Цель использования земельных участков

Использование земельного участка

Цель использования земельных участков
Перейти к следующей статье

Хотя давно известно, что цели использования земельных участков могут быть самыми разными, понятие «разрешенное использование земельных участков» появилось в отечественном земельном праве недавно.

Оно отсутствовало в законодательстве Российской Империи и не применялось в пришедшем ему на смену советском земельном законодательстве.

Необходимость появления инструмента, призванного обеспечивать правовые пределы использования земельных участков (а именно таковым инструментом в известной степени является разрешенное использование земельных участков), стала очевидной в конце XX столетия с началом проведения земельной реформы.

О разрешенном использовании земельного участка впервые сказано в Указе Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г.

№ 1535 «Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».

Дальнейшее уточнение понятия «разрешенное использование земельных участков» было дано Земельным кодексом РФ в 2001 году и Градостроительным кодексом РФ в 2004 году.

Категории земель по целевому назначению и разрешенное использование земельных участков

Сегодня наряду с делением земель на категории по целевому назначению разрешенное использование земельных участков является одним из важных принципов земельного законодательства Российской Федерации.

Правовой режим земельных участков определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Только делением земель на категории обеспечить полную конкретизацию правового режима земельных участков невозможно.

(Справедливости ради необходимо отметить, что в специальной литературе до сих пор не сложилось единого мнения, является ли разрешенное использование элементом правового режима земельных участков, или это лишь правовой способ определения его содержания).

Напомним, что земли, указанные в пункте 1 статьи 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Кодекс выделяет несколько категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики и т.д.

; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Разрешенное использование должно определяться для земельных участков, образованных из состава земель всех категорий, кроме земель запаса.

Виды использования земельных участков

Закон предусматривает следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Вспомогательные являются дополнительными к основным и условно разрешенным видам разрешенного использования и осуществляются совместно с ними.

Условно разрешенное использование земельного участка отличается от основного вида разрешенного использования тем, что предполагает получение специального разрешения.

Правообладатель земельного участка ─ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении разрешения на один из условно разрешенных видов использования земельного участка, должен направить заявление о его предоставлении в соответствующие властные структуры.

Порядку предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства посвящена отдельная статья градостроительного кодекса Российской Федерации ─ статья 39.

Любой вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий выбирается правообладателем самостоятельно, и не предполагает получения дополнительных разрешений и проведения процедур согласования.

Впрочем, часть отечественных юристов полагает, что предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации право самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбирать любой из видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных зонированием территорий, не подкреплено механизмом реализации, в полной мере обеспечивающим его выполнение.

Виды использования земельных участков и территориальное зонирование

Разрешенное использование земельных участков устанавливается предусмотренным Земельным кодексом РФ зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения градостроительного зонирования определяются Градостроительным кодексом РФ.

Сущность зонирования заключается в разделении территории на несколько зон, и в определении для каждой из этих зон особого режима. Например, экологических ограничений хозяйственной и иной деятельности или дифференцированных размеров арендной платы. К каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В делении земель на категории по их целевому назначению и зонировании территорий есть много общего, как с точки зрения целей этих мероприятий, так и их влияния на определение правового режима земель.

Четкое и недвусмысленное определение правового режима земель ─ одна из основных целей зонирования территорий.

Оно позволяет лучше гарантировать права собственников; увеличить поступления в местные бюджеты за счет земельного налога (по крайней мере, до введения в действие налога на недвижимость); привлечь в недвижимость инвестиции и даже действенно помочь в решении жилищных проблем значительной части населения.

Кроме того, зонирование территорий ─ это правовой способ государственного регулирования использования частной земельной собственности, способствующий гармонизации государственных, общественных и частных интересов.

Нередко понятие зонирования отождествляют только с градостроительным зонированием, рассматривая термины «зонирование территорий» и «градостроительное зонирование» в качестве синонимов. Хотя градостроительное зонирование ─ только частный случай зонирования территорий. Помимо него есть еще экологическое и функциональное зонирование.

Классификатор видов использования земельных участков

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г.

№ 527-р в целях повышения качества сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, в августе 2014 года, запланировано утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Данный ведомственный нормативный правовой акт должен устанавливать исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков.

Приказ Минэкономразвития РФ № 630 от 29 октября 2013 г.

«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» установил классификатор в виде таблицы, состоящей из трех столбцов: наименование вида разрешенного использования земельного участка, описание вида разрешенного использования земельного участка, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка.

Например, сельскохозяйственное использование ─ выращивание, производство и первичная переработка сельскохозяйственной продукции, включает такие виды разрешенного использования земельных участков, как пашня, животноводство, пастбища и сенокосы, пчеловодство, огородничество, полевой участок личного подсобного хозяйства, рыбоводство и разведение водоплавающей птицы, садоводство и виноградарство, содержание питомников, обеспечение сельскохозяйственного производства.

А использование земли для жилой застройки включает малоэтажную жилую застройку (индивидуальное жилищное строительство; строительство дачных домов и садовых домов), приусадебный участок личного подсобного хозяйства, блокированную жилую застройку, передвижное жилье, среднеэтажную жилую застройку, многоэтажную жилую застройку (высотное жилье), обслуживание жилой застройки.

Наряду с этими классификатор использования земельных участков включает такие виды разрешенного использования земельных участков как общественное использование объектов капитального строительства, предпринимательство, отдых (рекреация), производственная деятельность, транспорт, обеспечение обороны и безопасности, деятельность по особой охране и изучению природы, лесная, водные объекты, общее использование территории.

