Церковь и развод

Что патриарх Кирилл говорил о разводах: путь разрушения семьи – это не путь к человеческому счастью. Но есть исключения

Церковь и развод
ВСЕ ФОТО

Известие о разводе российской президентской четы дало верующим и всем неравнодушным повод поразмышлять о том, как отреагирует на решение супругов Путиных Русская православная церковь. Для православного сообщества в стране это известие “печальное”.

Именно так прокомментировал его в своем “Живом Журнале” глава Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия Кирилл Фролов.

И хотя брак Путиных не был церковным, но первая супружеская пара государства – люди, как известно, верующие, и это решение до некоторой степени идет вразрез с утверждаемой в России православно-патриотической идеологией укрепления традиционных ценностей.

Кирилл Фролов взял на себя смелость предположить, как отреагирует на президентский развод предстоятель РПЦ, и заявил, что “патриарх будет сострадать решению” и что суждение главы Русской церкви будет направлено на спасение двух душ и утверждение православных семейных ценностей. Возможно, так и будет, ведь семья в православном понимании – это малая церковь.

Разрешает ли развод Русская православная церковь?

Между тем патриарх Кирилл уже публично высказывался о разводах. Об этом в пятницу напомнил портал “Православие и мир”. Мнение главы РПЦ прозвучало в рождественском интервью телеканалу “Россия-1” 8 января 2012 года.

Задавая свой вопрос, ведущий телеканала Евгений Ревенко отметил, в частности, что состояние общества зависит от того, как чувствует себя отдельно взятая семья, и упомянул, что картина с разводами в стране действительно печальная. В православии о семье говорят как о малой церкви. Иначе ее можно назвать ячейкой общества. Ревенко попросил своего собеседника что-то сказать тем людям, которые решают, быть или не быть вместе.

Вот что ответил патриарх:

“Кризис семьи – это кризис любви. А без любви человек жить не может. Когда мы разрушаем семью, мы разрушаем любовь. Любовь и удовольствие – это не синонимы”.

“Очень часто нам что-то не нравится в семейной жизни, что-то становится некомфортным, как говорят опять-таки современные люди, и, устремляясь к достижению какого-то комфорта, благополучия, мы идем через то, чтобы разрушить свою собственную семью. Этого делать нельзя. Это очень трудно понять современному человеку, но Бог этого не пожелал”.

“Некоторые скажут: а что же делать, если любовь прошла? Любовь проходит в том случае, когда сами люди любовь разрушают.

Но если эти радостные, сердечные отношения, которыми овеяны первые годы совместной жизни, оба – и муж, и жена – пестуют, поддерживают, лелеют, охраняют, то это чувство сохраняется до гроба.

Но если начинается взаимный обман, параллельная жизнь, то все разрушается. Путь разрушения семьи – это не путь к человеческому счастью”.

“Конечно, бывают исключения, и я не хочу говорить, что в ста процентах случаев. Есть исключения. Не будем сейчас о них говорить. Потому что в таком случае каждый скажет: я и есть исключение”.

“Будем говорить о том, что нужно сохранять семью, потому что это крепость, это дом, это место, где рядом с тобой родные люди, близкие, способные быть и в радости, и в горе”.

“А для того, чтобы было так, нужно все время возрастать в любви. А в любви невозможно возрастать без самоотдачи друг другу”.

“Я об этом часто говорю. В каком-то смысле любовь всегда должна сопровождаться способностью пожертвовать собой ради другого человека. И, если это происходит, если один научился жертвовать ради другого и другой или другая ему отвечает, то люди возрастают в любви. И вот тогда ни о каких разводах и речи не идет”.

“Я очень желал бы нашим соотечественникам научиться хранить любовь с первого дня совместной жизни”.

“С тем, чтобы как можно меньше наших семей стояло перед этой страшной проблемой – разделения, особенно тогда, когда существуют дети и когда от этого страдают не только муж и жена, но и несчастные детишки”.

Разрешает ли развод Русская православная церковь?

