Цель перераспределения земельного участка

Содержание

Перераспределение земельных участков: нюансы, порядок и условия

Цель перераспределения земельного участка

Процедура перераспределения земельных участков установлена в ЗК РФ, в частности регламентируется ст.11.7 ЗК РФ. Согласно ЗК РФ, перераспределение земельных участков – это процедура образования нового земельного участка, путем присоединения к существующему участку новой земли/иного земельного участка.

п.1 ст. 11.7 ЗК РФ устанавливает, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Пример увеличения площади участка

1. Основные типы процедуры перераспределения земельных участков

1.1 Когда собственниками участков являются физические или юридические лица.

В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ (будут описаны ниже) и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.

1.2. Когда собственниками выступают физическое/юридическое лицо, а с другой стороны – муниципальное образование.

Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.

2. Порядок действий

Кадастровые работы

Не важно к какому типу перераспределения вы относитесь – к 1.1 или 1.2, Вам необходимо будет провести комплекс кадастровых работ для осуществления данной процедуры. Он включает в себя следующие этапы:

1. Поиск кадастрового инженера, занимающегося процедурами перераспределения земельных участков.

2. Проведение геодезической съемки земельного участка/земель планируемых к добавлению к Вашему земельному участку.

3. Заказ и получение ПЗЗ (правила землепользования и застройки) из Администрации МО на территории которого расположены земельные участки. В ПЗЗ содержатся разделы min и max размеров земельных участков.

Иными словами ПЗЗ указывает, какой максимальной площади может быть земельный участок на данной территории.

В связи с чем, участок планируемый к увеличению путем перераспределения – не может превышать максимально установленного размера участков.

Срок предоставления ПЗЗ по заявлению гражданина составляет 1 месяц по ФЗ №59-ФЗ.

4. На основании полученной съемки и ПЗЗ, подготавливается схема перераспределения земельных участков.

4.1. В случае если перераспределение осуществляется между физ лицами или юр лицами – стороны приходят к соглашению и подписывают соглашение, которое потом включается в межевой план и отправляется на регистрацию в Росреестр.

4.2. В случае если одной из сторон является муниципальной образование, то подготовленный проект схемы направляется в Администрацию МО на согласование. Процесс согласование проходит в течении 1 месяца по ФЗ №59-ФЗ.

5. В случае согласования схемы перераспределения земельных участков, Администрация МО выдает постановление об утверждении схемы перераспределения, на основании которой кадастровый инженер подготавливает межевой план нового (увеличенного) земельного участка.

6. Данный межевой план отправляется в Росреестр на регистрацию. После окончания процедуры регистрации, выдается выписка из ЕГРН на новообразованный земельный участок с присвоением нового кадастрового номера. При этом – старый номер еще не аннулирован и будет висеть в базе.

7. После вышеуказанных пунктов, на основании новой выписки из ЕГРН – подается обращение в Администрацию МО с просьбой заключить соглашение о перераспределении.

УЧИТЫВАЙТЕ – перераспределение это выкуп земли у муниципалов. Стоимость может варьироваться в зависимости от действующих локальных нормативных актов.

8. Администрация выдает вам квитанцию на оплату. После оплаты приносятся подтверждающие документы обратно муниципалам и они выдают Вам подписанное и заверенное соглашение о перераспределении.

9. Данное соглашение относится в Росреестр на регистрацию права собственности.

10. После окончания регистрации, Росреестр выдает Вам новую выписку из ЕГРН, в которой собственником новообразованного земельного участка уже являетесь Вы. Процедура перераспределения завершена.

Нюансы:

Перечислим основные нюансы:

1. Процедура перераспределения (когда с другой стороны муниципальное образование) – это процедура подразумевающая выкуп земли у Администрации. Стоимость зависит от локальных НПА.

2. Если земля которую Вы планируете добавить к своему земельному участку находится под каким-либо обременением, либо находится в специальной зоне генерального плана (территориальная зона), либо относится к землям иной категории – то процедура перераспределения не пройдет. Администрация просто выдаст Вам отказ.

3. Иногда Администрация может выдать Вам отказ без грамотной мотивировки или с ошибочными доводами – тогда необходимо обратиться в суд в порядке КАС РФ, для оспаривания данного отказа.

4. Границы планируемого к образованию участка, не должны пересекать границы иных смежных участков – иначе Администрация при согласовании данной схемы выдаст отказ.

5. В случае если ПЗЗ не разработано, то применяется федеральное законодательство (например в отношении сельскохозяйственных земель) либо региональное законодательство. Но по практике, в каждом конкретном случае решение остается за Администрацией муниципального образования.

