в свободной форме, проситель должен указать дату и место предыдущего венчания, историю брака и причину развода;
  4. после текста перечисляется перечень предоставляемых документов;
  5. ниже, отдельной строкой, указывается согласие или несогласие второго супруга;
  6. в самом низу письма-прошения должны быть дата и подпись;
  7. завершается прошение фразой: «Прошу прощения за расторгнутый брак».

Какие документы необходимо предоставить?

Несмотря на то, что венчание супругов происходило перед лицом Господа, и свидетельство о венчании не имеет юридической силы, рассмотрение прошения о повторном таинстве потребует пакет документов:

  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о расторжении брака, выданная ЗАГСом или судом;
  • копия свидетельства о церковном браке;
  • собственноручно написанное согласие второго супруга на церковный развод (при наличии);
  • медицинские документы, подтверждающие наличие заболеваний, если таковые указывались в прошении как основание для церковного развода.

Сроки рассмотрения заявления в Епархии не регламентированы, поэтому при подаче прошения следует уточнить приблизительную дату собеседования со священнослужителем. После рассмотрения письма и документов просителя вызывают на беседу со священником.

Если служитель Церкви считает указанные основания для расторжения брака существенными, то супругов развенчивают. Изучив все особенности церковного развода, можно заранее предусмотреть возможность заключения повторного брака на Небесах.

Такие причины как «не сошлись характерами» или «муж мало зарабатывает» для церкви не являются поводом для расторжения брака. Епархиальный архиерей вполне может отказать в таком прошении, поэтому для развода должен быть указан достаточно весомый довод.

Как проходит процедура развенчания церковного брака?

После того как Епархиальный архиерей ставит на прошении о расторжении церковного брака свою резолюцию, бывшие супруги могут повторно вступать в брак в стенах Церкви.

Повторное венчание является развенчанием предыдущего союза, поэтому никаких дополнительных церемоний проводиться не будет. Единственное, чего не будет в ритуале — момента с возложением венцов на головы будущих супругов.

Эта прерогатива предоставляется только паре, которая впервые сочетается союзом перед Богом. В остальном же вся церемония будет такая же красивая и торжественная.

Сколько стоит обряд?

Любой представитель ЗАГСа официально может назвать точную стоимость бракосочетания в этом учреждении, так как она четко фиксирована и является обязательной госпошлиной при подаче заявления о заключении брака.

В случае с венчанием такую цифру вряд ли можно услышать. По законам православной церкви обряд проводится безвозмездно. На самом же деле, это не так. В каждом храме есть свои правила, о которых стоит узнать заблаговременно.

В некоторых храмах достаточно небольшого денежного пожертвования перед обрядом. В небольших церквях могут попросить от 1 до 4 тысяч рублей. В крупных храмах церемония может стоить более 10 тысяч рублей.

Взимание платы за обряд венчания приравнивается к денежному пожертвованию, поэтому все средства идут только на содержание церкви и священнолужителей.

Повторное венчание после бракоразводного процесса

Еще пару сотен лет назад союз двух людей подразумевал венчание перед Богом. Брак признавался в миру, только если пару соединял венцом священник. Ни о каком совместном проживании или регистрации союза в ЗАГСе не могло быть и речи.

После церемонии венчания молодые люди становись супругами навеки, и никакая сила не могла их разъединить. Так было раньше. В наше время церковные правила претерпели некоторые трансформации.

Несмотря на то, что Церковь продолжает проповедовать один церковный брак на всю жизнь, разведенные мужчина или женщина могут снова заключить церковный брак. Для того чтобы иметь возможность обвенчаться повторно, нужно окончательно покончить с предыдущим браком.

Каким бы тяжелым ни казался бракоразводный процесс, его нужно завершить. Ведь повторное таинство, как и первое, предполагает слияние двух любящих сердец и рождение новой жизни.

Зачастую, вынеся урок после совершенных ошибок в предыдущем браке, супруги решаются на повторный церковный брак только после регистрации брака в ЗАГСе и нескольких лет, проведенных вместе. Возможно, такое решение является правильным, так как максимально исключит риск распада этого союза.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/razvod/protsedura-razvenchaniya-tserkovnogo.html

Расторжение брака

Церковный развод

В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6).

Одна плоть – по древневр. басар – означает одно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»3.

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное4.

По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины.

Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос.

Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию5 человеческому, как исключительная, крайняя, мера.

В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность6 – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины.

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь7.

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность.

Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится?..

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак?.. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

— Почему? Спрашиваю я.

— Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын8.

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Для православного человека высшим авторитетом является голос Церкви. Этот голос Церкви звучит на Вселенских и Поместных соборах, в писаниях учителей и отцов Церкви.

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Чтобы не создалось впечатления, будто православные определения слишком либеральны к греху и слабостям, приведу еще цитату из этого документа: «В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Вот в таком ключе и решают подобные вопросы пастыри Православной Церкви. Но лучше бы эти вопросы не возникали.

Милость Божия и Его благодать да пребудет со всеми нами!

Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.

***

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 О монашестве и безбрачии «ради Господа» говорить не будем. Это особый, уникальный путь, где полноту, восполнение, человек обретает в Боге.

3 Беседа 26 на 1 Коринфянам, гл. 2.

4 Втор. 24, 1.

5 Мк. 10, 5.

6 Мф. 5, 32; 19, 9.

7 1 Кор. 7, 12-16

8 Я не разделяю ее мнения, о чем у нас состоялась серьезная духовническая беседа, но касаться этой темы мы не будем.

Источник: https://azbyka.ru/parkhomenko/rastorzhenie-braka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.