Известно, что в разных религиях развод может быть разрешен по разным причинам и осуществлен разными способами. В исламе, например, мужчина, дающий развод жене, должен быть совершеннолетним, вменяемым и разводиться по собственной воле. Ему необходимо произнести особую формулу развода.

Кроме мужа это имеет право сделать шариатский судья, в известных случаях выносящий решение по просьбе жены. Иудеям был разрешен развод “по жестокосердию”. В Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние.

Между тем в Православной церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться.

Об этом журналу “Нескучный сад” рассказал три года назад старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Ууниверситета, клирик московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе священник Димитрий Пашков. Его ответ по поводу разводов опубликовал также портал “Православие и мир”:

“Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в православии)2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки3.

Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется)4. Заболевание проказой или сифилисом5.

Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне)6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда)8.

Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга9. Вступление одного из супругов в новый брак10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни

Согласно Основам социальной концепции РПЦ “в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа” (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая – смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (Новый завет, Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 7, стихи 8-9).

Вторая причина – это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины – смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии – снисхождения и милости к людям.

К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании.

Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным.

Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали.

И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 5, стихи 23-33).

Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством – сам чин второго брака не радостный, а покаянный, – но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно.

Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени.

Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей.

И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: “Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние”.

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию.

Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства.

Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга.

Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению.

Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода – развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала.

То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга.

Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью.

Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются.

Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены).

В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило.

Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла.

В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать”.

Источник: https://www.newsru.com/religy/07jun2013/ehebruch.html

Развод по-христиански. Актуальные вопросы

Церковь и развод

Принято считать, что Церковь считает развод невозможным в принципе. И при любых обстоятельствах осудит такой поступок. Однако, вопрос это тонкий, и невозможно дать простой ответ на него.

Начнем с того, что в отличии от католического понимания брака как союза, который переходит и в вечную жизнь, Православие говорит лишь о земной жизни.

По сути, венчание – это благословение прожить эту, временную жизнь с помощью Божией, родить детей, воспитать их души для жизни вечной и спастись самим.

Мы не можем утверждать, что нас ждет после смерти, но говорят, что души близких и любящих людей будут рядышком и в Царствии Небесном. Но, по словам Христа, “в раю не женятся и не выходят замуж”, поэтому речь не идет о продолжении супружеской жизни на небесах.

Звучит не так романтично, однако, более рационально. И, согласитесь, не так категорично. Впрочем, Христос также говорит о том, что иудеям был разрешен развод по их жестокосердию, а Он говорит:

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» .

О чем идет речь, если сказать совсем просто? Христос задает нам очень высокую планку. Вообще в своих проповедях он говорит о том, что по сути невозможно исполнить обычному человеку.

Однако, даже понимая это, мы должны просить у Господа помощи исполнить заповеди и все же ориентироваться на высокий идеал, а не опускаться до обыденности.

При этом важно не терять рассудок, ведь даже в этой цитате Господь оговаривается: “кроме вины прелюбодеяния” – то есть, если жена изменила мужу, он имеет право развестись с ней.

Итак, вот и первый пункт, дающий право развода – супружеская неверность.

Немного официальных документов:

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть: 1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).4. Заболевание проказой или сифилисом.5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.9. Вступление одного из супругов в новый брак.10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Как видите, причин может быть довольно много. Поясню – это причины, при которых развод считается допустимым злом, если грубо сказать. И которые дают право в дальнейшем невиновной стороне снова венчаться.

Разумеется, священник или епископ – не суд, он не станет проверять, действительно ли пришедший к нему за благословением на второй брак человек является невиновной стороной в прошлом браке, да и все мы знаем, что невиновность в разводе тоже понятие относительное.

Но тут важно помнить, если мы люди верующие, конечно. Можно соврать священнику, но невозможно Богу. Можно венчаться, вопреки тому, что вы сами ушли из семьи, опять же, умолчав об этом и придумав вину бывшему супругу, но благословит ли Бог такой союз, построенный на лжи?

Кроме того, не стоит христианам забывать и о том, что помимо официального разрешения на развод есть и милосердие, и жертвенность, и любовь. И при любых сложностях нужно бороться до последнего за брак, за семью. Тут невозможно написать о мере, это, пожалуй, личный опыт каждого человека, попавшего в такую сложную ситуацию.