6. Срок процедуры перераспределения обычно составляет от 4 месяцев. Быстрее в силу технических особенностей процедуру сделать невозможно.

Основным критерием успеха является подбор кадастрового инженера, которой еще на начальном этапе может Вам сказать – стоит этим заниматься или нет.

С Уважением к Вам,

Регент

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dcd261434bb04739962f770/pereraspredelenie-zemelnyh-uchastkov-niuansy-poriadok-i-usloviia-5e219adbfc69ab00adcd9c19

Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

Цель перераспределения земельного участка

Схема перераспределения кратко описывается так:

  • к земельному участку гражданина добавляется часть граничащей с ним муниципальной или государственной земли
  • перераспределение выполняется соответствии с неким порядком, установленным законом

При распределении участков необходимо:

  • провести межевание
  • у исходных смежных участков перераспределить:

Изменение границ и площади происходит по причине:

  • увеличения площади надела гражданина
  • уменьшения размеров муниципального или государственного участка:
    • за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина

Когда можно приступить к межеванию? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок перераспределения ЗУ описан в Земельном кодексае РФ (статья 39.29)

Старт процедуры – подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади
  • убедиться в том, что смежный участок относится к муниципальной или государственной собственности
  • установить совпадение правовых характеристик смежного и собственного участка:
    • ВРИ
    • категория земель
    • территориальная зона

Несоответствие друг другу правовых характеристик участков может стать причиной отказа администрации в заключении Соглашения об их перераспределении.

Расположение добавляемого куска земли в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок, – одно из главных условий для проведения перераспределения. Не допустима для перераспределения ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах.

Далее нужно убедиться в том, что при планируемом увеличении площади надела не нарушатся требования:

  • градостроительных регламентов в части предельных размеров для увеличенного участка
  • по расположению образованного участка
  • по доступу к смежной территории

Потребуется также выяснить, разработан или нет проект межевания территории (ПМТ).

При отсутствии ПМТ придётся подготовить схему расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ). Она показывает присоединение к существующим границам исходного надела добавляемого куска муниципальной или государственной земли земли.

Для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение – мать учения», а потому имеет смысл остановиться на главных моментах.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация – в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти – когда они является владельцами земли
  • Правительство РФ – если земля относится к государственной (федеральной) собственности

Чтобы самостоятельно узнать правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

выполнить заказ необходимых сведений.

Обращение к официальному порталу Росреестра позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких ЗУ и земель и (или) ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  1. на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ)
  2. в соответствии с порядком и правилами, установленными:
    • Правительством РФ – в случае принадлежности земли государству
    • субъектом РФ – когда прирезаемый земельный участок является собственностью субъекта
    • органом местного самоуправления, когда «добавка» находится в муниципальной собственности

Расчёт платы выполняет орган власти. Произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю обязан главный интересант (заявитель).

Возможность регулирования муниципальными и региональными властями размера платы за прирезки к частным участкам установлена:

  • ФЗ «О местном самоуправлении»
  • Земельным кодексом РФ

Во всех субъектах РФ и муниципалитетах действуют порядок и правила расчёта платы.

Несколько примеров:

  1. в Ленинградской области – смотреть здесь
  2. в Московской области – смотреть здесь
  3. в Псковской области – смотреть здесь
  4. в Иркутской области – смотреть здесь
  5. в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области – смотреть здесь
  6. в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края – смотреть здесь
  7. в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области – смотреть здесь

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  1. КСИСХ.УЧ.– кадастровая стоимость исходного участка
  2. КСобр.уч. – кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  3. Sдоб.уч. – площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  4. Sисх.уч. – площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  5. Sобр..уч. – площадь участка, образуемого в результате перераспределения

Вопрос определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

  • Плата за «добавку» из федеральной земли

Р = 0.15 х  (КСИСХ. ФЕД.УЧ. / SИСХ. ФЕД.УЧ)  х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы составит 15% от кадастровой стоимости ЗУ, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения. Так установлено Правилами (пункт3).

  • Плата за добавку земли субъекта РФ  

Р = (КСИСХ.УЧ. / SИСХ.УЧ) х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.

Отдельные примеры

Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:

P = КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г.

утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

P = 0.15 (КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.)

Когда и куда вносится плата за добавленный участок?

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка?

Межеванием нужно заняться после получения от администрации:

  • или решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
  • или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

После этого заявитель должен предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка. Это этап завершения процедуры заключения Соглашения.