Изменение разрешенного использования земельного участка

Иногда возникает необходимость изменить разрешенное использование земельного участка. Изменение вида использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, решения об изменении одного вида разрешенного использования на другой принимаются в соответствии с федеральными законами.

Позитивное обязывание и запрет

Установление разрешенного использования (назначение использования) земельного участка сочетает позитивное обязывание и запрет.

Пример общего запрета ─ законодательное запрещение использования земельного участка способом, не предусмотренным правовым актом, который определил вид (виды) его разрешенного использования.

В Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрено наложение административного штрафа за нецелевое использование земельного участка равно как за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в указанных целях в течение определенного срока. Штраф может накладываться как на граждан, так и на должностных и юридических лиц.

Государство стремится побудить правообладателей не только обеспечить целевое использование земельного участка, но и соответствующий порядок использования земельного участка.

Так, например, нарушения режима использования участков в водоохранных зонах наказываются административными штрафами различных размеров, которые взыскиваются с граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц. Для двух последних категорий наказанием может быть административное приостановление деятельности.

Установление разрешенного использования земельных участков позволяет обеспечить конкретный и устойчивый способ их эксплуатации, соответствующий целевому назначению земель, из состава которых они образованы.

И что особенно важно, даже в условиях рыночной экономики, когда значительная часть земли находится в частной собственности, государство не отстраняется от «земельного вопроса», сохраняя свое позитивное влияние, способствуя эффективному использованию и сохранению земельных ресурсов.

16 июля 2014 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: https://zakadom.ru/ispolsovanie_zemelnogo_uchastka

Цель использования земельного участка: виды и способы изменения, зачем менять назначение земли и порядок действий, необходимые документы

Цель использования земельных участков

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования.

Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование.

Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.

Источник:

Разрешенное использование земельных участков

Разрешённое использование ЗУ – это принятые хозяйствующим субъектом нормативы в использовании земельного массива, выделенного в правообладание гражданам, организациям или использующимися по его усмотрению. Определяется характером работ и целей, которые разрешено реализовать в соответствующих территориальных пределах.

Этот вид регламента пользования зачастую путают с категорией земель, что создаёт замешательство в понимании правовых основ для правообладателелей ЗУ.

Разрешённое использование формируется на фоне проектирования целостной картины, в которой отдельные фрагменты определяют части создаваемого ладшафта, независимо от того, является ли он землями сельскохозяйственного назначения или землями поселений и участками под ИЖС.

Дифференциация разрешённого использования ЗУ определена Градостроительным и Земельным кодексами, в соответствии с которыми муниципалитет делит земельные массивы на территориальные зоны и определяется объективными целями использования ЗУ. Виды разрешённого использования определяются в соответствии со специальным классификатором кодов разрешений.

Цель использования земельного участка

Каждый участок земли приобретается в собственность или пользование с главной целью – получения пользы от его обработки. Под пользой практически каждый правообладатель понимает то, что ему ближе, что отражает возможность исполнения собственных желаний и намерений при обработке земли. В числе приоритетов могут быть следующие:

  1. Обработка земли с целью выращивания фруктов, овощей как для собственного потребления в пищу, так и для возможной реализации и получения прибыли.
  2. Разведение сада, как для удовлетворения эстетического вкуса хозяев, так и для возможной реализации плодов как оптом, так и в розницу.
  3. Использование земли под индивидуальное предпринимательство.
  4. Возведение капитального строения, которым может быть как частный дом, так и жилое здание с вариантами допустимой этажности.
  5. Развитие промышленных зон или нежилых деловых и торговых участков как в населённых пунктах, так и за их пределами.
  • Каждая из перечисленных целей, а также иные возможные цели обработки и приобретения ЗУ, отражаются в их целевом использовании, которое более дифференцированно, чем разделение земель на категории, отражает характеристики допускаемых работ в земельном и территориальном массиве.
  • Однако целевое назначение земель также имеет свои структурные образования, которые предоставляют стандартный набор условий для правообладателей при пользовании участками.
  • То есть фактическое использование земли должно опираться на представленные виды разрешения, к которым относятся:
  • основной вид;
  • условно-разрешённый;
  • дополнительный.

Основной вид использования ЗУ определяет регламент его использования. Например, в определённых зонах градостроительный регламент предусматривает исключительно строительство двухэтажек, а в других – коттеджей.

Фактическое и разрешённое использование земель должны совпадать, в противном случае – договор пользования может быть аннулирован, а правообладатель оштрафован.

Если участок используется на правах собственности – владелец имеет возможность согласовать собственные интересы в эксплуатации участка с интересами хозяйствующего субъекта.

Порядок использования

Между ними проложены земли, где проходит транспортное и иное сообщение. Инженерные коммуникации и участки, обременённые публичным сервитутом – это далеко не полный перечень земель, в пользовании которыми должен быть установлен порядок.

В силу этого основной вид разрешения вменяет в ответственность гражданам соблюдать установленный порядок. Его специфика заключается в том, что в местах общественного пользования землями, например на автобусных остановках или вблизи линий электропередач и т.п., не санкционированы те или иные действия субъектов пользования.

Но практически каждый из них осведомлён о том, каким образом они используются совместно.

То есть ЗУ, используемые совместно, в соответствии с видом разрешённого использования, опираются на установленный порядок.

Источник: https://erckzn.ru/oformlenie/tsel-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-dopustimye-resheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.