Просто нужно понимать, что развал семьи – в любом случае горе и огромное зло, особенно если есть дети, и это не миф! Сколько бы вы ни увидели “нормально” перенесших развод детей, в реальности абсолютное большинство очень негативно реагируют на уход одного из родителей, иногда подавляя в себе это чувство на долгие годы, поэтому внешне мало что заметно до поры до времени, но потом это “ружье” обязательно выстрелит.

Поэтому в таких вещах совет простой – семь раз отмерь, один раз отрежь. Развод – крайняя мера, когда ничто другое не работает. Но прежде чем развестись, стоит все же попробовать сохранить семью.

“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…” ( 1Кор.13:4 )

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c70ffa78964fb00b3c70f9f/razvod-pohristianski-aktualnye-voprosy-5cdbe000635d0800b447ae3a

Разрешает ли Православная церковь развод?. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Церковь и развод

В современном обществе есть много давно сложившихся стереотипов; но и есть и те, которые появились относительно недавно. Один из подобных стереотипов – это мнение, что Православная церковь запрещает развод. Давайте проведем исследование этого вопроса, и выясним: так ли это на самом деле?

История стереотипа и причина его возникновения

С 1722 года по приказу Петра I были созданы первые церковные метрические книги, в которых делались записи об изменениях в жизни людей: рождение, брак, смерть. Эта функция принадлежала Православной церкви вплоть до 1917 года, пока не был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», разрешающий регистрацию брака в муниципалитете.

Учитывая, что революция наложила свой отпечаток на жизнь людей: храмы закрывались, любая какая-либо пышность осуждалась, то рано или поздно люди перестали в начале 20 века в России хоть как-либо регистрировать браки (храмов не было, а традиции ходить в загс были не привиты).

По этой причине появилось множество так называемых «гражданских» браков, то есть семей, которые не были никак зарегистрированы.

Очень важно знать, что Церковь всегда признавала эти семьи как полное законное супружество – это делалось по причине понимания церковными властями сложившейся ситуации.

Постепенно вопрос о создании семьи, о ее сохранении или о разводе плавно перешел из церковных рук в гражданские; а учитывая советскую пропаганду и запрет на все православное, ясно, что люди не могли никак знать церковных канонов в этом вопросе и церковных традиций.

И когда СССР распался, и люди получили возможность свободно ходить в храм, и не только регистрировать браки, но и венчаться, то по какой-то странной причине массово этого делать они не стали.

Объяснялось это тем, что дескать, если повенчаешься, то разводиться уже будет нельзя.

Причина этого неверного мнения проста: духовно-нравственное образование населения в то время (да и сегодня ничего не изменилось особо) было на уровне нуля, а заставить себя сходить в храм и узнать там, как все реально обстоит на самом деле, никто особо не хотел – то ли стеснялся, то ли считал себя и так самым умным, то ли просто считал, что венчание – это пережиток прошлого.

Из всего этого вы, наверное, уже поняли, что Церковь в некоторых случаях разрешает развод. Что это за случаи такие?

 Каждый имеет право на развод, если его супруг(а) совершил грех прелюбодеяния (измену).

Это право имеет каждый, так как об этом сказал сам Иисус Христос: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать;» (Мф. 5, 32).

Стоит также заметить, что это право имеет именно невиновная сторона, а не та, которая совершила грех.

В 1918 году состоялся Поместный собор Русской православной Церкви, в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» он признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

 Отпадение супруга или супруги от православия.

Сегодня также стоит добавить, что уход супруга(и) в секту также является поводом для развода.

 Противоестественные пороки.

В случаях, когда один из супругов пытается склонить свою половину на различные противоестественные грехи: гомосексуализм, лесбиянство, зоофилия, педофилия и т.п.

 Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения.

Стоит добавить важное дополнение, что это относится только к тем случаям, когда это было специально скрыто от супруга(и).

Например, муж был бесплоден и знал это, но утаил это от своей жены. Или какое-либо уродство, которое также было специально скрыто.

 Заболевание проказой или сифилисом.