После заключения Соглашения происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного ЗУ заявителя
  • образуется ЗУ с увеличенной площадью
  • появляется право частной собственности заявителя на земельный участок с увеличенной площадью
  • ЗУ, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах

Внимание

Вы ознакомились с разделом №3 статьи

Начало статьи:

Продолжение статьи:

Полезная информация

  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12603.htm

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”

Цель перераспределения земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.

29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.

4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.

6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Врио директораДепартамента недвижимости М.В. Бочаров

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

– как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

– как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

https://www.youtube.com/watch?v=nPEjmI-Nikw

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985128/

Перераспределение земельного участка: цели, порядок и особенности перераспределения границ | Статьи компании «СкайЛайн»

Цель перераспределения земельного участка

Перераспределение земельных участков – юридическая процедура, при которой из нескольких смежных землевладений образуются новые. В перераспределении могут участвовать несколько участков (ЗУ), каждый из которых прекращает существование как самостоятельный объект гражданского права.

Специфика перераспределения земельных участков частной и государственной собственности:

  • Множественность на всех стадиях юридической процедуры. Создание нескольких ЗУ из одного – разделение, создание одного из нескольких исходных, т.е. объединение. Оба определения попадают под категорию перераспределения.
  • Перераспределение возможно только для смежных участков, часть границ которых совпадает.
  • Количество новых участков может отличаться от исходного или совпадать с ним. Во втором случае количество ЗУ остается прежним, меняются границы и площадь.

Сохранение и возникновение имущественных прав при перераспределении ЗУ регулируется правоустанавливающими документами – соглашение о перераспределении земельных участков между частными лицами, решение государственных или муниципальных органов власти.

Если исходный надел земли предоставлен физическому лицу в безвозмездное пользование, аналогичное право собственности возникает на ЗУ иной площади и конфигурации. Аналогичным образом возникают права безвозмездного пользования и наследуемого владения: объект (границы и площадь) изменяется, право остается.

Право на беспрепятственный проход и проезд, прогон скота, доступ к водоемам или лесным угодьям переходят с исходных землевладений на новые в прежних границах.

Цель и правила перераспределения земельного участка

Самая популярная причина перераспределения ЗУ: невозможность пользования землей по целевому назначению из-за конфигурации или неудобного расположения участка:

  • вклинивания и вкрапления смежных участков;
  • некорректная форма, изломанная линия границы, усложняющая пользование;
  • логистические сложности – необходимость пользоваться территорией чужого участка для обслуживания или подвода инженерных коммуникаций;
  • неудобный подъезд или подход к участку;
  • отсутствие выхода к дороге общего пользования.

Перераспределение муниципальных земельных участков или территорий, находящихся в частном владении, осуществляется по общим правилам статьи 11.2 Земельного кодекса РФ. В отдельных случаях специалисты руководствуются особыми нормами, если в результате процедуры образуются многоконтурные участки или в перераспределении участвуют искусственно созданные землевладения.

Образованные в результате перераспределения участки должны соответствовать общим требованиям, указанным в статье 11.9 Земельного кодекса РФ:

  • Предельные размеры образуемых участков соответствуют градостроительным регламентам, если регламенты предусмотрены законодательством.
  • Границы земельных участков не пересекают границы муниципальных образований и/или границы населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
  • Образование новых земельных участков не ущемляет права собственников и иных правообладателей объектов недвижимости, расположенных на исходных участках.
  • Образование земельных участков не приводит к вклиниванию, вкраплению, излому границ, невозможности размещения объектов недвижимости и другим действиям, препятствующим рациональному использованию и охране земельного фонда.

Порядок и этапы перераспределения

Перераспределение земельных участок осуществляется в установленном порядке и в сроки, указанные в действующих нормативных правовых актах. Процесс включает несколько этапов:

  • Владельцы перераспределяемых участков заключают взаимное соглашение о перераспределении земли. Не имеет значение, кому принадлежат землевладения: физическим лицам, государству или муниципалитету.
  • Каждый из владельцев собирает и передает в МФЦ или другой уполномоченный орган пакет документов вместе с заявлением.
  • Представители уполномоченного органа анализируют основания для перераспределения и выносят постановление.
  • Кадастровый инженер выполняет необходимые межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела согласно общей кадастровой схеме.
  • Новообразованные участки ставятся на кадастровый учет в Росреестре. Каждый участок получается индивидуальный кадастровый номер, на него оформляется паспорт, а данные о площади вносятся в государственный кадастр объектов недвижимости.
  • На финальном этапе выполняется регистрация прав собственности на участки для каждого владельца.

На разных этапах процедуры перераспределением занимаются владельцы земель, геодезисты и сотрудники Росреестра. Как и все остальные способы образования новых участков, процедура перераспределения может занять не менее 2 месяцев.

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей

Основания для процедуры указаны в статье 39.27 Земельного кодекса РФ. Перераспределению подлежат муниципальные земли и участки:

  • не предоставленные ранее в пользование частным лицам и не обремененные правами частных лиц за исключением сервитутов;
  • предоставленные в пользование одному лицу с его согласия на одном виде права.

Перераспределение земельных участков муниципальной собственности регулируется статьей 39.28 Земельного кодекса с учетом требований Федерального закона РФ № 171 от 23 июня 2014 года. Процедура возможна при выполнении требований:

  • Исходные земельные участки расположены в пределах застроенной территории, на которую подписан договор о развитии. Цель процедуры – приведении границ в соответствие с проектом межевания.
  • Границы участков приводятся в соответствие с проектной документацией для устранения ошибок – вклинивания и вкрапления смежных владений, изломанности границ, чересполосицы. Площадь новообразованного участка не должна превышать допустимые законодательством граничные лимиты.
  • Муниципальные земли и участки перераспределяются для выделения наделов под садоводство или огородничество, ведение дачного или личного подсобного хозяйства;
  • Участки изымаются для муниципальных нужд при строительстве линейных или иных капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков частной собственности

Процедура осуществляется на основании проекта межевания территории или схемы расположения ЗУ на кадастровом плане. Требует обязательного заключения соглашения в простой письменной форме.

К соглашению заявитель прикладывает кадастровый паспорт на участок.

Если в ходе перераспределения площадь нового участка увеличивается, владелец обращается в муниципальные органы для расчета размера платы.

В соглашении обязательно указываются:

  • личные данные владельцев смежных участков;
  • техническая информация на землевладения;
  • данные о праве собственности на перераспределяемую землю;
  • сущность процедуры – цель и порядок перераспределения.

Документ передается кадастровому инженеру, после окончания геодезической съемки направляется в исполнительный орган власти для регистрации права собственности на новый участок и оформления кадастрового паспорта на землю.

Помимо соглашения для заказа услуги в МФЦ или специализированной компании понадобятся:

  1. Заявление о перераспределении земель.
  2. Схема расположения земельного участка (только в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков).
  3. Копия проекта межевания территории и решение об его утверждении.
  4. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
  5. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица.
  6. Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства.
  7. Учредительные документы (Нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала 1 экз., предоставляется без возврата для юридических лиц).
  8. Выписка из ЕГРП о правах на здания, сооружения, расположенные на перераспределяемом земельном участке.
  9. Выписка из ЕГРП о правах на перераспределяемый земельный участок.
  10. Кадастровый паспорт исходного земельного участка.

Возможные причины отказа в перераспределении участков

Государственные органы могут не принять заявление и вынести письменный отказ в перераспределении на законных основаниях. Вот список самых распространенных причин для отказа:

  • Один из собственников, участвующий в сделке, не согласен c перераспределением.
  • Alt наделе, который планируется перераспределить, возведены здания, принадлежащие органу местной власти или государству.
  • B отношении участков установлены ограничения — арест или обременение.
  • Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.
  • Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.
  • B результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка, установленный местными органами власти (индивидуально для каждого региона).
  • Надел относится к категории земель c ограниченным оборотом.
  • Заявитель не предоставил полный пакет документов либо сведения в них неверны.
  • B результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.
  • Границы участков не соприкасаются друг c другом, наделы находятся в разных территориальных зонах или принадлежат разным категориям землепользования.

Некоторые из описанные причин можно устранить: провести межевание или подготовить недостающие документы. После устранения замечаний заявитель может обратиться за получением разрешения на перераспределение повторно.

Другие статьи

Источник: https://www.skyline-geo.ru/articles/osobennosti-pereraspredeleniya-zemelnykh-uchastkov

Перераспределение земельных участков в межевом плане

Цель перераспределения земельного участка

В ряде случаев у владельцев земельных наделов появляется необходимость перераспределить существующие границы своих земель, увеличивая площадь участка или разбивая один участок земли на несколько.

Такую процедуру необходимо оформить законодательно, внеся необходимые данные в межевой план земельного надела.