Учитывая, что в 99 случаях из 100 виноват в этих болезнях сам больной, то дается право на развод пострадавшей (здоровой) стороне.

 Длительное безвестное отсутствие.

Принято считать, что после 5 лет безвестности можно создавать новый брак. Но все-таки каждый случай должен рассматривать конкретно.

 Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

Думаю, здесь вопросов ни у кого нет.

 Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

Очень часто многие наговаривают на Церковь, что она заставляет жен терпеть побои от мужа. Это ложь. Церковь в этих случаях дает право на развод.

 Снохачество.

Половое сожительство свекра со снохой.

 Сводничество.

Сутенерство. Если, к примеру, жена узнает, что ее муж является сутенером, то она имеет право на развод.

 Извлечение выгод из непотребств супруга.

То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

 Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

Здесь все понятно.

 Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Муж выгнал жену из дома, к примеру. Она после этого имеет право на развод.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как

заболевание СПИДом

, медицински засвидетельствованные

хронический алкоголизм

или

наркомания

, совершение женой

аборта при несогласии мужа

.

Эти добавления были внесены на Соборе Русской православной Церкви в 2000 году.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/wmajs/post142336463/

Отношение Бога и Церкви к разводу и повторному браку

Церковь и развод

“Если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». (Мар.10:11-12)

«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа». (Рим.7:2-3).

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе». (1Кор.7:39).

«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мар.10:2-9)

Сражу хочется отсечь рассуждения некоторых невеж утверждающих, что привила нерасторжимости брака распространяются лишь на венчанные браки. Церковь не считает брак заключенный в органах ЗАГСа, но не венчанный в Церкви не браком(т.е. блудным сожительством), она называет такой брак гражданским, т.е.

заключенным по гражданским законам(не путать с тем, что в обществе сейчас называется “гражданским” браком, когда люди живут вместе без регистрации-такие сожительства не признает ни государство, ни Церковь именуя их блудными сожительствами):

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Соц. Концепция РПЦ МП

Повторный брак разрешен:

А) Вдовам, вдовцам:

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». (1Кор.7:8-9).

Б) Свободным по вине прелюбодеяния другого супруга (Матф.5:32, 1Кор.7:27-28)

«Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». (1Кор.7:27-28).

Повторный брак запрещен супругам, которые развелись (разошлись) не по причине прелюбодеяния:

«Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует  от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». ( Мар.10:11-12 ).

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей».  (1Кор.7:10-11).

Выводы

1.     Муж и жена связаны друг с другом законом замужества до самой смерти (Мар.10:2-9, Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

2.     Если один из супругов умрет, тогда другой свободен женится (выйти замуж) повторно (Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

3.     Если один из супругов отпускает другого не по причине блуда, то он толкает его на прелюбодеяние (Матф.5:32).

4.     Супруг, который уже отпустил другого не по причине блуда, должен оставаться один, иначе если он (она) снова женится (выйдет замуж) то совершит прелюбодеяние (Матф.19:9, Мар.10:11-12).

5.     Супруг, которого уже отпустили (не захотели с ним (ней) жить, выгнали), не может снова женится (выйти замуж), потому что совершит прелюбодеяние (Матф.5:32, Матф.19:9, Мар.10:11-12).

6.     Супруг, который стал жертвой (ему изменили), имеет причину для развода и становится свободным от закона замужества. Он может повторно вступать в брак (Матф.5:32, 1Кор.7:27-28).

Заповеди Иисуса о разводе и повторном браке являются очень прямыми и строгими. Даже Его ученики не смогли вместить этого учения. После проповеди о разводе люди, вместо того, чтобы сделать правильный вывод о супружеской верности, пришли к заключению, что лучше вообще не жениться (страх перед невозможностью развода):

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». (Матф.19:10).

Не полный развод.

Иисус назвал только одну причину для полного развода – это прелюбодеяние. Если такого не произошло, а люди расстались (развелись), то они связаны друг с другом законом замужества, который прекращается только со смертью одного из супругов. Для таких случаев и сказано:

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей».  (1Кор.7:10-11).