Понятие и особенности перераспределения участков

Под перераспределением земельных наделов подразумевается взаимное изменение границ смежных земельных участков для образования новых участков с другой площадью.

Как и любые работы по изменению границ, перераспределение должна осуществлять геодезическая фирма, имеющая соответствующую лицензию, а измерительные работы на местности проводит кадастровый инженер.

Когда необходимо

Перераспределение земельных наделов проводится в следующих случаях:

  • При необходимости проложить коммуникации по соседнему участку;
  • Для выдержки минимального допустимого расстояния от дома до границы надела;
  • При изменении границ соседних участков решением суда;
  • При необходимости раздела одного участка между несколькими собственниками;
  • Для увеличения площади одного надела за счёт соседнего;
  • Для устранения ломаных границ наделов или чересполосицы;
  • Для строительства жилья на границе смежных наделов, принадлежащих одному собственнику.

Если часть коммуникаций (водопровод, электричество) в силу особенности инженерных расчётов надлежит проложить по соседнему участку, то целесообразно осуществить перераспределение границ посредством выкупа части соседнего участка, где расположатся эти коммуникации.

Важно помнить, что расстояние от жилого дома до границы надела земли должно быть не меньше трёх метров, и если строительство уже начато слишком близко к границам, есть смысл передвинуть их.

Разделение участка на отдельные наделы может потребоваться при оформлении наследственного права на такой участок несколькими наследниками, которые хотят продолжить пользование землёй, а также при расформировании крестьянско-фермерского долевого хозяйства, когда каждому участнику полагается выделение земельной доли в натуре.

Если границы участка ломаные или имеют острые углы, а также в случае неравномерного разграничения с чередованием включений чужой собственности (чересполосица), то таким участком часто неудобно пользоваться, и перераспределение поможет сформировать более ровные границы.

Перераспределение также необходимо, когда собственник желает увеличить площадь своего участка за счёт присоединения неразделённой муниципальной земли (прирезка), или за счёт объединения двух собственных соседних наделов, ликвидировав их смежную границу.

Особенности перераспределения земельных наделов

Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:

  • Разделение одного надела на несколько;
  • Прирезка (увеличение) площади надела;
  • Выдел одного или нескольких участков из одного;
  • Объединение нескольких смежных наделов в один;
  • Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.

Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить, что если разделу подлежат участки, которые эксплуатируются на основании права постоянного бессрочного использования, то для разделения необходимо направлять запрос в орган исполнительной власти, которому принадлежат эти участки.

Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Участки не должны находиться под судебным арестом;
  • Все участки должны иметь регистрацию в кадастровой палате;
  • Участки должны быть смежными (имеют хотя бы одну общую границу);
  • Участки должны относиться к одной категории земель.

Следует знать, что участки земли, из которых были сформированы новые наделы в результате перераспределения границ, прекращают свое существование с момента регистрации вновь образованных наделов в ЕГРН, согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.

Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

Документальное оформление

Все операции по перераспределению наделов земли осуществляются путём межевания с указанием вновь образованных границ в графической части межевых планов изменённых участков, а для новых участков составляются первичные межевые планы.

Оформление прирезок

Многие владельцы дачных или садовых участков увеличивают территорию своих земельных наделов, самовольно передвигая фактические границы таких наделов.

Если присоединённая к наделу земля (прирезок) принадлежит не соседнему землевладельцу, а муниципальным органам власти, то существует процедура законного оформления такого присоединения, которая появилась с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г.

Оформить право собственности на добавочную территорию возможно только в случаях, предусмотренных п.п. 1,3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ:

  • Подлежащие оформлению прирезки не относятся к землям, которые были ранее предоставлены физическим и/или юридическим лицам в пользование;
  • Прирезки не обременены вещными правами третьих лиц;
  • Лицо, оформляющее прирезки к своему наделу земли, пользуется данным наделом на праве собственности;
  • Все прирезки, оформляемые по отношению к одному наделу, должны принадлежать одному и тому же федеральному или муниципальному собственнику;
  • Орган исполнительной власти, являющийся собственником присоединяемой земли, дал соответствующее разрешение.

Важно знать, что обременение прирезок публичным сервитутом не препятствует их присоединению к частному наделу, но наличие сервитута должно быть учтено при формировании и закреплении граничных точек вновь образованного участка.

Для юридического оформления увеличения надела земли за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий:

  • Подача заявления об увеличении площади надела путём перераспределения в орган исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления земельным комитетом (30 дней);
  • Организация заявителем кадастровых (геодезических) работ;
  • Оформление предварительного межевого плана на вновь образованный надел;
  • Представление результатов кадастровых работ в земельный комитет;
  • Подписание итогового соглашения о перераспределении в органах исполнительной власти;
  • Оплата за увеличение территории (в течение 30 дней после подписания соглашения);
  • Оформление права собственности на вновь образованный надел.

Заявление об увеличении площади участка должно содержать следующие данные, в соответствии с п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:

  • Информация о заявителе (ФИО, паспортные данные, адрес, реквизиты);
  • Кадастровый номер надела, подлежащего увеличению;
  • Кадастровый номер участка, к которому относится прирезок;
  • Реквизиты проекта межевания территории.

Для наделов, относящихся к садовым или дачным объединениям, проект межевания территории находится в правлении товарищества или у органов исполнительной власти, предоставивших земли данным объединениям.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Свидетельство о праве собственности на надел;
  • Правоустанавливающие документы (договор мены, дарения, купли-продажи и т.д.);
  • Схема расположения надела;
  • Кадастровые документы на надел;
  • Копия паспорта заявителя.

По итогам рассмотрения заявления может быть получен отказ в заключении соглашения по следующим причинам, согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ:

  • Отсутствие согласия лиц, имеющих право на участвующие в перераспределении наделы земли;
  • Нахождение на присоединяемом участке строений, относящихся к федеральной или муниципальной собственности;
  • Отношение подлежащего присоединению прирезка к государственным или муниципальным землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • Отношение прирезка к землям, зарезервированным для государственных нужд;
  • Наличие предварительного согласования о предоставлении физическим или юридическим лицам участка, к которому относится прирезок;
  • Превышение максимально допустимой площади надела после увеличения за счёт прирезка;
  • Границы надела, принадлежащего заявителю, подлежат уточнению;
  • Приложенная схема расположения надела составлена с нарушениями;
  • Вновь образованный участок выходит за красные линии границ.

Максимально допустимая площадь надела земли для садоводства, дачного строительства или подсобного хозяйства определяется законодательными актами субъектов федерации.

Заявитель может устранить эти причины и вновь подать заявление.

В случае получения согласия на перераспределение земель заявителю следует обратиться в геодезическую фирму для оформления межевого плана для вновь образованного участка.

После проведения кадастровым инженером измерительных работ составляется предварительный межевой план, содержащий информацию о новых границах участка.

Данный предварительный план необходимо согласовать в земельном комитете для окончательного утверждения соглашения о перераспределении.

После рассмотрения земельный комитет утверждает окончательный вариант межевого плана и происходит подписание соглашения о перераспределении.

Присоединение прирезка из государственных земель происходит за плату, которая устанавливается органами власти, являющимися собственниками таких земель на федеральном или местном уровне, согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ. Как правило, стоимость присоединённой территории рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земли, а не рыночной.

После подписания соглашения и оплаты необходимо обратиться в органы Росреестра с квитанцией об оплате, подписанным соглашением и всеми документами на надел земли для оформления права собственности.

Оформление перераспределения частных владений

Если смежные участки принадлежат соседним владельцам, то эти владельцы могут перераспределить смежные границы по обоюдному согласию.

В таких случаях порядок действий следующий:

  • Заключение предварительного соглашения между владельцами о перераспределении смежных границ;
  • Обращение участников соглашения в геодезическую компанию для проведения межевых работ по установлению новых границ;
  • Подача заявления о перераспределении границ в местную администрацию;
  • Утверждение нового межевого плана в кадастровой палате;
  • Оформление в собственность вновь образованных участков.

К тексту заявления необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов участников соглашения;
  • Правоустанавливающие документы заявителей на их наделы;
  • Свидетельства заявителей о праве собственности на их наделы;
  • Кадастровые документы;
  • Результаты работы геодезической компании;
  • Текст соглашения сторон с обоснованием перераспределения.

Оплата в данном случае производится на договорной основе между собственниками наделов, а в местной администрации проверяют заявление на наличие нарушений, связанных с недостоверно предоставленными данными или возможным превышением максимальных площадей, установленных для участков данной категории региональными властями.

Итак, перераспределение земельных наделов позволяет законным путём устранить ломаные границы, облегчить доступ к коммуникациям и увеличить площадь своего надела.

При осуществлении процедуры необходимо учитывать законные интересы третьих лиц и тщательно собирать все документы, чтобы избежать возможного отказа или затягивания процедуры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/kadastrovyj/plan/mezhevoj/pereraspredelenie-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.