Пятнадцать основополагающих правил:

1.     Вступать в брак хорошо (Быт.1:22, Быт.9:1, Быт.9:7, 1Кор.7:2).

2.     Безбрачные могут оставаться так, но если не могут совладать с собой (сдерживаться), то пусть женятся (вступают в брак) (1Кор.7:8).

3.     Вдовцы и вдовы могут оставаться безбрачными. Если же не могут совладать с собой (сдерживаться), то пусть женятся (вступают в брак). (1Кор.7:8-9) Особенно это касается молодых вдов (1Тим.5:11-14).

4.     Безбрачные могут вступать в брак только:

а) с христианами (1Кор.7:39), которые не были в браке;

б) с христианами (1Кор.7:39), которые остались без супруга по причине его смерти (вдовы, вдовцы).

в) с христианами (1Кор.7:27-28), которые освободились от закона замужества по причине (вине) прелюбодеяния супруга.

5.     Муж и жена связаны друг с другом законом замужества до самой смерти (Мар.10:2-9, Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

6.     Человек не может вступать в интимные отношения до брака. (Руфь 4:13)

7.     Супругам не следует уклоняться друг от друга на долгое время (интимные отношения). Исключения составляют пост и молитва, после чего нужно быть вместе, чтобы не искушал их Сатана невоздержанием (1Кор.7:5).

8.     Супруги не могут расходиться (разводиться) ни по какой причине, кроме вины прелюбодеяния – явного разврата, блуда одного из них (Матф.5:32).

9.     Если один из супругов умрет – тогда другой свободен жениться (выйти замуж) повторно (Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

10.                        Если один из супругов отпускает другого не по причине блуда, то он толкает его на прелюбодеяние (Матф.5:32).

11.                        Супруг, который уже отпустил другого не по причине блуда, должен оставаться один. В противном случае – совершит прелюбодеяние (Матф.19:9, Мар.10:11-12).

12.                       Супруг, которого уже отпустили (не захотели с ним (ней) жить, выгнали), не может снова жениться (выйти замуж), потому что совершит прелюбодеяние (Матф.5:32, Матф.19:9, Мар.10:11-12).

13.                       Супруг, который стал жертвой измены, имеет причину для развода и становится свободным от закона замужества. Он может вступать в брак повторно (Матф.5:32, 1Кор.7:27-28).

14.                        Если семья не в Господе и неверующий согласен жить с братом или сестрой – им следует оставаться вместе, потому что остаётся надежда на спасение неверующего супруга.

15. Если неверующий не хочет жить с братом или сестрой и хочет развестись, то он может развестись, то есть они могут разойтись и не жить вместе.

Но в этом случае брат или сестра в Господе должны оставаться безбрачными или примириться со своим супругом, потому что они связаны с ним законом замужества.

Они связаны так до момента смерти этого супруга или до момента пока он не вступит в другой брак и по причине прелюбодеяния освободит брата или сестру от закона замужества.

Расторжение и повторный брак

Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость: Мк.10:2-12. Единственной причиной расторжения брака является измена (прелюбодеяние) одного из супругов 19:9. В этом случае бывшие супруги получают различные статусы: один из супругов — статус «невиновного в грехе», второй — «совершившего тяжкий грех прелюбодеяния».

Русская церковь считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития только из-за измены одного из супругов. Не так давно, «учитывая всеобщее оскудение в людях любви, а также идя на уступки человеческой немощи», в Основах социальной концепции РПЦ к греху прелюбодеяния в вопросе расторжения брачного союза были

добавлены следующие исключительные  причины:

1.отпадение одного из супругов от православия;

2.злонамеренное оставление семьи;

3.совершение аборта при несогласии супруга;

4.психическое заболевание одного из супругов;

5.заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;

6.хронический алкоголизм или наркомания;

7.противоестественные пороки;

8.импотенция, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного членовредительства;

9.заболевание сифилисом или проказой;

10.заболевание ВИЧ/СПИДом;

11.длительная пропажа без вести;

12.попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруги, или угроза для их жизни.Википедия

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Основы Соц.Концепции РПЦ МП

Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Источник: https://urazof.livejournal.com/136755.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.